Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время актуальность проблемы ознакомления дошкольников с традиционной русской культурой обусловлена необходимостью решать педагогические задачи, поставленные в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, в частности те, которые относятся к образовательной области познавательное развитие.
В дошкольном стандарте отмечено, что образовательная область «Познавательное развитие» решает задачи развития интересов детей, любознательности, мотивации; формирования первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Основы отношения человека к миру закладываются в дошкольном детстве, а затем проявляются в личности взрослого человека. Для этого необходимо выявить и создать определенные психолого-педагогические условия, опираясь на возрастные и личностные особенности каждого ребенка.
Одна из важнейших задач дошкольного образования согласно ФГОС дошкольного образования – это приобщение детей к социокультурным нормам и традициям государства, общества, семьи; необходимость формирования у детей первичных представлений о культурных традициях народа. Кукла – это своеобразный образец для подражания, влияющий на формирование гендерных установок и развитие половой идентичности. Народная тряпичная кукла активно побуждает детей к играм, которые требуют живого участия, что особенно актуально в век компьютерных игр, предполагающих механическое выполнение заданий.
Цель исследования – обосновать возможности тряпичной народной куклы как средства ознакомления старших дошкольников с традиционной русской культурой.
Объект исследования – средства формирования представлений о русской национальной культуре.
Предмет исследования – тряпичная народная кукла как средство ознакомления старших дошкольников с традиционной русской культурой.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Изучить вопросы формирования представлений старших дошкольников о русской национальной культуре в системе отечественного дошкольного образования;
• Проанализировать традиционную тряпичную куклу;
• Разработать проект, направленный на ознакомление старших дошкольников с традиционной русской культурой с помощью тряпичной народной куклы.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
В настоящее время возрастает интерес к народной педагогике как уникальной комплексной системе, уходящей своими корнями к истокам развития нации. Этот интерес во многом обусловлен тем, что народная культура и фольклор содержат в себе ориентиры, необходимые для сохранения единства людей в рамках сообщества, укрепления их этнического, национального самосознания, развития духовных черт характера и передачи потомкам общего социально-культурного опыта. Все чаще в педагогических, психологических и междисциплинарных исследованиях поднимается вопрос о приобщении детей к культурным ценностям уже с дошкольного возраста. Возрождение народной культуры, актуализация ее мировоззренческого богатства, использование традиционных для народной педагогики методов воспитания в работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях ДОО – составляет важнейшее направление модернизации дошкольного образования России [20, с. 23].
Следует отметить, что в отечественной педагогике дошкольного образования накоплен большой массив теоретических исследований, посвященных различным аспектам формирования представлений у детей старшего дошкольного возраста о русской национальной культуре. Однако прежде, чем перейти к анализу имеющихся теоретических подходов, представляется значимым осуществить терминологическое уточнение ключевых для данного исследования понятий: «традиционная культура», «народная культура», «национальная культура», «фольклор». Также важно конкретизировать понимание того, что значит «формирование представлений у ребенка о национальной культуре».
Под традиционной культурой большинство исследователей понимает всю сформировавшуюся на протяжении истории народа духовную и, отчасти, материальную культуру, имеющую качественные, устойчивые и ценные с точки зрения их дальнейшей трансляции будущим поколениям параметры. При этом традиционность – не столько временной признак (например, «культура наших предков»), сколько ценностно-нормативный [15, с. 178]. В традиционной культуре заложены наиболее значимые и признанные в сообществе установки, модели поведения и базовые принципы выстраивания и поддержания взаимоотношений. Также в ней отражены социальные механизмы передачи актуального социального опыта. «Народная культура» – позволяет человеку через приобщение к ней осуществлять идентификацию себя с народом, в рамках культуры которого он живет и социализируется. «Национальная культура» – обеспечивает осуществление той же функции, но применительно к формированию у индивида представлений о себе, как о принадлежащем определенной нации [7, с. 45].
Фольклор представляет собой своеобразный «язык» традиционной культуры, отличающийся от других средств ее фиксации, сохранения и передачи (произведений народного ремесленного творчества, предметов материальной культуры и др.). Ключевое отличие состоит в том, что фольклор аккумулирует в себе «народную мудрость», знания, ценные и нуждающиеся в сохранении установки, направленные на поддержание стабильности в сообществе, сохранение преемственности между поколениями. Фольклор представлен совокупностью разнообразных жанровых форм [2, с. 172].
