Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В условиях развития современной экономической системы сложно представить деятельность коммерческой фирмы без эффективного использования своих активов. Они являются обязательным элементом любого производственного процесса.
Активы предприятия являются основой производственного потенциала организации, так как позволяют выпускать конкурентноспособную продукцию.
Кроме этого, активы могут обеспечить прирост продукции в предстоящем периоде благодаря имеющимся резервам, и как следствие воздействовать на получение положительного экономического эффекта, что является целью любой коммерческой организации. Данный факт также подтверждает важную роль активов в процессе производства.
Актуальность темы заключается в том, что современная рыночная экономика предполагает высокую конкуренцию. В конкурентной экономике каждый экономический субъект ставит перед собой цель максимизировать выгоду от использования своих активов для извлечения прибыли. В связи с этим в условиях ограниченности ресурсов от экономических субъектов требуется рационально использовать активы, а также своевременно и правильно ими управлять.
В связи с вышесказанным тема исследования является актуальной, а цель работы -анализ управления активами предприятия и разработка мер по его совершенствованию.
В соответствии с целью в работе требуется решить следующие задачи:
-рассмотреть экономическую сущность внеоборотных и оборотных средств предприятия;
- изучить методы управления активами предприятия;
-дать характеристику ЗАО «Вологодский Хлебокомбинат»;
-провести анализ активов предприятия ЗАО «Вологодский Хлебокомбинат»;
- разработать мероприятия по совершенствованию управления активами предприятия;
- дать оценку эффективности предложенных мероприятий.
Объект исследования ЗАО «Вологодский Хлебокомбинат.
Предмет исследования-активы предприятия.
В работе использованы как теоретические (классификация, сравнительный анализ, метод анализа литературы по теме, формализация), так и практические (описание, табличный, сравнение, графический) методы исследования.
Использованы учебные пособия, материалы периодических изданий, данные интернет-источников, документы ЗАО «Вологодский Хлебокомбинат» для написания работы.
Практическая значимость работы заключена в применении разработанных в ней рекомендаций для улучшения организации и управления оборотными средствами ЗАО «Вологодский Хлебокомбинат».
Структура работы включает введение, две главы, заключение и список источников.
Рассмотрены в первой главе теоретические основы управления активами предприятия.
Во второй главе рассматриваются практические аспекты организации и управления активами в ООО «ЗАО «Вологодский Хлебокомбинат», а также разработаны рекомендации по совершенствованию их управления.
В заключении представлены выводы.
1. Теоретические основы управления активами предприятия
1.1 Экономическая сущность внеоборотных и оборотных средств предприятия
Активы фирмы являются одной из важнейших категорий любой фирмы, так как их размер и структура оказывают влияние на показатели финансовой устойчивости и платежеспособности фирмы.
В настоящее время недостаток активов является ключевой проблемой для любой фирмы. Это связано с неэффективным управлением активами. Поэтому фирмам для обеспечения конкурентоспособности нужно совершенствовать управление активами.
Активы должны приносить фирме доход. Именно по этому принципу – участию в обороте, сроку полезности – выделяют внеоборотные и оборотные активы:
Оборотные средства -совокупность денежных средств, авансируемые для создания оборотных производственных фондов и фондов обращения и обеспечивающие непрерывный кругооборот денежных средств. Они полностью расходуются в технологическом процессе и тем самым переносят стоимость на продукцию. Их состав и классификация представлены на рисунке 1, который из-за своего большого объема помещен в Приложение. 1.
Внеоборотные активы -имущественные ресурсы фирмы с длительным сроком обращаемости, используемые в процессе производства или коммерческой деятельности. Их состав и классификация представлены на рисунке 2, который из-за своего большого объема помещен в Приложение 2.
В отличие от оборотных активов внеоборотные средства имеют долгий срок эксплуатации (более 1 года), участвуют во множественных производственных циклах и переносят свою финансовую стоимость на результат деятельности постепенно. При этом на некоторые из них делаются амортизационные начисления [6, с.73].
Функции внеоборотных активов:
-обеспечение финансовой выгоды в перспективе;
-гарантия бесперебойного производства товаров или исполнения услуг;
-поддержание управленческих нужд.
Кругооборот внеоборотных активов-движение их стоимости (основных фондов, нематериальных активов) посредством их амортизации и последующего реинвестирования средств амортизационного фонда.
Участвуя в производственном процессе оборотные средства осуществляют кругооборот, который разделяют на две сферы:
-сфера производства-оборотные производственные фонды (материалы, незавершенное производство, расходы будущих периодов);
-сфера обращения-фонды обращения (готовая продукция, денежные средства, дебиторская задолженность).
Чем быстрее оборотные средства сделают кругооборот, тем больше продукции фирма продает.
Есть три основных свойств оборотных средств:
- они авансируются в различные виды текущих затрат раньше получения дохода;
- воспроизводятся регулярно в хозяйственном обороте, как наиболее ликвидные активы, обязательные для обеспечения непрерывности воспроизводственного процесса;
- абсолютная потребность в оборотных средствах устанавливается компанией, так как она зависит от количества произведенной продукции и системы снабжения и сбыта продукции [11, с.98].
