Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы. На сегодняшний день существует мнение, что все вопросы, связанные с наркоманией, наркотиками, борьбе с данными негативными социальными явлениями, давно исследованы и изучены, а потому дальнейшая разработка обозначенной проблематики не даст никаких положительных теоретических и практических результатов. По нашему мнению, такое видение рассматриваемой темы не имеет под собой достаточных оснований и опровергается уже самим фактом того, что проблема наркомании и по сей день остается нерешенной, а потому весьма важной и актуальной.
В нашей стране на сегодняшний день наблюдается тенденция по увеличению роста употребления наркотиков в немедицинских целях, поэтому необходима скорейшая активизация деятельности публично-властных структур, ответственных за контроль в данной сфере, в том числе, безусловно, речь идет и про таможенные органы. Нужно противостоять сегодняшнему вызову и продолжать борьбу с наркоманией и наркоторговлей. Необходимо своевременно выявлять существующие в сфере работы обозначенных органов недостатки, и максимально быстро стремиться их устранить. Одной из важнейших задач в данном направлении нам видится обучение сотрудников данных органов, внедрение современных передовых технологий в их деятельность.
Объектом курсовой работы является перемещение через государственную границу Российской Федерации (далее также - РФ) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
Предмет курсовой работы - особенности борьбы незаконным перемещением наркотических средств и их прекурсоров через государственную границу РФ.
Цель курсовой работы заключается в исследовании порядка перемещения через государственную границу (ввоза, вывоза и транзита) РФ наркотических средств и их прекурсоров.
Объект предмет и цель исследования обусловили необходимость постановки и решения следующих задач:
-рассмотреть понятие и классификацию наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
-изучить правовое регулирование перемещения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров через таможенную границу;
-выполнить анализ результатов по выявлению и пресечению каналов незаконного перемещения наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров через таможенную границу;
-разобрать применения технических средств таможенного контроля, применяемых для выявления и пресечения каналов незаконного перемещения наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров;
-выявить проблемы и пути совершенствование перемещения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
Исследование носит комплексный характер, используются как общенаучные, так и частно-научные методы исследования: анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнительный метод, формально-юридический.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Законодательное определение наркотических средств и психотропных соединений содержится в Федеральном законе №3-ФЗ от 8 января 1998 года «О наркотиках и психоактивных веществах». Наркотические средства включают химические соединения как природного, так и синтетического происхождения, лекарственные формы (препараты) и определенные виды растений, которые входят в специальный Перечень наркотических средств и психотропных веществ, подлежащих контролю на территории России. Этот список формируется в соответствии с российским законодательством и международными соглашениями, такими как Единая конвенция о наркотиках 1961 года [21].
Психотропные вещества тоже представлены химическими соединениями, лекарственными препаратами и натуральными материалами, также включенными в указанную категорию. Контроль за этими веществами осуществляется с учетом российского законодательства и международных договоров, включая Конвенцию о психотропных веществах 1971 года.
Изучение норм данного закона позволяет выделить два основных критерия классификации: содержательный и формально-правовой. Содержательный критерий определяет основные характеристики наркотических и психотропных веществ, прежде всего их воздействие на психику человека, изменяя восприятие реальности. Важно отметить, что систематическое употребление этих веществ может привести к физической и психологической зависимости, а длительное использование вызывает негативные последствия для здоровья организма в целом.
Определение наркотиков основывается на формально-правовом подходе: исключительно те вещества рассматриваются как наркотики или психотропные средства (ПВС), что включены в перечни международных договоров либо национальных нормативных актов. Без такой юридической фиксации статус препарата остается неопределенным.
Материальная составляющая данного критерия заключается в том, что именно наличие вещества или его прекурсоров в официально утвержденных списках становится решающим основанием для их признания наркотическими и ПВС. Формально же это служит незыблемым правовым фундаментом для правоохранительных структур и государственных органов, обеспечивающих соблюдение законодательства [10].
В контексте российского права к наркотическим средствам относятся все вещества из Перечня, утвержденного в 1998 году. Данный документ объединяет как те препараты, что внесены в международные списки (включая Единую Конвенцию о наркотических средствах 1961 года), так и дополнительные вещества, отсутствующие в этих перечнях из-за их неисчерпаемости. Кроме того, сюда включаются материалы под контролем по Конвенции ООН (1988 г.) и решения Министерства здравоохранения РФ.
Актуальный Перечень состоит из четырех списков:
- Список I содержит наиболее строго контролируемые наркотические средства: ацетилированный опий, героин, каннабис, маковая соломка, ЛСД, мескалин и эфедрон в числе прочих. Их перемещение на территории России запрещено по закону и международным соглашениям.
В рамках Списка II находятся запрещенные наркотические средства и психоактивные соединения, строго регулируемые на территории России в соответствии с национальными законами и международными договорами. Среди них особо выделяются: бупренорфин, кодеин, кокаин, морфин, омнопон, кетамин и прочие препараты, применяемые в медицинских целях под особыми рецептурными ограничениями.
В Список III включены вещества психотропной направленности с менее строгим контролем на территории России. В него попадают такие средства как аминорекс, декстрометорфан, тарен и аналогичные соединения, подпадающие под более мягкие формы регулирования.
