Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
3
Актуальность темы работы. Экономические, политические, социальные и другие течения в обществе непосредственно связаны с процессом создания, распределения и использования внебюджетных фондов. Необходимость страхования рисков, которые неизбежно присутствуют в условиях рыночной экономики, обусловила создание социальных внебюджетных фондов, обеспечивающих деятельность всей системы государственного социального страхования. В России функции по обеспечению конституционных гарантий граждан на случай потери трудоспособности, пенсионного обеспечения, временной нетрудоспособности; беременности и родам; при рождении ребенка и т. д. исполняют социальные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Перечисленные социальные внебюджетные фонды являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. Государство определяет уровень страховых платежей, принимает решения об изменении структуры и уровня денежных социальных выплат.
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И СУЩНОСТЬ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ 1.1 ПОНЯТИЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ И ПРИЧИНЫ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
Внебюджетные фонды являются одной из форм организации финансовых ресурсов, которая заключается в их перераспределении и использовании для финансового обеспечения определенного рода потребностей общества. Потребность в перераспределении бюджетных ресурсов возникает, когда данные ресурсы ограничены, особенно при сложном финансовом состоянии экономики. Благодаря незакрепленности доходов за конкретными видами расходов, средства государственного бюджета являются достаточно мобильными.
4
Однако в такой ситуации существует опасность урезания расходов на социальные потребности, поэтому достаточно важным является определение наиболее значимых участков и обеспечить их целевым направлением и использованием поступающих средств [15, с.276]. В качестве одного из способов решения данной задачи является создание внебюджетных фондов с конкретным назначением: расширить источники государственного финансирования социальных нужд для обеспечения реализации конституционных прав граждан. Потребность в необходимости социальной защиты населения привела общество к идее формирования так называемых внебюджетных фондов. Внебюджетные фонды представляют собой форму перераспределения и эксплуатации финансовых ресурсов, которые привлекаются государством для финансового обеспечения некоторых нужд общества и совокупно расходуются на базе оперативной самостоятельности. Внебюджетные фонды выступают в качестве одного из центральных звеньев бюджетной системы любого государства с развитыми рыночными отношениями. В Российской Федерации они вместе с тем представляют собой звено перераспределения национального дохода в пользу определенного рода социальных групп населения. История целевых внебюджетных фондов в России начинается в 90-е годы ХХ века, когда страна переходила на новые экономические отношения. В данный период времени федеральный бюджет государства был дефицитным. Чтобы обеспечить безопасность средствам, которые направлялись на социальные нужды, и были созданы внебюджетные фонды. В качестве их основы выступил Закон РСФСР от 10.10.1991 г. № 1734-1 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР». В дальнейшем в действие вступил Бюджетный кодекс РФ, а представленный выше закон был отменен. В настоящее время БК РФ является основным нормативно-правовым актом, который регулирует деятельность данных фондов.
1.2 ВИДЫ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ
5
Согласно собственному назначению внебюджетные фонды являются достаточно разнообразными, они могут создаваться под определенного рода цели и программы и действовать как на федеральном и региональном, так и муниципальном уровне. Осуществляют классификацию внебюджетных фондов согласно разного рода признакам: цели, назначению, уровням управления, срокам действия и т.п. 1. Согласно целям создания внебюджетные фонды делят на виды [24, с.1259]: - социальные – происходит оказание социальных услуг населению посредством выплаты пособий, пенсий, субсидирования и финансового обеспечения социальной инфраструктуры в общем; - экономические – оказывают влияние на процессы экономического характера в стране посредством субсидирования, кредитования организаций разного рода отраслей хозяйства страны и осуществляют целый комплекс мероприятий по развитию государственной экономики, т.е. в качестве одной из самых важных причин создания внебюджетных фондов экономического характера выступает сложность экономической ситуации в стране и необходимость привлечения дополнительных средств финансового характера на разрешение проблем в экономическом плане; - экологические – за счет них обеспечиваются природоохранного и природовосстановительного характера мероприятия путем финансирования их за счет специальным образом установленных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды; - правовые – их средства расходуют на обеспечение и развитие системы страны правового характера и системы судебного производства; - прочие – сюда относят внебюджетные фонды, которые не вошли ни в одну из представленных выше категорий.