Оборотные средства выполняют две основные функции:
-производственная-создание материальной базы для обеспечения непрерывного производства на предприятии и реализации готовой продукции покупателям;
-платёжно-расчётная-обслуживание расчётных операций в процессе кругооборота товарно-материальных ценностей.
Таким образом, суть всех функций любых активов фирмы в обеспечении непрерывности и ритмичности процессов производства и производства готовой продукции.
По источникам образования делятся активы фирмы на:
-собственные;
-привлеченные;
-заемные.
Позволяет использование заемных средств фирме ускорять оборачиваемость активов и увеличивать объемы совершаемых хозяйственных операций. Однако применение данного источника приводит к появлению определенных проблем, связанных с дальнейшей необходимостью обслуживания установленных долговых обязательств.
Минимальная сумма средств для финансирования производства обеспечивается за счет собственных источников активов (уставный капитал, резервы и прибыль прошлых лет).
Фирма может не иметь собственных внеоборотных активов (только арендованные), но всегда есть оборотные средства.
Собственные оборотные средства предназначены для восполнения потребностей по созданию материально-производственных запасов и затратам для гарантии бесперебойной работы фирмы [9, с.125].
То есть собственные оборотные средства можно рассматривать с двух позиций. Во-первых, это часть активов, направленных на получение прибыли. Во-вторых, это часть долгосрочных источников финансирования, за счет которых формируются собственные оборотные средства фирмы.
Нормальным считается положительное значение собственных оборотных средств. На практике как увеличение, так и уменьшение значения этого показателя может по-разному влиять на ликвидность, финансовую устойчивость и деловую активность фирмы.
Временная потребность в оборотных средствах компенсируется за счет заемных и дополнительно привлеченных источников. Эти средства временно участвуют в обороте фирмы. С их помощью фирма восполняет образовавшийся спрос в оборотных средствах.
Таким образом, активы предприятия имеют сложную структуру и состав, что влияет на эффективность их использования.
1.2 Методы управления активами предприятия
Основная цель управления активами предприятия-улучшить его финансовое положение, достигнуть максимального уровня прибыли (тактическая цель) и увеличить стоимость компании (стратегическая цель).
Управление активами предприятия- комплекс мер, направленных на оптимизацию их количественного и качественного состава.
Управление внеоборотными активами предполагает анализ:
-состава и загруженности;
-эффективности и изношенности;
-целесообразности принятия мер по поддержке функционирования.
Дальнейшие этапы в управлении внеоборотными активами:
-принятие решений о продаже неиспользуемого или неэффективно используемого имущества;
-оптимизация производственных процессов;
-принятие решений о мерах поддержки имеющихся активов на уровне, обеспечивающем должный экономический эффект от их применения;
-принятие решений о приобретении нового имущества взамен изношенного или морально устаревшего;
-определение источников финансирования нового имущества [16, с.81].
Управление внеоборотными активами должно быть планируемым и регулярным. Вместе с тем рекомендации по управлению внеоборотными активами могут иметь только общий характер в силу существования на каждом предприятии своей специфики.
Управление оборотными средствами-система принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, связанных с формированием оборотного капитала в необходимом и достаточном объёме при наименьших затратах и его эффективным использованием в различных видах деятельности предприятия.
Есть три основные модели управления оборотными активами:
-консервативная-базируется на полном удовлетворении потребностей предприятия во всех видах оборотных средств с помощью создания значительных объемов резервов на случай возникновения различных непредвиденных ситуаций;
-умеренная-предполагает полное удовлетворение потребностей предприятия с помощью создания резервов на случай возникновения непредвиденных ситуаций;
-агрессивная-суть заключается в минимизации уровня резервов оборотных активов. Это позволяет предприятию оптимально использовать оборотные средства в периоды стабильности, но приводит к значительным финансовым потерям в случае возникновения неблагоприятных ситуаций.
Эффективность использования оборотных активов характеризует комплекс показателей, основными из которых являются показатели оборачиваемости, коэффициент загрузки средств в обороте, материалоотдача и материалоемкость [5, с.94].
Ключевая роль в политике управления оборотными средствами отводится анализу показателей оборачиваемости. Общепринятых нормативных значений показателей оборачиваемости как оборотных средств в целом, так и отдельных их элементов, не существует.
Оборачиваемость -характеристика, которая дает представление о том, с какой периодичностью возвращается каждая единица денежных средств, вложенная в оборотные средства.
Для понимания скорости оборота фирмы используют два показателя.
Первый из них-коэффициент оборачиваемости оборотных активов, он рассчитывается по формуле:
КОоа = Орп / ООАср, (1)
где КОоа - коэффициент оборачиваемости ОА;
Орп - объем реализованной продукции;
ООАср - средний остаток оборотных активов [14, с.102].