Список IV содержит прекурсоры – химические вещества-предшественники наркотических средств. Их оборот в России жесточайшим образом контролируется на основе национального законодательства и международных соглашений, включая Конвенцию ООН 1988 года по борьбе с незаконным распространением наркотиков. К таким прекурсорам относятся ангидрид уксусной кислоты, ацетон, толуол, эфедрин и другие.
Общий перечень насчитывает свыше 200 наименований, при этом важно отметить: все возможные химические модификации (соли) на основе включенных в списки наркотиков и психотропов также рассматриваются как их составляющие части [18].
Классификация наркотических средств и психотропных веществ в России представляет собой важный элемент борьбы с наркопреступностью и охраны здоровья населения. Национальное законодательство направлено на минимизацию рисков, связанных с употреблением и распространением данных веществ, а также на защиту общества от их негативного воздействия. Крайне важно, что любые изменения в составе веществ, будь то их модификации или производные, автоматически попадают под регулирование, направленное на предотвращение обхода законов.
Систематический подход к контролю за оборотом наркотиков и психотропов позволяет не только сохранять безопасность, но и обеспечивать доступ к необходимым медицинским препаратам для больных, нуждающихся в лечение. Врачи могут назначать такие средства только при соблюдении строгих рецептурных требований, что служит гарантией их правильного использования.
С учетом активного развития фармацевтической отрасли и появления новых веществ, основания для корректировки списков периодически пересматриваются. Таким образом, контроль и ответственность за оборот наркотических средств и психотропных веществ остается на повестке дня для всех заинтересованных сторон.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Федеральный Закон РФ от 8 января 1998 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 2. Ст. 219.
2. Азаренкова Е. Момент окончания контрабанды // Уголовное право. - 2020. - № 4. - С. 4-10.
3.Алиев А. Н. Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ // Молодой ученый. - 2022. - №4. - С. 264-265.
4.Афонин Д.Н. Современные тенденции информационно-технического обеспечения борьбы с контрабандой наркотиков ФТС России // БИТ. - 2020. - №3 (15). – С. 55-59
5.Бейсенбаева А. К. Технические средства таможенного контроля: учебник. - Алматы: « Нур - пресс », 2021. - 98 с.
6.Домбровский М. А. Запреты и ограничения внешнеэкономической деятельности: учебное пособие. – Пермь, 2022 – 94 с.
7.Зубкова Ю.В., Саушева С.А. Специфика технических средств таможенного контроля, применяемых таможенными органами // Символ науки. - 2020. - №4-2. – С. 112-118
8.Кромова А.Я. Контрабанда наркотиков (статья 229.1 УК РФ): монография. – М.: Проспект, 2021 – 136 с.
9.Латыпова, Р. Р. Незаконное перемещение наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров через таможенную границу ЕАЭС // Молодой ученый. — 2022. — № 14 (409). — С. 181-185.
10.Ливанов, И. А. Выявление контрабанды наркотических средств таможенными органами Российской Федерации – Стерлитамак: Агентство международных исследований, 2021. –141 с.
11.Литовченко А.А., Морозова О.В. Состояние борьбы с контрабандой наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, их прекурсоров и аналогов на южных рубежах Российской Федерации // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. - 2019. - №4. – С. 80-94
12.Матвеева Е.А., Романова С.А. Организационно-правовые основы международного сотрудничества Российской Федерации в противодействии наркопреступлениям // Академическая мысль. - 2019. - №1 (6). – С. 12-19
13.Плеснякова В.Н., Дешин М.А. Современные меры, направленные на предупреждение преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических веществ // Закон и право. - 2020. - №11. – С. 134-145
14.Попова Т. В., Котяжов А. В. Анализ состояния оперативной обстановки в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, сложившейся после передачи в МВД России функций и полномочий упраздненного ФСКН России // Труды Академии управления МВД России. - 2023. - № 3 (47). – С. 10-15
15. Рудакова Е.Н. Совершенствование методов противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ через таможенную границу // Инновационная экономика и современный менеджмент. - 2021. - № 4. - С. 11-13.
16.Рузайкин И.В. Анализ современного состояния информационно-технического обеспечения таможенного контроля живых животных, перемещаемых через таможенную границу // БИТ. - 2023. - №1 (5). – С. 4-9
17.Савчишкина О.Г. Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры: уголовно-правовое и криминологическое исследование. – Уфа: УЮИ МВД России, 2023 – 124 с.
18.Старикова, О. Г. Таможенный контроль за перемещением наркотических, психотропных и других сильнодействующих соединений: учебник. — Санкт-Петербург: Интермедия, 2020. — 292 с.
19.Тамбовцев А. И., Долгошеин П. С. Специфика компетентностного обучения и подготовки миротворцев ООН к мониторингу за деятельностью местной полиции стран пребывания // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2023. - № 1. – С. 24-29
20. Хатаева М.А. Развитие законодательства в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков. // Административное право. - 2020. - № 3. - С. 14 - 19.
21.Чайцева, Н. А. Деятельность таможенных органов по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. - М.: Глобол, 2022. – 893 с.
22.Доклад Государственного антинаркотического комитета. URL: https://drugmap.ru/wp-content/uploads/2020/08/Doklad-GAK-2019-KMM.pdf