Также в данной работе будет использоваться словосочетание «формирование представлений», под которым мы будем понимать приобщение дошкольников к национальному фольклору как источнику народной мудрости для формирования у детей наиболее полных и разносторонних представлений о русской национальной культуре. Ознакомление предполагает систематическое усвоение информации, целенаправленное включение дошкольников в различные виды деятельности, предполагающие приобретение знаний о различных жанрах и формах народного творчества. При этом усваивание содержания должно осуществляться не только на познавательном, но и на эмоциональном, мировоззренческом уровне [11, с. 1135-138].
На значение приобщения детей, особенно дошкольного возраста, к различным фольклорным жанрам как средству их инкультурации (включения в культуру) указывали русский педагог К.Д.Ушинский, исследователи русского фольклора Г.С.Виноградов, В.И.Даль и многие другие. В своих работах они отмечали, что основной чертой русского фольклора, его достоинством, является его теснейшая связь с окружающей жизнью. Данное качество, по мнению ученых, делает русский фольклор совершенным средством воспитания детей [4, с. 38].
Например, К.Д. Ушинский отмечал: «Я решительно во много раз предпочитаю народные сказки письменной литературе, особенно рассказам, написанным для детей» [18].
В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, Л.Н. Толстой также были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении фольклора и народных сказок. Они указывали на необходимость широкого их использования в педагогической работе с детьми, начиная с самого раннего возраста.
Выдающийся чувашский педагог И.Я. Яковлев значительную роль в букварях и книгах для чтения отводил устному народному творчеству [4, с. 38].
В Симбирской чувашской школе детей вводили в мир сказки, имеющей познавательное и воспитательное значение, развивающей у них чувство любви к родной природе, образному слову. Сказки, притчи, рассказы, басни с нравоучительным смыслом, изложенные доступным, понятным языком, способствовали воспитанию у детей трудолюбия, честности, любви, привитию чувства долга перед народом. Они носили характер этических бесед и одновременно выступали как средства убеждения в нравственном воспитании детей.
Академик Г.Н. Волков, который впервые ввел термин «этнопедагогика», писал, что народная мудрость, содержащаяся в сказках, «это вечно животворящий источник, живой мостик между прошлым, настоящим и будущим каждого человека и всего народа» [14, с. 14]. По его мнению, роль и значение народной педагогики и сказки в воспитании состоит в том, что малые фольклорные формы имеют ряд особенностей, делающих их пригодными для включения в педагогический процесс. В числе таких характеристик он называл: оптимизм, увлекательность сюжета, образность, забавность и, наконец, дидактизм [1, с. 79].
Современные исследователи солидаризируются с высказанной классиками отечественной педагогики позицией. В частности, С.Н. Федорова и И.В. Алексеева убеждены, что через изучение устного народного творчества, дошкольник соприкасается с культурой своего народа, получает первые представления о ней, устанавливает преемственность между прошлым и настоящим [19, с. 275]. По мнению В.П. Силина, различные фольклорные жанры, особенно русская народная сказка, является «уникальным средством социализации, средством усвоения ребенком ведущих социальных ценностей» [16, с. 52].
Вместе с тем необходимо отметить, что отношение педагогического сообщества к сказке и другим жанровым формам фольклора в обучении и воспитании дошкольников не всегда имело форму консенсуса. Так, в 20-е годы ХХ в., на заре формирования советской педагогической школы, бытовало мнение, что применение фольклора тормозит личностное развитие ребенка, внедряя в его сознание непрогрессивные идеи [4, с. 40]. В частности, на Первом всероссийском съезде по дошкольному воспитанию, который состоялся весной 1919 г. была озвучена рекомендация ограничить использование сказки в воспитательной работе с детьми. Уже на Третьем Всероссийском съезде осенью 1924 г. использование всех фольклорных форм подверглось порицанию, после чего практика их применения надолго ушла из жизни советских детских садов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авраменко, О.В. Воспитательная направленность работы по ознакомлению дошкольников с фольклором [Текст] / О. В. Авраменко, Г. А. Корякина // Психология образования в поликультурном пространстве. – 2015. – № 31. – С. 76-82.
