Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Исследование участия в экономической деятельности отдельных субъектов хозяйствования входит в перечень актуальных проблем теоретической экономики. Роль малого и среднего предпринимательства (далее – МСП) отмечена не только существенным вкладом в создание ВВП во многих странах мира, но и выполнением минимум трех функций: экономической (производство товаров и услуг), социальной (создание рабочих мест) и инновационной (превращение идей в продукты), что напрямую оказывает влияние на укрепление экономической безопасности государства.
Малое и среднее предпринимательство способствует решению многих актуальных экономических, социальных и иного рода задач в государстве: способствует насыщению рынка новыми товарами и услугами; делает сильнее уровень конкуренции между субъектами предпринимательской деятельности, вынуждает иные субъекты предпринимательской деятельности поддерживать достойный уровень качества выпускаемой продукции; способствует также созданию дополнительных рабочих мест. Именно в связи с этим большое количество развитых государств поощряет деятельность компаний сферы малого и среднего бизнеса и оказывает им поддержку как прямым образом (через субсидии, государственные закупки), так и косвенным образом (посредством кредитных и налоговых льгот).
Цель работы – раскрыть особенности и направления государственной поддержки малого и среднего бизнеса в России.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть механизмы государственной поддержки предприятий малого и среднего бизнеса;
- раскрыть зарубежный опыт поддержки предприятий малого и среднего бизнеса;
- охарактеризовать деятельность малого предприятия;
- оценить показатели деятельности малого предприятия;
- представить перспективы развития малого предприятия.
Объект исследования являются предприятия малого и среднего бизнеса.
Предмет исследования – механизмы государственной поддержки предприятий малого и среднего бизнеса в экономике России.
Теоретическую и методическую основу исследования составили исследования отечественных и зарубежных ученных по вопросам развития малых предприятий. Среди ученых можно назвать Климовских Н.В., Сайфиеву Р.Р., Смирного А.О., Хамидуллина А.Ф., Хоскинга А. и других авторов.
Информационную базу исследования составили материалы Росстата, отчеты предприятия, материалы сети Интернет.
В 1-й главе рассмотрены теоретические аспекты государственной поддержки предприятий малого и среднего бизнеса в России.
Во 2-й главе проведен анализ функционирования малого предприятия в условиях существующих мер государственной поддержки.
В 3-й главе представлены перспективы развития малого предприятия.
Глава 1. Теоретические аспекты государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в целях обеспечения экономической безопасности России
1.1 Механизмы государственной поддержки предприятий малого и среднего бизнеса для обеспечения экономической безопасности страны
В России за последнее время возникло большое число механизмов государственной поддержки субъектов сферы малого и среднего предпринимательства (МСП) .
В качестве основного куратора вопросов развития сферы малого и среднего бизнеса выступает Минэкономразвития России, которым делается заключение по поводу положения субъектов МСП и реализуемых мер по их развитию в виде доклада каждый год. Все государственные меры поддержки МСП в РФ представлены в проекте «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», он выступает в качестве опорной точки для проведения их разработок как на уровне государства, так и на уровнях регионов.
К примеру, Минэкономразвития России в рамках указанного национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» было осуществлено создание идеи в объединении организаций разной инфраструктуры поддержки сектора МСП в единую площадку с целью оказания разных услуг и поддержки бизнеса в открытии и развития собственного дела.
В итоге было образование центров «Мой бизнес», которые осуществляют деятельность как режим «одного окна» путем предоставления широкого спектра услуг, в том числе выдачу лицензий на разного рода виды деятельности, разных разрешений на осуществление строительства и эксплуатацию недвижимости. В данные центров включены центр поддержки предпринимательства, центр инноваций социальной сферы, центр народно-художественных промыслов, экспортные центры регионов, организации сферы поддержки финансового характера, а вместе с тем иного рода структуры. На рисунке 1 представлено количество услуг, предоставленных Центрами «Мой бизнес».
Рисунок 1 - Количество услуг, предоставленных Центрами «Мой бизнес»
Источник: составлено автором по данным: Паспорт национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 №16). - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319208/.
