Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В системе процессов психики речь занимает особенное положение, она состоит из множества компонентов и уровней. Регулируя поведение и являясь основой мышления, речь выполняет ведущую роль в становлении психики ребёнка. Ядром работы по развитию речи в дошкольных организациях является формирование диалога, так как он занимает главенствующую позицию на начальном этапе речевого развития детей.
Без специального и целенаправленного обучения речевая активность у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) не возникает, дословесные формы общения не формируются. В завершение дошкольного периода дети с трудом усваивают средства речевого общения, вне зависимости от имеющегося словарного запаса и понимания обращенной речи. Это связанно с тем, что у детей с ОНР наблюдается недостаточное развитие потребностей социальной направленности. Все вышеперечисленное и обусловливает актуальность исследования.
В трудах таких ученых, как Л. С. Выготский 10, А. А. Леонтьев 18,
С. Л. Рубинштейн 28 раскрываются психолого-педагогические особенности и механизмы развития диалогической речи детей дошкольного возраста. Основы методики развития диалогической речи у дошкольников с ОНР определены в работах А. Н. Гвоздев 11, Т. Б. Филичевой 35, Л. Ф. Спировой 31. Эти авторы определили цели и задачи развития диалогической формы речи дошкольников, рассмотрели специфические условия становления диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Объект исследования – диалогическая речь у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в игре.
Предмет исследования – развитие навыков диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в игре.
Цель исследования – провести теоретическое исследование проблемы изучения диалогической речи дошкольников с ОНР и ее развитие в игровой деятельности
Задачи:
1. Изучить современное состояние проблемы изучения диалогической речи.
2. Проанализировать методологические основы использования игровых технологий для развития диалогической речи дошкольников с ОНР.
В соответствии с целью и задачами работы в исследовании применялись следующие методы: анализ и изучение литературных источников по исследуемой проблеме, обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме изучения детей дошкольного возраста с ОНР, педагогический эксперимент, анализ результатов педагогического эксперимента.
Работа состоит из содержания, введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ
1.1 Научно-теоретические основы изучения диалогической речи
Антропоцентризм и функционализм современных лингвистических исследований обусловливают усиленный интерес к всестороннему изучению диалогической речи, которое было начато М. М. Бахтиным. Исследователь, в своих трудах раскрыл универсальный диалогический характер человеческой речи; с этим фундаментальным открытием связана его теория речевых жанров. Исследователь утверждал: «Ни одно высказывание не может быть ни первым, ни последним, оно является лишь звеном в цепочке и вне этой цепочкой не может быть изученным» [5]. Экстраполируя эти основные идеи концепции в современность, М.М. Бахтин подчеркивает, что исследования коммуникативного взаимодействия индивидов, ориентированной на диалогическое взаимопонимание в соотношении с параметрами языка, среды, культуры является приоритетной целью современной лингвистики [5].
Диалогическая речь выступает как важное средство проявления коммуникативной функции языка и является одной из форм существования языка в целом. В этой связи следует заметить, что решение перечисленных проблем становится возможным приспособлением методологического аппарата антропоцентрической лингвистики к анализу единиц речи [7, 9]. Это предполагает исследование языка как динамической системы, которая реализуется именно в диалогической речи людей с их коммуникативными и интенциями. Диалог, соответственно, понимается как самостоятельный объект исследования, со своей спецификой на уровне структуры, семантики и прагматики.
Современные исследования диалогической речи почти невозможны без обращения к истории понимания сущности и к классическим разработкам его отдельных аспектов. Точкой отсчета в исследовании диалога можно считать высказывание Л. В. Щербы о том, что «монолог является в значительной степени искусственной языковой формой, и настоящее свое бытие язык обнаруживает лишь в диалоге» [38, с. 80]. Диалогизм как культурно-языковое явление привлекал внимание таких выдающихся гуманитариев, как М. М. Бахтин 5, Л. П. Якубинский 40, Л. С. Выготский 10, которые отмечали понимание диалога не только как формы общения, но и как основной единицы социального взаимодействия в целом. Это, так или иначе, стимулировало дальнейшую разработку указанной проблематики на обнаружение дихотомии «монолог – диалог» и первичное определение задач логико-грамматического и логико-психологического направления в исследовании диалогической речи.
В современных языковедческих исследованиях понятие диалога рассматривается в широком и узком смыслах. Диалог в широком смысле трактуется как любой функциональный вид вещания, тип коммуникации, реализация которого образует особый тип текста. Узкое понимание диалога включает несколько подходов, которые ориентируются, прежде всего, на его лингвистическую сущность и специфику сообразно с другими категориями и понятиями теории речевой деятельности.
Большинство исследователей придерживаются мнения, что к набору дифференциальных признаков данного вида речевой деятельности принадлежат ситуативность, наличие двух или более коммуникантов, персональная направленность, обязательная смена ролей адресанта и адресата, а также условие понимания языка, на котором ведется диалог [7, с. 38]. По другой классификации (Н. В. Изотова) предлагаются такие характеристики, как онтологическая (владение языком), субъективная (наличие адресанта и адресата речи), репликативная (высказывания различных говорящих – образование единого смысла целого), локально-темпоральная (контактность позиций говорящего), дискретность, спонтанность,
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М: Издательский центр «Академия», 2016. – 400 с.
2. Алеушина, В. К. Развитие диалога у старших дошкольников в совместной игровой деятельности / В. К. Алеушина // Книжки, нотки и игрушки. – 2011. – №11. – С. 3-6.