Второй показатель-длительность оборота оборотных активов находят по формуле:
ДОоа = Т × ООАср / Орп, (2)
где ДОоа - длительность одного оборота оборотных активов;
Т - количество дней в анализируемом периоде (месяц, квартал, год).
Эти два показателя взаимосвязаны. Чем выше КОоа, тем короче период, за который денежные средства вернутся к фирме. Чем короче ДОоа (за счет высокого КОоа), тем эффективнее работает фирма.
Величина собственных оборотных средств определяется фирмой самостоятельно. Она вычисляется исходя из минимальной потребности в средствах для формирования необходимых запасов и для совершения расчетов в назначенный срок по формуле:
СОС = ОА – КО, (3)
где СОС - собственные оборотные средства;
ОА - оборотные активы;
КО - краткосрочные обязательства.
Анализ оборотных средств, их структуры и оборачиваемости необходим для принятия управленческих решений. В отношении оборотных средств целью менеджмента является увеличение их рентабельности и в то же время обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности. При этом следует учитывать, что повышение рентабельности оборотных средств во многом идет за счет финансовой устойчивости.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая и вторая): от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ (ред. от 08.08.2024) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 48601/ (дата обращения: 18.11.2024)
2.Авдеева, В. И., Финансовый менеджмент: учебник / В. И. Авдеева, О. И. Костина, Н. Н. Губернаторова. - Москва: КноРус, 2021. - 427 с.
3.Александров О.А. Экономический анализ: учебное пособие / О.А. Александров, Ю.Н. Егоров. – М.: ИНФРА–М, 2020.-205 с.
4.Волков О. И. Экономика предприятия: учебное пособие / О.И. Волков, В.К. Скляренко. - 2-е изд. - Москва: ИНФРА-М, 2022. - 264 с.
5.Гинзбург А.И. Экономический анализ: предмет и методы/ А.И. Гинзбург. – СПб.: Питер, 2020.-298 с.
6.Басс А. Б. Финансы и кредит. Современные концепции: учебник / А. Б. Басс, Д. В. Бураков, В. Ю. Диденко. - Москва: НИЦ ИНФРА-М, 2020. - 420 с.
7.Ковалев В.В. Финансовый анализ: управление капиталом, выбор инвестиций, анализ отчетности /В.В. Ковалев – 2–е изд. перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика. 2020. – 500 с.
8.Куприянова Л. М. Финансовый анализ: учебное пособие / Л.М. Куприянова. - Москва: ИНФРА-М, 2021. - 157 с.
9. Мельник М. В. Экономический анализ: учебник и практикум для среднего профессионального образования / М. В. Мельник, В. Л. Поздеев.-2-е изд., перераб. и доп.- Москва: Издательство Юрайт, 2024.- 238 с.
10.Прыкина Л. В. Экономический анализ предприятия: учебник / Л. В. Прыкина. - 4-е изд. - Москва: Дашков и К, 2022. - 252 с.
11. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Г.В. Савицкая. - 6-е изд., испр. и доп.- Москва: ИНФРА-М, 2024.- 378 с.
12.Финансовая политика: учеб. пособие / Л. И. Юзвович, Н. Ю. Исакова, Е. А. Смородина и др.; под общ. ред. Л. И. Юзвович; М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Урал. гос. экон. ун-т. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2020. - 189 с.
13.Финансовый менеджмент: учебное пособие / А. И. Барабанов, А. С. Бородина, А. Н. Гаврилова [и др.]; под ред. Е. Ф. Сысоевой. - Москва: КноРус, 2022. - 496 с.
14.Финансовый менеджмент. Практикум: учебное пособие / Я. Ю. Радюкова, О. Н. Чернышова, А. Ю. Федорова [и др.] ; под ред. В. Ю. Сутягина. - Москва: КноРус, 2021. - 287 с.
15.Шеремет А. Д. Бухгалтерский учет и анализ: учебник / А.Д. Шеремет, Е.В. Старовойтова; под общ. ред. проф. А.Д. Шеремета. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: ИНФРА-М, 2021.
16.Экономика фирмы (организации, предприятия): учебник / под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. Т.Г. Попадюк, проф. Б.Н. Чернышева. - 2-е изд. - Москва: ИНФРА-М, 2022. - 296 с.
17.Илышева Н.Н. Анализ в управлении финансовым состоянием коммерческой организации: монография/ Н.Н. Илышева, С.И. Крылов. – 2-е изд., с изм. – М.: Финансы и Статистика, 2021.-95 с.
18.Беликов Ю. К. Прибыль в жертву ликвидности / Ю. К. Беликов, М. В.Доронкин // БДМ. Банки и деловой мир. – 2020. – № 5. – С. 10-18.
19.Власова Т. В. Проблемы экономики России в 2022 году и их решение [Текст] / Т. В. Власова, М. Д. Капустина// Исследования молодых ученых: материалы XXXIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2022 г.). - Казань: Молодой ученый, 2022. - С. 27-30.
20.Сайт ЗАО «Вологодский Хлебокомбинат»: официальный сайт. - 2025. - URL: http:// volhleb.ru (дата обращения: 24.01.2025)