Помимо этого, в таких центрах «Мой бизнес» может быть получена помощь в получении участков земли, которые находятся в собственности государства или муниципалитетов, а вместе с тем помощь в аренде недвижимости от муниципалитетов и в получении разрешения на выполнение услуг по перевозкам и иных услуг.
Активным образом в таких центрах предоставляют услуги, которые связаны с получением дополнительных знаний по бизнесу. Выработанные Минэкономразвития России образовательные программы рассчитаны на довольно широкий спектр лиц, включая уже на существующих в бизнесе и на тех, кто еще потенциальные предприниматели.
Различие таких программ - согласно регионам, они могут ориентироваться на особенности того бизнеса, который относится к локальным. Для роста степени заинтересованности граждан страны в прохождении данного рода программ образования обучение выполняют не только очно, но и онлайн посредством проведения разного рода мастер-классов, тренингов и семинаров.
В Докладе о состоянии малого и среднего предпринимательства в РФ и мерах по его развитию за период 2019–2023 гг., который подготовлен Минэкономразвития РФ, согласно итогам 2023 г. 84 головных офиса и 350 отделений в муниципалитетах активным образом выполняли работу, предоставляя услуги субъектам МСП. Свыше 440 тыс. получателей используют услуги и меры поддержки центров, к ним относят консультационную поддержку, услуги маркетинга, в сфере продвижения продукции и услуг МСП.
Центрами поддержки экспорта проводится поддержка субъектов МСП в соответствующем регионе. Деятельность таких центров поддержки экспорта имеет направленность на прирост несырьевых и неэнергестических товаров и услуг в регионе, привлечение новых фирм к операциям экспорта, рост МСП в общей величине экспорта, диверсификацию экспортных отраслей, а вместе с тем территориальное расширение поставок товаров фирм .
Помимо этого, центры поддержки экспорта влияют на рост уровня конкурентоспособности и степени эффективности экспортно-ориентированных субъектов МСП. Их основными услугами являются: сопровождение контракта на экспорт, содействие в осуществлении поиска и подбора покупателя за рубежом, помощь в размещении субъекта МСП на международных электронных торговых площадках, а вместе с тем иного рода услуги, которые способствуют росту уровня экспортной деятельности субъектов МСП.
На начало 2024 года число структурных подразделений было 318: 42 Центров кластерного развития, 45 Инжиниринговых центров, 18 Центров народных художественных промыслов, 49 Центров инноваций социальной сферы, 82 Центров поддержки экспорта, 82 иного рода инфраструктур. За все время функционирования структурных подразделений предоставили в совокупности свыше 360 тыс. разных услуг.
Услуги центров поддержки экспорта предоставили возможность 12,5 тыс. субъектам МСП осуществить экспортные операции. Число субъектов МСП, которые заключили контракты на экспорт при поддержке представленных центров - на рисунке 2.
Рисунок 2 - Количество субъектов МСП, заключивших экспортные договоры
Источник: составлено автором по данным: Паспорт национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 №16). - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319208/.
Следовательно, функционирование центров «Мой бизнес» играет значимую роль для старта и развития бизнеса, в силу предоставления разного рода услуг, которые позволяют увеличивать уровень производительности труда, инновационности и ведения науки.
Мерами государственной поддержки являются также развитие индустриальных парков, технопарков, агропарков и прочих структур для создания условий производства, бизнеса, ускорения цикла размещения, уменьшения части рисков на ведение строительных работ, а вместе с тем обеспечение инфраструктур на уже подготовленных территориях посредством осуществления финансовой поддержки в форме субсидий из бюджета государства.
Проведя анализ сведений Министерства промышленности и торговли России, составлена таблица (Приложение 1), где представлены информация по поводу количества парков, в т. ч. для субъектов МСП, которые получили финансирование с 2008 г. .
К примеру, в Стратегии социально-экономического развития Ленинградской области до 2030 г. процесс создания и развития индустриальных парков выступает в качестве приоритетного мероприятия программы Ленинградской области «Стимулирование экономической активности Ленинградской области».