1.3 ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ
6
Источники образования внебюджетных фондов в основе своей обуславливаются характером и масштабом поставленных перед ними задач, а также экономическим и финансовым положением государства. В качестве важнейшего материального источника для большей части внебюджетных фондов государства выступает национальный доход. С целью процесса его перераспределения, в качестве способа мобилизации используются налоги и сборы, бюджетные средства и займы. Налоги и сборы устанавливаются законодательством. Доходы внебюджетных фондов поступают из такого рода источников [16, с.20]: - налоги и сборы целевого характера, которые устанавливаются законодательной властью; - средства бюджета государства в форме субсидий или отчислений безвозмездного характера; - отчисления от прибыли субъектов хозяйствования; - полученная сумма прибыли от коммерческой деятельности фондов и отдельно взятых лиц; - займы, которые предоставляются фондам от коммерческих банковских учреждений или Банка России; - иного рода виды доходов, которые предусмотрены законодательством. Поступление доходов в фонды обеспечивается органами исполнительной власти, которые осуществляют сбор налогов в федеральный бюджет. Особенностями государственных внебюджетных фондов являются такие [15, с.278]: - строгая целевая направленность и планирование органами государственной власти; - финансовые средства из внебюджетного фонда могут использоваться для покрытия расходов государства, не включенных в госбюджет. - внебюджетные фонды в качестве источника формирования используют обязательные отчисления физических и юридических лиц;
7
- взносы поступают в виде обязательных налоговых платежей, установленных государством; - средства фонда не подлежат изъятию для использования в целях, отличных от назначения данного фонда; - учет расходов фонда производится по распоряжению Правительства РФ или правления фонда. На территории России действуют следующие внебюджетные фонды: - Пенсионный фонд Российской Федерации; - Фонд социального страхования Российской Федерации; - Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; - Прочие внебюджетные фонды. Государственные внебюджетные фонды, как неотъемлемая часть обязательного социального страхования в России являются основным инструментом реализации социальной политики государства. 2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ 2.1 ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИИ
В условиях современного экономического развития системой Пенсионного фонда РФ достигнут пика его социально-экономического развития. Пенсионным фондом в качестве субъекта финансовой системы обеспечивается и повышается качественный уровень жизни тех граждан страны, которые оказались в достаточно сложной жизненной ситуации, а вместе с тем обеспечивается гражданам на будущее получением пенсионных выплат и социальных пособий за собственный исполненный долг в профессиональном плане. Пенсионный фонд выступает в качестве нужной и важной организации, которая осуществляет социально-государственное оказание услуг российским гражда
8
нам. Пенсионный фонд оказывает значимое влияние на всю экономическую ситуацию в государстве, потому что в качестве главной цели его функционирования выступает способствовать обеспечению гражданина повышенным уровнем жизненных благ посредством перераспределения денежных средств из своего бюджета. Как раз это предоставляет возможность обеспечения населения государства пенсиями и пособиями социального характера [9, с.123]. Пенсионный фонд и его денежные средства - в собственности федерального бюджета РФ. Все денежные поступления Пенсионного фонда и иного рода внебюджетных фондов не должны изыматься из государственного бюджета (табл.1). Данные таблицы 1 демонстрируют положительную динамику доходной части бюджета Пенсионного фонда РФ. Изучая значения показателей 2017 г. в сравнении с 2015-2016 гг., можно выяснить высокий уровень динамики в повышении объема доходов бюджета Пенсионного фонда РФ. В 2015 г. доход занимает 19,3%, в 2016 г. - 19,5%, в 2017 г. - 22,3%, а это характеризует эффективного и квалифицированного характера деятельность Пенсионного фонда РФ, которая направлена на выполнение функций государственной поддержки российских граждан. Сегодняшняя российская пенсионная система выступает в качестве результата развития пенсионного обеспечения и усовершенствования всей системы социального страхования страны. В итоге всех преобразований российская пенсионная система включает три уровня обеспечения: государственный; страховой; негосударственный. 2.2 ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ
Согласно Конституции Российской Федерации высшая ценность – человек, его права и свободы. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Так, одним из основных направлений социальной политики нашего государства является социальное страхование. Для обеспечения государственных гарантий населения был создан Фонд социального
9
страхования, который производит основную часть страховых выплат, например, стимулирования рождаемости, помощи пострадавшим на производстве, помощь людям с ограниченными возможностями. Фонд, являясь элементом бюджетной системы, выполняет особые функции в сравнении с бюджетными системами других стран [24, с.1261]. Фонд социального страхования (ФСС) Российской Федерации, являясь специализированным финансово-кредитным учреждением в структуре органов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, действует в двух сферах: 1. Государственное социальное страхование, которое является исторически сложившейся сферой деятельности ФСС, основы которой были сформированы в советский период истории России. 2. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ОССНС), введенное в систему социального страхования России с 2000 года. ФСС Российской Федерации осуществляет не только управление средствами обязательного социального страхования, но и деятельность, связанную с организацией и обеспечением социального страхования.
