Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Сегодня здоровый образ жизни - ЗОЖ все более активно влияет на общественное сознание. Образ жизни молодёжи колоссально влияет на становление личности на основе усвоения социокультурных ценностей, включения в социально - значимую деятельность, результатом которого является социальная компетентность: знания, умения, навыки и способности, формирующиеся в процессе социализации и позволяющие человеку быстро и адекватно адаптироваться в обществе и эффективно взаимодействовать с социальным окружением.
Миру нужен самостоятельный человек. Несамостоятельный человек опасен для мира. В условиях головокружительной скорости технических достижений, часто меняющейся политической, социальной обстановки, человек, рассматривающий эти изменения как трагедию, переходит в пограничные отношения с миром. Во избежание этого, ребенку нужно помочь динамично ориентироваться в быстроменяющемся мире, строить отношения с другими людьми в рамках цивилизованного диалога.
Кардинальные изменения, происходящие в экономике, стали причиной снижения уровня и качества организации образования, и современность требует принятия государственных мер по обеспечению функционирования центров культуры и досуга. Учреждениям культуры очень сложно привлечь к себе современных молодёжи из-за нехватки форм и методов организации досуговой деятельности. Исследования свободного времени молодёжи говорит о том, что современные подростки чаще выбирают пассивную форму проведения свободного времени,
3
отсутствует культура досуга, и навыки эффективной организации собственного свободного времени.
Глава 1. Теоретические основы формирования здорового образа жизни (ЗОЖ)
1.1 Специфика формирование ЗОЖ молодежи
Теоретические основы формирования здорового образа жизни отражены в нормативных документах: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ. [1] Федеральный закон РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г. №323. [2] ФГОС основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. №1897. В представленных выше законах четко прописано, что основными параметрами по сохранению здоровья учащихся является пропаганда навыкам обучения здоровому образу жизни, а также сохранение здоровья.
На актуальность выбранной нами темы указывают данные о постоянном ухудшении здоровья обучающихся, причина всего этого не только наследственность, так же не маловажную роль играет, образ жизни и окружающая среда. Уровень установки на ведение здорового образа жизни у подростков достаточно невысок. Состояние современных школьников оценивается, как удовлетворительное.
Основой исследования послужило положение о здоровом образе жизни, как о факторе, влияющем на компоненты здоровья: социальный, психический, физический, духовный. Положение о здоровом образе жизни, которое включает в себя, ценностное отношение к здоровью (своему и других людей), стремление к поддержанию здоровья, применение и усвоение правил по ведению здорового образа жизни.
Значимые факторы, которые влияют на отношение к здоровому образу жизни современных школьников-это уроки физкультуры, специальные образовательные курсы по проблеме здоровья и здоровому образу жизни, воспитательная работа по формированию культуры здоровья.
Для формирования здорового образа жизни к выше указанному необходимо применять следующие рекомендации: постановки конкретных воспитательных ситуаций, физкультминутки, гимнастика, беседы, рассматривание иллюстраций, различные виды игр на тему здорового образа жизни, а также организацию оздоровительных мероприятий со стороны медицинского персонала, проведение физкультминуток на уроках, дней здоровья и спортивно-массовых мероприятий.
Если учитывать тот факт, что образовательная программа строго регламентирована и ставит подростка в определенные рамки и границы, юношеское творчество гораздо полнее и ярче проявляется вне школьной жизни, в научных или творческих кружках, или в сфере досуга, где оно может приобретать, либо игровые формы, либо создавать модель реальной жизни.
Формирование ЗОЖ современного подростка будет результативным только в том случае, когда будет учитываться ряд требований, которые определены и возрастной психологией, и педагогикой, и особенностями масс - медиа технологий.
1.2 Потенциал школы по формированию ЗОЖ молодежи
4
Под педагогической моделью формирования здорового образа жизни у старшеклассников в данной статье мы будем понимать систему педагогических условий, объединенных в управленческий, развивающий и содержательный блоки. Управленческий блок включает педагогические условия по организации здоровьесберегающей деятельности, а именно законы, нормативные документы и ФГОСы, регламентирующие здоровьесберегающую деятельность; создание единой среды по формированию здорового образа жизни у школьников через взаимодействие ОУ с общественными, медицинскими, социальными общественными институтами и исполнительной властью региона; соответствие структуры ОУ требованиям к организации здоровьесберегающей среды; санитарно-гигиенические условия. Развивающий блок направлен на развитие мотивационно-ценностной сферы всех участников образовательного процесса (школьников, родителей, педагогов), нацеленный на формирование представлений о здоровом образе жизни как естественном процессе жизнедеятельности. Содержательный блок включает программы, технологии и методы, направленные на усвоение содержания здоровьесберегающей деятельности через реализацию здоровьесберегающих принципов в учебной, внеурочной деятельности и в организации досуга. При таком подходе педагогическая модель направлена, прежде всего, на формирование представлений о здоровом образе жизни, которые мотивируют старшеклассников выбирать ЗОЖ как естественную и необходимую форму жизнедеятельности, направленную на формирование и укрепление собственного здоровья и активную здоровьесберегающую позицию.