На уровне регионов в реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство» с целью поддержки субъектов МСП региональными властями предоставляются гранты предпринимателям разного рода сфер экономики в виде программы софинансирования либо безвозвратным и безвозмездным образом. К примеру, в качестве одного из самых известных направлений поддержки выступают гранты для молодых предпринимателей. Данного рода поддержка находит распространение на ИП и юр. лиц .
Предоставление такого гранта происходит один раз на конкурсной основе. Величина денежной поддержки устанавливается конкурсной комиссией, принимая во внимание суммы расходов молодых предпринимателей. Но при этом должно быть соблюдено такое условие, при
Фрагмент для ознакомления
3
I. Законодательные акты и нормативные документы
1. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ (в ред. от 22.07.2024). - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/.
2. Приказ Минэкономразвития России от 24.03.2022 №149 "О внесении изменений в требования к реализации мероприятий, осуществляемых субъектами Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", в субъектах Российской Федерации, направленных на достижение целей, показателей и результатов региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", и требования к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 26 марта 2021 г. №142". – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_413484/.
3. Паспорт национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 №16). - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319208/.
II. Статьи из периодической печати
4. Гусева, П.Ю. Государственная поддержка предприятий малого и среднего предпринимательства в условиях кризиса / П.Ю. Гусева // Проблемы развития современного общества: сборник статей науч.-практ. конференции. – Курск: Университетская книга, 2024. – С.150-154.
5. Другов, М.К. Зарубежный опыт развития и поддержки малого и среднего предпринимательства / М.К. Другов // Сборник научных статей аспирантов Московской международной академии: сборник статей. – М.: ММА, 2024. – С.41-44.
6. Кристиневич, С.А. Малое и среднее предпринимательство как объект государственной поддержки / С.А. Кристиневич, А.Д. Старовойстова // Бизнес. Инновации. Экономика: сборник научных статей. – Минск: Институт бизнес, 2024. – С.90-103.
7. Куклина, С.К. Меры государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства / С.К. Куклина // Управленческий учет. – 2024. - №2. – С.220-226.
8. Мазур, Е.С. Мировой опыт стран кредитования малого и среднего бизнеса / Е.С. Мазур И.В. Толмачева // Финансовые рынки и банки. – 2019. – № 4. – С. 58-64.
9. Мединцева, С.Г. модели поддержки малого и среднего предпринимательства в России и зарубежных странах / С.Г. Мединцева // Экономическое развитие России. – 2024. – Т.31. - №1. – С.30-36.
10. Ястребова, М.А. Актуальность вопросов повышения прибыли предприятия / М.А. Ястребова // Валютное регулирование. Валютный контроль. – 2022. - №12. – С.59-65.
IV. Интернет-ресурсы
11. Грант «Агростартап» // Официальный сайт Мой бизнес. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https:// xn--90aifddrld7a.xn--p1ai/support/grant-agrostartap/.
12. Грант на разработку отечественных ИТ-решений // Официальный сайт Мой бизнес. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://xn--90aifddrld7a.xn--p1ai/support/grant-na-razrabotkuotechestvennykh-it-resheniy/.
13. Гранты для молодых предпринимателей // Официальный сайт Мой бизнес. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://xn--90aifddrld7a.xn--p1ai/anticrisis/granty-dlya-molodykh-predprinimateley.
14. Индустриальные парки и технопарки // Официальный сайт Комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://econ.lenobl.ru/ru/budget/industry/.
15. Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/nacionalnyy_proekt_maloe_i_srednee_predprinimatelstvo_i_podderzhka_individualnoy_predprinimatelskoy_iniciativy.
16. Congress.gov. Small Business Innovation Development Act of 1982. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.congress.gov/bill/97th-congress/senate-bill/881.
17. SBA, Frequently Asked Questions, Advocacy: the voice of small business in government. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.sba.gov/advo/stats/sbfaq.pdf.