Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Исходя из закономерностей социологии и политологии молодежи, теорий политической социализации молодежи, системы поддержки и развития молодежных инициатив, направления деятельности государства и гражданского общества в отношении интересов молодежи, обеспечения прав, содействия социальному становлению, адаптации, интеграции в общество, в данной работе понимается как теоретико-методологическая триада:
важнейший инструмент государства на принципах партнерства с учетом культуры, традиций общества, интересов, потребностей, статуса молодежи, стратегий социальной структурной модернизации в контексте ценностей идеологии Российского государства и национальных интересов;
действенный механизм устойчивого социального иммунитета молодежи к рискам и угрозам со стороны глобально-локального социума средствами социального проектирования и программирования молодежного участия в социально-экономической, социокультурной, политической деятельности в интересах общества, личности, государства;
инновационная технология политической селекции, подготовки, интеграции молодежного кадрового резерва как ресурса истинной политической элиты, стратегического ресурса модернизации, активного субъекта национальной безопасности.
В этой связи особую актуальность приобретает разработка проблемы молодежного лидерства как фактора социально-экономической, социально-политической активности молодежи, средства интеграции молодежи в широкую практику модернизации страны.
Степень научной разработанности проблемы исследования: проблематике исследования посвящены труды таких авторов, как, Горлова Н.И., Красавина Е.В., Крутицкая Е.В., Троска З.А., Бодренкова Г. П., Кистрина Э.И., Кузнецова О.И., Локтеева Г.Е., Меркулов Ю.А. и др. Однако остаются вопросы по развитию волонтерства в муниципальных образованиях.
Проблема исследования: волонтерство в России недостаточно развито из-за отсутствия поддержки со стороны государства.
Цель исследования: провести анализ молодежных инициатив в деятельности муниципальных волонтерских центров.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты развития молодежных инициатив в деятельности муниципальных волонтерских центров.
2. Проанализировать молодежные инициативы в деятельности муниципальных волонтерских центров.
3. Разработать социокультурный проект.
Объект исследования: волонтерство Нижнего Новгорода и Нижегородской области.
Предмет исследования: молодежные инициативы как государственная задача и социально-педагогическая проблема.
Гипотеза исследования: доказать, что волонтерство влияет на развитие социума.
Методологическая основа исследования: В качестве методов исследования использованы: анализ, обобщение и научный анализ теоретических и прикладных разработок по проблеме; приемы причинно-следственного анализа, метод графического представления данных, применены статистические приемы и методы, что обеспечивает обоснованность полученных выводов.
Информационную и эмпирическую основу исследования составили: законодательные и другие нормативные акты; концепции и программы, принимаемые, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации; разнообразные источники научной экономической литературы и логистические периодические издания; материалы, собранные автором в процессе выполнения исследования. Так же, в работе были использованы публикации и статьи, размещенные ранее в периодических печатных экономических и научно - популярных изданиях, на тематических ресурсах всемирной информационной сети.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования предложенного проекта в рамках развития волонтерства в МО.
База исследования: Нижний Новгород и Нижегородская область.
Положения, выносимые на защиту:
1. Теоретические аспекты развития молодежных инициатив в деятельности муниципальных волонтерских центров.
2. Результаты анализа молодежных инициатив в деятельности муниципальных волонтерских центров.
3. Социокультурный проект.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список использованных источников.
Глава 1.Теоретические аспекты развития молодежных инициатив в деятельности муниципальных волонтерских центров.
1.1. Развитие молодежных инициатив как государственная задача и социально-педагогическая проблема
Молодежное лидерство является важнейшим направлением государственной молодежной политики, цель которой – формирование у молодежи гражданских компетенций в условиях деятельности молодежных общественных объединений и общественных организаций. Гражданскими компетенциями следует рассматривать такие способности, как нравственно-волевые, организационно-управленческие, коммуникационные, политико-идеологические[1, с. 15].
Социальная значимость молодежного лидерства состоит в механизмах непрерывного обновления кадрового ресурса государственного строительства и управления средствами развития молодежного движения [10, с. 25].