В рамках данной педагогической модели механизм реализации трех блоков педагогических условий предполагает создание в образовательном учреждении здоровьесберегающей среды; разработку и внедрение программы по формированию здорового образа жизни, в центре которой - формирование устойчивых представлений о ЗОЖ в совокупности со знаниями о здоровье, здоровом образе жизни и профилактикой вредных привычек; активную роль педагогов и родителей, которые через собственный пример выбора здорового образа жизни как естественного могут стать для старшеклассников образцом здоровьесберегающего поведения, обеспечивающего личностное развитие. Результативность работы программ по здоровьесбережению будет оцениваться с помощью комплексных критериев, и на основании полученных результатов будет определен уровень сформированности здорового образа жизни. После распределения старшеклассников по уровням будет реализовываться дополнительная программа. Для учеников с крайне низким и низким уровнем сформированности ЗОЖ будут проводиться мероприятия, направленные на коррекцию их отношения к ЗОЖ, дополнительную мотивацию и формирование устойчивых представлений. Старшеклассники со средним и высоким уровнем сформированности ЗОЖ нуждаются не в коррекции, а в развитии; кроме того, старшеклассники с высоким уровнем сформированности ЗОЖ могут выступать как лидеры влияния по отношению к остальным, через развитие у них активной позиции по следованию ЗОЖ и включение в эту деятельность одноклассников и друзей.
Глава 2. Технологии формирование ЗОЖ молодежи
2.1. Анализ деятельности МБОУ ООШ № 9 г. Воткинска по формированию ЗОЖ молодежи
В МБОУ ООШ № 9 г. Воткинска было применено три методики для выявления уровня мотивации ведению в ЗОЖ.
Методика «Что вы знаете о здоровом образе жизни?» Г.А. Радоман Цель: исследование способности к классификации и анализу. Возраст- школьники. Выявление на сколько сильно интересуются ученики 8 класса здоровым образом жизни.
5
Методика «Образ жизни» О.И. Мотков
Цель: Исследование уровня мотивации, способности у её развития.
Методика «Что мешает мне вести здоровый образ жизни» В.Д. Пурин По методике В.Д. Пурина нужно выяснить какое количество учеников имеет средний бал, какое высокий, а какое очень низкий, по уровню помех ведения здорового образа жизни, семейные это проблемы или же проблемы с собственным здоровьем.
Изучение уровня развития и формирования мотивации у подростков на констатирующем этапе по методике «Что вы знаете о ЗОЖ» Г.А Радоман (в %)
У учеников преобладает средний уровень установки к здоровому образу жизни (44%). У 6-ти человек из класса (38%) низкий уровень, а у оставшихся 3 человек (19%) - высокий.
Изучение уровня развития и формирования мотивации у подростков на констатирующем этапе по методике «Образ жизни» О.И Мотков
Подростки очень слабо нацелены на ведение здорового образа жизни. Разница в цифрах между первой и второй методикой обусловлена тем, что некоторые школьники переоценивают в ответах свой уровень установки на здоровый образ жизни, а по факту благодаря второй методике можно увидеть, что они им практически не интересуются.
Затем провели методику «Что мешает мне вести здоровый образ жизни»
Изучение уровня развития и формирования мотивации у подростков на констатирующем этапе по методике «Что мешает мне вести здоровый образ жизни». По методике В.Д. Пурина мы выяснили, что большая часть учеников (56%) в основном имеют средний уровень помех для ведения здорового образа жизни. В целом эти школьники могут изменить ситуацию к лучшему, но в большинстве случаев они просто не мотивированы.
Исходя из полученных результатов, видно почти половина детей имеет низкие результаты по каждой методике, что говорит о слабом интересе к ведению здорового образа жизни. Для того чтобы повысить интерес, нужно провести специально подобранные упражнения.