В России данные взносы выплачиваются только работодателями. Также в России наблюдается высокая степень государственного вмешательства в систему социальной защиты населения и самое маленькое ограничение по размеру облагаемого взносами дохода. Из таблицы 3 можно заметить, что наибольшая доля выплат работодателями наблюдается во Франции. В Германии же ставки, выплачиваемые работодателем и работником примерно равны. В России, тем не менее, страховые взносы должны выплачивать только работодатели: 22% в Пенсионный фонд, 5,1% в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и 2,9% в Фонд социального страхования.
10
В России Пенсионный фонд и Фонд социального страхования осуществляют функции как фонда, так и органа управления и контроля. Пенсионный Фонд РФ занимается взносами на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование. Фонд социального страхования администрирует взносы на другие виды обязательного страхования. В других странах этим занимаются отдельные органы. В большинстве стран контроль над системой соц. страхования производят министерства. В РФ такой контроль проводят Министерство здравоохранения и Министерство труда и социальной защиты.
2.3 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
Экономическая суть модели обязательного медицинского страхования, которая положена в основу Закона РФ «О медицинском страховании граждан РФ», заключалась в таких аспектах: - страхователями работников выступают их работодатели, страхователями населения безработного и пенсионеров - органы исполнительной власти или органы местного самоуправления; - обязательное медицинское страхование работников производится при помощи платежей работодателей, а неработающего населения и занятых в сфере бюджетных организаций – при помощи ассигнований из бюджетов субъектов РФ и бюджетов местного уровня; - размер и условия оказания медицинской помощи бесплатно в пределах ОМС устанавливаются в базовой программе ОМС, которая утверждается правительством, и в территориальных программах, которые принимаются на основе базовой программы органами власти субъектов РФ; - страховщиками в системе ОМС называются страховые медицинские учреждения; они могут иметь негосударственную форму собственности, быть коммерче
11
скими и некоммерческими, деятельность по организации обязательного медицинского страхования должна проводиться на некоммерческой основе (без формирования целевой прибыли); - страховщиками заключаются договоры с работодателями на страхование персонала, с органами власти - на страхование населения, которое относится к неработающему; - страховщиками организуется предоставление медицинской помощи застрахованному населению путем заключения договоров с медицинскими учреждениями, производится ее оплата и контроль качества предоставляемых медицинских услуг; - страховщики имеют право совмещения деятельности в системе ОМС с проведением добровольного медицинского страхования (далее ДМС), однако программы ДМС не должны содержать услуги, которые предусмотрены программами ОМС; - застрахованные вправе выбирать врача и медицинское учреждение. Взносы на ОМС граждан, которые заняты в экономике страны, производятся их работодателями.
Главными функциями федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС) выступают [25, с.37]: - выравнивание финансовых условий деятельности ТФОМС при помощи предоставления им средств, включая на условиях безвозвратной и возвратной основ, нужных для выполнения территориальных программ ОМС; - проведение организационно-методической деятельности по вопросам обеспечения функционирования всей системы ОМС и др. Под средствами ОМС понимают средства, которые фактически аккумулируются в территориальных фондах ОМС (а вместе с тем в их филиалах): взносы работо
12
дателей на ОМС работников, реальные платежи из бюджетов на ОМС неработающего населения, доходы от использования резервов и временно свободных средств фондов ОМС. 3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ В РФ
3.1 ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Можно выделить следующие проблемы Пенсионного фонда РФ на современном этапе. Одной из серьезных проблем в функционировании Пенсионного фонда является проблема невысокого уровня пенсионного обеспечения. Средняя пенсия в 2018 году составляла 14100 рублей. Прожиточный минимум для пенсионеров - 8726 руб. [21] Также аналогичным решением проблемы низких пенсий может быть повышение пенсионного возраста и увеличение размеров пенсионных отчислений, но население категорично против таких введений. Проблемой можно считать нестабильное финансовое состояние самого Пенсионного фонда, резкое увеличение размера дефицита в 2015 году. Фонд имеет высокий уровень зависимости бюджета от бюджетных ассигнований федерального бюджета, необходимость в улучшении организации пенсионного обеспечения за счет поступающих взносов и иных источников дохода. Проблема инвестирования денег пенсионного фонда – актуальная проблема фонда. Фонд испытывает трудности относительно рациональности использования средств пенсионных накоплений из-за недостаточного количества инвестиционных инструментов, которые смогли бы удовлетворить требования законодательства и страховщиков одновременно.