3. Аммосова, В. В. Обучение детей общению: пособие для воспитателей и родителей / В. В. Аммосова. – Якутск: Бичик, – 2005. – 64 с.
4. Арушанова, А. Г. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками / А. Г. Арушанова // Дошкольное воспитание. – 2011. – № 5 – 78 с
5. Бахтин М. М. Литературно-критические статьи / М.М. Бахтин. – М: Худ. лит., 2016. – 543 с.
6. Бородич, А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста / А.М. Бородич, – М: Просвещение, 2017. – 83 с.
7. Бузаров В.В. Круговорот диалогической речи, или взаимодействие грамматики говорящего и грамматики слушающего / В.В. Бузаров. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2011. – 168 с.
8. Волкова, Л. С. Логопедия: учеб. для студ. дефектол. фак. пед. вузов / Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 680 с.
9. Вохрышева Е.В. Специфика и структура диалогических единств с идентифицирующим вопросом: автореф. дисс. ... канд. филол. наук: спец. 10.02.04 «Германские языки» / Е.В. Вохрышева. – СПб: Питер, 2012. – 16 с.
10. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии / Л. С. Выготский. – М: Просвещение, 2012. – 654 с.
11. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – М: Просвещение, 2011. – 472 с.
12. Жинкин, Н. И. Психологические основы развития речи / Н. И. Жинкин. – М: Просвещение, 2015. – 231 с.
13. Изотова Н. В. Диалогическая коммуникация в художественной прозе А. П. Чехова / Н.В. Изотова. – Ростов-на-Дону: СКНЦ ВШ, 2006. – 287 с.
14. Колокольцева Т. Н. Специфические коммуникативные единицы диалогической речи / Т.Н. Колокольцева. – Волгоград: Изд-во Волгоградского гос. ун-та, 2001. – 260 с.
15. Косогорова Х. Г. Особенности коммуникативно-синтаксической организации вопросно-ответных единств в сказочном тексте / Х.Г. Косогорова // Ярославский педагогический вестник. – 2005. - №2. – С. 3-7
16. Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи дошкольников/ Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – СПб: Союз, 2014. – 265 с.
17. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. – М: Просвещение, 2013. – 368 с
18. Леонтьев, А. Н. Психология общения / А. Н. Леонтьев. – М: Тарту, 2014. – 371 с.
19. Лепская, Н. И. Детская речь в свете теории коммуникации / Н. И. Лепская // Вопросы языкознания. – 2006. – №2. – С. 82-89.
20. Лисина, М. И. Возрастная и педагогическая психология/ М. И. Лисина. – М: ВЛАДОС, 2012. – 276 с.
21. Львов, М. Р. Основы теории речи : учеб. пособие / М. Р. Львов. – М: Академия, 2010. – 248 с.
22. Мартыненко Т. И. Диалогическое единство: структурно-семантический и коммуникативно-прагматический аспекты: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01 «Русский язык» / Т.И. Мартыненко. – Ростов, 2005. – 170 с.
23. Морозова Е. И. Ложь как дискурсивное образование: лингвокогнитивный аспект / Е.И. Морозова. – Харьков: Экограф, 2015. – 299 с.
24. Мухина, В. С. Психология дошкольника / В.С. Мухина. – М: Просвещение, 2015. – 272 с.
25. Нищева, Н. В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет / Н. В. Нищева. – СПб: Просвещение, 2014. – 203 с.
26. Новотворцева, Н. В. Развитие речи детей / Н. В. Новотворцева. – Ярославль. : Гринго, – 2009. – 236 с.
27. Рождественский Ю. В. Теория риторики / Ю.В. Рождественский. – М.: Добросвет, 2014. – 597 с.
28. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб: Питер, 2013. – 712 с.
29. Сазанова С. Н. Развитие речи дошкольников с ОНР / С. Н. Сазанова (Комплексный подход): учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М: Академия, 2013. – 144 с.
30. Соловьева, О. И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду / О. И. Соловьева. – М: Просвещение, 2011. – 176 с.
31. Спирова, Л. Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. 1-4 классы: Науч.-исслед. ин-т дефектологии АПН СССР./ Л. Ф. Спирова.– М.: Педагогика, 2015. – 192 с.
32. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей / Е. И. Тихеева. – М.: Просвещение, 2012. – 165 с.
33. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольника / О. С. Ушакова. – М. : Изд-во института психотерапии, 2011. – 133 с.
34. Федоренко, Л. П. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л. П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев. – М: Просвещение, 2012. – 240 с.
35. Филичева, Т. Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: учеб. пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М: Академия, 2013. – 103 с.
36. Флерина, Е. А. Разговорная речь в детском саду: Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Е. А. Флерина, М. М. Алексеева. – М: Академия, 2016. – 393 с.
37. Чулкова, А. В. Формирование диалога у дошкольников: учебное пособие / А. В. Чулкова. – М: Феникс+, 2018. – 221 с.
38. Щерба, Л. B. Языковая система и рeчевая деятельность / Л.В. Щерба. – СПб: Питер, 2014. – C. 78-98.
39. Эльконин, Д. Б. Психология игры/ Д.Б. Эльконин. – М: Просвещение, 2015. – 360 с.
40. Якубинский, Л. П. Избранные работы: Язык и его функционирование/ Л. П. Якубинский. – М: Просвещение, 2016. – 58 с.