В структуре феномена молодежного лидерства наиболее значимыми являются такие компоненты-качества лидера – носителя властных отношений, как инициатива, ответственность; творческий подход, способность влиять и воздействовать на сознание членов группы, организации; навыки убеждать, отстаивать взгляды, аргументировать позицию, воодушевлять личным примером; независимость, гибкость, воля, целеустремленность; способность выражать и отстаивать интересы группы; морально-харизматические качества; интеллектуальные способности; рефлексивные умения, навыки саморазвития, речевая культура, развитая интуиция, деловые, нравственные и организационные качества[5, с. 33].
Раскроем взаимосвязи между понятиями «молодежные инициативы» и «социальный иммунитет молодежи».
Если молодежные инициативы – феномен самоорганизации и самовыражения социальной энергии молодежи, то социальный иммунитет – целенаправленный, апробированный результат выявления устойчивости к рискам и угрозам социализации через участие молодого человека в практике деятельности социальной направленности. Эта взаимообусловленность определяется мотивационной основой феномена молодежного лидерства.
В качестве таковой выступают личные мотивы, преломленные через ценности патриотизма и гражданственности, источника национально-государственной позиции личности, мировоззрения, убеждений, преданности национальным интересам государства.
В современных условиях национальная система высшего и дополнительного образования детей и молодежи призвана формировать у молодежи навыки гражданского взаимодействия молодежных общественных объединений с государственными и политическими структурами.
Ключевым вопросом такого многостороннего социального партнерства должно стать участие молодежи в процессах выработки значимых для общества решений. Необходим открытый диалог молодежи с институтами власти в рамках выборных органов от локальных общественных объединений и организаций на региональных уровнях.
Требуется взаимодействие учреждений высшего и дополнительного образования молодежи с общественными объединениями и организациями средствами проектирования совместной деятельности. Это будет содействовать эффективности государственной молодежной политики, формированию институтов гражданского общества и тем самым гарантировать права на свободу волеизъявления гражданских, социальных, культурных, образовательных, творческих и иных прав молодых граждан [8, с. 47]
Педагогический аспект феномена молодежного лидерства состоит в адаптивности педагогического управления в сфере молодежного движения, учете основополагающего принципа автономности молодежных инициатив, связанных с реальной жизнью российского общества как неразрывной связи
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.05.2015) //»Российская газета», № 14, 24.01.1996г.
2. Постановление Правительства Нижегородской области от 08.05.2013 № 119 (ред. от 21.01.2015) «Об утверждении Порядка предоставления субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям за счет бюджетных ассигнований»// Ведомости», № 83, 14.05.2018 г.
3. Матусевич Е.В., Паречина С.Г. Идеологическая работа. В помощь идеологическому активу: пособие / под общ. ред. проф. С.Н. Князева. – Минск: Акад. Упр-я при Президенте Республики Беларусь, 2016. – 145 с.
4. Бодренкова Г. П. Системное развитие добровольчества в России: от теории к практике. – М.: АНО «СПО СОТИС». 2013. – 320 с.
5. Горлова Н.И., Красавина Е.В., Крутицкая Е.В., Троска З.А. Волонтерство как фактор социализации молодежи: исторические и современные практики. Коллективная монография. – М., Изд-во: Общество с ограниченной ответственностью «Издательско-торговый Дом «ПЕРСПЕКТИВА», 2016. – 170 с.
6. Кистрина Э.И., Кузнецова О.И., Локтеева Г.Е., Меркулов Ю.А. Социальная ответственность власти в муниципальном управлении // Современные технологии управления 2018, Сборник материалов международной научной конференции. Киров, 2018. – 140 с.
7. Либоракина М. И. Некоммерческий сектор: международный опыт. – М., 2012. – 135 с.
8. Нежина Т.Г., Петухова К.А., Чечеткина Н.И., Миндарова И.С. Мотивация участия молодежи в волонтерском движении // Вопросы государственного и муниципального управления, 2014, № 3. С.49- 69.
9. Храмцова Ф.И., Ерофеева М.А. Социальный иммунитет молодежи как цель политики государства. – Коломна: Государственный социально-гуманитарный университет, 2016. – 450 с.
10. Чупров В.И. Социология молодежи // Социология молодежи: энциклопедический словарь. – М.: Academia, 2018. – С. 463–464.
11. Amidon D. Global Momentum of Knowledge Strategy. – URL: http://www.skyrme.com/ insights/21gke.html