13
3.2 ПЕРСПЕКТИВЫ И НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ
Избавиться от большого размера дефицита Пенсионному фонду РФ следует путем поиска дополнительного источника пополнения бюджета, например поступления от НДС. Помимо этого, Министерство финансов РФ однажды выступило с предложением не выплачивать пенсии определенным категориям населения (военным, миллионерам и т.д.) из федерального бюджета, а платить страховые взносы в Пенсионный фонд за них. Если внедрить данное предложение, можно существенно повысить доходы фонда за счет взносов и снизить дефицит. Следующим предполагаемым вариантом избавления от высокого размера дефицита может быть увеличение числа плательщиков взносов за счет предпринимателей, которые по льготным условиям по фиксированной наименьшей ставке вносят свои взносы. Данное нововведение также поможет повысить доходность Пенсионного фонда. Тенденцию неэффективного инвестирования денег Пенсионным фондом можно решить: путем снижения законодательных требований к надежности финансовых инструментов, что расширит базу инвестиционных инструментов и развитием рынка финансовых активов, которые способны удовлетворить потребности фонда для размещения временно свободных средств. Внедрение данных методов позволят повысить эффективность функционирования Пенсионного фонда РФ, снизить уровень дефицита и удовлетворить потребности граждан. Если распределить пенсионеров по уровню и размеру получаемой пенсии, можно сделать вывод, что доходы выше прожиточного минимума лишь у трети из них. Проблему невысокого уровня пенсионного обеспечения можно решить лишь одним путем – совершенствованием пенсионной системы. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
14
Государственные внебюджетные фонды Российской Федерации созданы с целью управления финансовыми средствами государственного социального страхования России и являются специализированными целевыми финансово-кредитными учреждениями при Правительстве Российской Федерации. При этом денежные средства, а также имущество, в т. ч. здания, строения, сооружения и оборудование, находящееся в оперативном управлении этих фондов и подведомственными им строениями, и санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью. Иными словами, понятие Фонд социального страхования имеет двоякое значение. С одной стороны, это финансовое учреждение управляющее финансовыми средствами обязательного социального страхования, а с другой – собственно сами финансовые средства аккумулированные в этом фонде. При этом внебюджетный фонд (денежные средства) хотя и находится в собственности Российской Федерации, но является автономным и не входит в состав бюджетов соответствующих уровней от федерального до регионального и не подлежат изъятию или использованию в других целях. Таким образом, Фонды социального страхования являются одним из полноправных элементов финансовой системы Российской Федерации, одним из способов перераспределения денежных ресурсов для финансирования социальных обязательств государства с обеспечением их самостоятельными финансовыми средствами. Т.е. внебюджетные фонды социального страхования осуществляют важнейшую функцию государства по социальному страхованию от социальных рисков и берут на себя его финансовое обеспечение самостоятельными внебюджетными источниками доходов.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.98. №145-ФЗ [Текст]: офиц. текст. – М.: Проспект, 2018. – 1040 с.
15
2. Об основах обязательного социального страхования [Электронный ресурс]: федер. закон РФ от 16.07.00 №165-ФЗ. – Режим доступа: http//www.consultant.ru, свободный. 3. О трудовых пенсиях в РФ [Электронный ресурс]: федер. закон РФ от 17.12.01. №173-ФЗ. – Режим доступа: http//www.consultant.ru, свободный. 4. Об обязательном пенсионном страховании в РФ [Электронный ресурс]: федер. закон РФ от 15.12.01 №167-ФЗ. – Режим доступа: http//www.consultant.ru, свободный. 5. Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством [Электронный ресурс]: федер. закон РФ от 29.12.06 №255-ФЗ. – Режим доступа: http//www.consultant.ru, свободный. 6. Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон РФ от 29.11.10 №326-ФЗ. - Режим доступа: http//www.consultant.ru, свободный. 7. Амелина, Е.В. Исчисление и уплата взносов в Пенсионный фонд РФ индивидуальными предпринимателями [Текст] / Е.В. Амелина // Бухгалтерский учет. – 2013. – № 4. – С.33-34. 8. Байкевич, П.С. Формирование бюджета Фонда социального страхования [Текст] / П.С. Байкевич // Российская экономика: взгляд в будущее: Материалы IV Международной научно-практической конференции. – Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2018. – С.447-454. 9. Бакасова, А.Э. Современные проблемы функционирования Пенсионного фонда Российской Федерации [Текст] / А.Э. Бакасова // Лучшая научная статья 2018: Сборник статей XVII Международного научно-исследовательского конкурса. – Пенза: Наука и Просвещение, 2018. – С.123-126. 10. Барулин, С. В. Сущность финансов: новые реалии [Текст] / С. В. Барулин, Т. М. Ковалева / Финансы и кредит. – М.: 2014. – 60 с.