2. Гаспринская, А.А. Приобщение детей к традиционной народной культуре в учреждениях дошкольного образования [Текст] / А.А. Гаспринская // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. – 2013. – С. 171-186.
3. Ефимова, Д. Г. Кукла как национальное средство этнокультурного воспитания [Текст] / Д. Ефимова // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 3. – С. 110
4. Захарова, Л.М. Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста в отечественной педагогике [Текст] / Л.М. Захарова // Известия Уральского государственного университета: Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. – 2016. – Т. 85. – № 6-2. – С. 37-43.
5. Ибрагимова, У.У. Педагогическое значение воспитания детей дошкольного возраста посредством ознакомления с традициями родного народа [Текст] / У.У. Ибрагимова // Universum: психология и образование. – 2018. – № 2 (44). – С. 4-5.
6. История и особенности русской тряпичной куклы /Текст: электронный // https://www.livemaster.ru/topic/3258180-article-istoriya-i-osobennosti-russkoj-tryapichnoj-kukly – 2019 (дата обращения: 18.03.2025).
7. Компанцева, Л.В. Стратегия управления процессом приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре [Текст] / Л.В. Компанцева, И.И., Т.Б. Третьякова. – Ростов-н/Дону, 2002. – 88 с.
8. Котова, И. Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла / И. Н. Котова, А. С. Котова. – Санкт-Петербург: Паритет, 2003. – 240 с.
9. Лотман, Ю.М. Избранные статьи. В 3-х т.т. Т. I. // Куклы в системе культуры // Таллинн, 2017, с. 530
10. Лукьяненко, В.Н. Возможности использования сказки в образовательном процессе дошкольного учреждения [Текст] / В.Н. Лукьяненко // Вестник Таганрогского университета им. А. П. Чехова. – 2014. – №2. – С. 135-139.
11. Максимова, И.А. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к историческому прошлому русского народа в проектной деятельности [Текст] / И.А. Максимова // Молодой ученый. – 2016. – №9. – С. 1135-1138.
12. Мехнецов, А.М. Программные цели и задачи в деле сохранения основ народной традиционной культуры / А.М. Мехнецов // Русский фольклорный союз. – [Электронный ресурс] – URL: http://www.folklore.ru – (дата обращения 18.03.2025).
13. Морозов, И. А. Феномен куклы в традиционной и современной культуре (Кросс-культурное исследование идеологии антропоморфизма). - М.: «Индрик», 2015. — 352 с.
14. Петрова, Т. Н. Этнопедагогика Г. Н. Волкова как сокровищница народной жизни [Текст] / Т. Н. Петрова // Вестн. Чуваш. гос. пед. ун-та им. И. Я. Яковлева. – 2005. – № 2 (45). – С. 14-16.
15. Плакущая, Г.А. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры [Текст] / Г.А. Плакущая // Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). – М.: Буки-Веди, 2014. – С. 178-184.
16. Правдюкова, Т.А. Воспитание креативности у детей старшего дошкольного возраста при внедрении ФГОС до как инновационная технология дошкольного образования [Текст] / Т.А. Правдюкова // Вопросы дошкольной педагогики. – 2015. – №3. – С. 52-54
17. Русские обрядовые куклы. / Текст: электронный URL: https://club.osinka. – 2014. (дата обращения: 18.03.2025)
18. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 – х т. / К. Д. Ушинский; Под ред. А. И. Пискунова. – [Электронный ресурс]. – URL:http://publ.lib.ru/ARCHIVES/P/%27%27Pedagogicheskaya_biblioteka%27%27/_ %27%27Pedagogicheskaya_biblioteka%27%27.html(дата обращения: 18.03.2025).
19. Федорова, С.Н. Ознакомление дошкольников с национальной культурой: содержательные и технологические аспекты [Текст] / С.Н. Федорова, И.В. Алексеева // Современные тенденции и инновации в области гуманитарных и социальных наук. – 2016. – С. 275-281
20. Чебан, А.Я. Знакомим дошкольников с народной культурой [Текст] / А.Я. Чебан, Л.Л. Бурлакова – М.: Сфера, 2011. – С. 23.
21. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин – М.: Педагогика, 2008. – 376 с.