2.2 Рекомендации по формированию ЗОЖ молодежи в условиях МБОУ ООШ № 9 г. Воткинска
Для того чтобы у обучающихся формировался здоровый образ жизни необходимо внести в содержание уроков сведения о вредных веществах, это будет информированием учащихся о последствиях их злоупотребления. Одним из важных факторов по формированию здорового образа жизни является антинаркотическое воспитание мировоззренческой парадигмы здорового образа жизни. Чтобы эффективно достичь результатов, обязательным будет комплекс специальных упражнений, а именно педагогических, различных способов деятельности предупредительного характера в воспитательной работе.
В практике современных школ очень часто применяется технология проектного обучения, которая также направлена на воспитание здорового образа жизни у учащихся. Тематика проектов по здоровому образу жизни может быть очень разнообразной.
Для примера воспитательной ситуации можно привести следующее задание: одной группе даётся задание нарисовать словесный портрет пьющего человека, второй группе портрет человека, ведущего здоровый образ жизни. Портрет ученики составляют по следующим параметрам: кожа, волосы, сердце, желудок, кишечник, печень. Чтобы иметь представление о том, что же такое
6
здоровый образ жизни, в первую очередь необходимо сформировать навыки ведения здорового образа жизни, позитивное отношение к здоровому образу жизни, добиться результата можно только в том случае, если образовательный процесс будет организован с учетом психологического комфорта и ценности каждой индивидуальной личности, индивидуальных психофизиологических особенностей учащихся.
Заключение
В современном, развитом, инновационном социуме все чаще приобретает актуальность такое направление, как ЗОЖ и формирование общей культуры подростков.
Существуют определенные проблемы для формирования здорового образа жизни школьников:
необходимость понимания здорового образа жизни как особой формы жизнедеятельности, определяемой как биологическими, так и социальными факторами;
необходимость интеграции различных подходов к здоровью и проблеме формирования здорового образа жизни школьников;
недостаточность раскрытия путей включения подростка в процесс овладения основами здорового образа жизни, слабо разработаны критерии и показатели сформированности мотивов здорового образа жизни;
реализуется не в полной мере потенциал взаимодействия педагогов и учащихся, от которого зависит формирование здорового образа жизни подростка;
необходимость дальнейшего уточнения и разработки вопросов содержания и методики реализации педагогических программ формирования мотивов здорового образа жизни.
Для формирования ценностного отношения к здоровью и безопасному образу жизни, возможно только в том случае, если в организованных ситуациях (жизнеутверждающих), будут включены механизмы смысла творчества личности.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Антонович И. И., Скороходов В. П. Свободное время и культура. - Минск: Ковчег, 2008. - 230 с.
2. Афанасьев В.В., Грибкова О.В., Уколова Л.И. Методология и методы научного исследования//учебное пособие. Москва. "Издательство ЮРАЙТ", 2017. - 154с.
3. Бабосова, Е.С. Досуг как фактор включенности молодежи в социокультурную деятельность //Социологический альманах. – 2012, №. 3.
4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. 3-у изд. - М.: МПСИ, 2001. - 302 с.
5. Грибкова О.В. Развитие нравственно-ориентированного потенциала личности в условиях музыкально-образовательной среды в вузе//Вестник Курган-Тюбинского государственного университета имени Носира Хусрава. 2016. № 1-1 (35). С. 59-62.
6. Демченко А. Возможности российского досуга // Клуб. - 2008. - № 7. - 10-13 с.
7. Кириллова Н. Б. ЗОЖ: от модерна к постмодерну. М.: Академический Проект, 2005. С. 31.
7
8. Киселева, Т.Г. Основы социально-культурной деятельности. - М.: Изд-во «МГУК», 2001.
9. Лалетина, О.Н. Дом культуры как социальный фактор. - М., 2013.
10. Лукина Е.В. Имитация-интерпретация-импровизация // Искусство в школе. - 2007. - №2. - 17-19 с.
11. Лысикова, О.В. Имиджелогия и паблик рилейшнз в социокультурной сфере: учеб. пособие / О.В. Лысикова. - 2-е изд., стер. - М.: ФЛИНТА, 2014.
12. Молодежная культура: проблемы и перспективы развития / Ред. Коз-лов А., Саралиева З.М., 1991.
13. Музыкально-педагогические практикумы: учебно-методическое пособие для студентов музыкальных факультетов высших и средних педагогических учебных заведений / Автор-сост.: Е.В. Лукина. - М.: МГПУ, 2011. - 64 с.
14. Опарин Г. А. Досуг молодежи // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. - 2013. - Т. 195. - С. 56-64.
15. Трубицына Л. В. Средства массовой информации и психологическая травма //Проблемы медиапсихологии / Сост. Е. Е. Пронина. М. : РИП-холдинг, 2002. С. 33