16
11. Бебишева, Н.О. Проблемы совершенствования Фонда государственного социального страхования Российской Федерации [Текст] / Н.О. Бебишева // Проблемы финансов, кредита и бухгалтерского учета в условиях реформирования экономики: Сборник материалов международной студенческой научно-практической конференции. – Хабаровск: ТГУ, 2018. – С.99-102. 12. Белянин, А. В. Эволюция рынка частных сбережений: теоретико-игровой анализ [Текст] / А. В. Белянин. – М.: ГУ ВШЭ, 2013. – 44 с. 13. Гусенов, М.Р. Обязательное медицинское страхование в России [Текст] / М.Р. Гусенов, О.И. Рябичева // Актуальные вопросы современной экономики в глобальном мире. 2017. №6. С.91-94. 14. Захарова, А.Е. Обязательное медицинское страхование в РФ: проблемы и перспективы развития [Текст] / А.Е. Захарова, Д.А. Хорева // Стратегия социально-экономического развития общества: управленческие, правовые, хозяйственные аспекты: Сборник научных статей 7-й Международной научно-практической конференции. - Курск: Университетская книга, 2017. - С.119-122. 15. Корчинский, В.Е. Государственные и муниципальные финансы [Текст]: Учебник / В.Е. Корчинский, Т.И. Воробец. – Симферополь: Ариал, 2018. – 398с. 16. Кравченко, Е.В. Перспективные направления развития государственных внебюджетных фондов в современных условиях [Текст] / Е.В. Кравченко // SOCIAL AND ECONOMIC PROBLEMS OF MODERN SOCIETY: Материалы VIII Международной студенческой конференции. – Прага: Vedecko vydavatelske centrum Sociosfera-CZ s.r.o., 2018. – С.20-24. 17. Молчанова, Н.В. Анализ деятельности фонда социального страхования Российской Федерации [Текст] / Н.В. Молчанова // Актуальные вопросы науки и образования в XXI веке: Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. – Нефтекамск: Мир науки, 2018. – С.155-158. 18. Официальный сайт Банка России: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cbr.ru, свободный.
17
19. Пайкович, П.Р. Экономическое содержание и назначение государственных внебюджетных фондов [Текст] / П.Р. Пайкович, А.А. Горохов // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2017. - №1. – С.266271. 20. Пичужкина, А.Д. Проблемы и перспективы развития фонда обязательного медицинского страхования в России [Текст] / А.Д. Пичужкина, А.В. Перевозчикова // Экономика и социум. - №5-1. - 2017. - С.1170-1174. 21. Прожиточный минимум пенсионера: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vesbiz.ru/finansy/prozhitochnyj-minimum-pensionera.html, свободный. 22. Рубаева, Л.М. Пенсионная система РФ: проблемы и пути решения [Текст] // Гуманитарные и социально-экономические науки / Л.М. Рубаева, А.В. Алборова. – 2017. - №3. – С.129-132. 23. Сарапий, В.П. Проблемы и перспективы развития обязательного медицинского страхования в России [Текст] / В.П. Сарапий // Проблемы и перспективы современной науки: Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. - Нефтекамск: Мир науки, 2017. - С.105-109. 24. Скворцова, К.С. Внебюджетные фонды [Текст] / К.С. Скворцова, Е.В. Данилина, Е.В. Бенько // Экономика и социум. – 2017. - №4. – С.1259-1263. 25. Тагаева, Т.О. Общественное здоровье и здравоохранение в России [Текст] / Т.О. Тагаева, Л.К. Казанцева // ЭКО. 2017. - №2. - С.36-81. 26. Хамурадов, М.А. Проблемы и перспективы развития государственных внебюджетных фондов РФ [Текст] / М.А. Хамурадов // Экономика и предпринимательство. – 2017. - №9-3. – С.146-148. 27. Якобсон, Л.И. Экономика общественного сектора: Основы теории государственных финансов [Текст]: учебник для вузов / Л.И. Якобсон. – М.: Аспект Пресс, 2016. – 366 с.