Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Образы солнца и луны часто прослеживаются в творчестве писателей и поэтов, за данными образами могут скрываться различные символические значения. Образ солнца в искусстве рубежа XIX–XX веков вызывал интерес у многих авторов. Например, Д. Мережковский проявлял интерес к теме взаимосвязи образа солнца и идеи подвига. К. Бальмонт упоминал символ солнца с целью выражения идеи утверждения личности, которые разрывают отношения с земным существованием и отдающейся мечте. Для А. Белого солнце стало символом высшего, тайного знания и в этой связи стало притягательной силой на пути к гармонизации человеческой личности. У В. Брюсова в фантастической пьесе «Земля» солнце с символа жизни обращалось в символ смерти, обмана.
Образу луны в романтической поэзии XIX века отведено особое место среди небесных светил. Это было обусловлено тем, что луне, по сравнению с другими небесными светилами, была свойственна большая таинственность. В поэзии К. Д. Бальмонта луна фигурировала в качестве объекта преклонения и восхваления, она же получила известность как «царица небес». В сонете «Лунный свет» поэт передал те эмоции, которые ощущал во время приближающегося момента сна. Образы солнца и луны также встречаются в творчестве В. А. Жуковского., в частности, в его произведениях «Мотылёк и цветы», «Море», встречаются парные образы, которые базируются на идее двоемирия. М. Ю. Лермонтов также использовал парные образы, которые создавались на основе идеи двоемирия: «Небо и звёзды», «Выхожу один я на дорогу». Не стал исключением Ф. И. Тютчев, например, в стихотворении «День и ночь», в котором отмечаются парные образы, созданные на основе идеи двоемирия.
Так, тема солнца и луны подробно изучена в контексте творчества других писателей, однако касательно поэзии Ф.И.Тютчева, данная тема рассмотрена не так подробно, что обусловило актуальность данного исследования.
Так, объект исследования – поэзия Ф.И. Тютчева.
Предмет исследования – образы солнца и луны в поэзии Ф.И. Тютчева.
Цель исследования – рассмотреть особенности образов солнца и луны в поэзии Ф.И. Тютчева.
Задачи исследования:
-рассмотреть понятие художественного образа;
-рассмотреть особенности раскрытия темы природы в лирике Тютчева;
-описать образ лунного сияния в "ночной поэзии" Тютчева ;
-рассмотреть образ солнца в поэзии Ф.И. Тютчева.
Методы исследования: анализ и обобщение материалов источников исследования, метод литературного анализа.
Практическая значимость работы заключается в возможности применения результатов исследования в рамках преподавания «Истории русской литературы» для студентов вузов филологической направленности.
Структура работы: введение, две главы, заключение и список литературы.
Глава 1. Художественный образ: теоретический аспект
1.1. Понятие художественного образа
Слово образ есть лексическая единица, которая призвана вербализировать концепт, выступающий, аналогично другим концептам, как «условный конструкт нашего сознания, посредством которого возможно познание чего-то сущностного» .
Анализ дефиниции слова образ показал, что оно имеет до девяти значений, но, исходя из представления об образе как концептуальном инварианте, общем для всех употреблений слова в русском языке, слово было сужено до двух значений. (образ человека) и 2. (образ окружающего человека мира).
В основе такого подхода лежит принцип антропоцентризма, описывающий языковой материал. Теперь опишем предложенное нами толкование слова образ.
Образ.1 Образ человека - это совокупность непроцессуальных (внешность, одежда, социальное происхождение, система ценностей, предпочтения, желания и т.д.) и процессуальных (деятельность, модели поведения, образ жизни и т.д.) характеристик реального человека или литературного персонажа, субъективно окрашенных и ассоциативно связанных, которые воспринимаются, запоминаются и воображаются другими определенные в сознании других людей (групп, поколений и т. д.) посредством восприятия, памяти и воображения и отраженные в языковых формах.
Участие в федеральной тройке «Справедливой России» на выборах в Думу 2007 года, нервозная социальная и литературная активность обеспечили Сергею Шаргунову образ этакого московского голден боя, деятеля яркого, но несколько легковесного («Известия». 2013. 22 сент. «От 1993 - к Болотной»). С волнением наблюдала я за работой Качалова. Роль давалась ему нелегко. Позднее я поняла, что героические, трагические образы блестяще удавались ему тогда, когда роль имела яркую внешнюю характерность (А. Коонен. Страницы жизни).
2. Образ окружающего человека мира - это совокупность признаков, связанных с субъективной окраской флоры, фауны и явлений окружающего мира, формирующихся в сознании человека (группы, поколения и т.д.) посредством восприятия, памяти и воображения и отражающихся в языковых формах по аналогии с образом человека. В литературе образ собаки часто используется как аллегория различных человеческих слабостей. Например, выражение «собака на сене» обозначает человека, который сам ничем не пользуется и другим не дает. Выражение «собака лает, а караван идет» означает бесполезную болтовню. Образ «злой собаки» часто применяется карикатуристами для изображения политиков, которые «послушны своему покровителю» .
Например, образ родины и чувства Есенина к ней были многогранны. Для него Россия - это природа, одухотворенная единым дыханием и памятью поэта; деревня - символ прошлого, земная благодать; город - страшное железо, но родное, потому что это часть Родины; народное творчество - вместилище мудрости предков; молитва - неотъемлемая часть деревни. Образ - это составное слово, потому что «образ - это составное слово, порожденное сложным восприятием действительности, в котором ведущую роль играют зрительные впечатления».
Н. Д. Арутюнова, рассматривая образ как семиотический концепт, указывает также и на несформированность его семантики.
Термин «образ» используется в таких научных исследованиях, как лингвистика, литературоведение, культурология, эстетика и философия, где предлагаются терминологические определения, отражающие специфику той или иной науки. Теперь рассмотрим такие определения в энциклопедических словарях.
Энциклопедические словари дают наиболее устоявшееся и общепринятое определение понятия в той или иной науке.
См. также Психологический словарь. Образ - «чувственная форма психического явления». Поскольку образ всегда является чувственной формой, он может быть как сенсорным (например, образ восприятия, образ представления, образ сновидения), так и практическим (например, образ атомов, образ мира, образ войны) по своему содержанию.
Энциклопедия культуры. Образ - «результат отпечатка одного объекта на другом, выступающий как психическое или физическое перцептивное образование. Образ – это актуализация первичного бытия во вторичном бытии, отраженная и заключенная в чувственно доступную форму. Для культурологии понятие образа имеет важнейшее значение. Это связано с тем, что культура по своему происхождению и содержанию является реализацией природного, человеческого или божественного первичного бытия.
Философская энциклопедия: образ - «Отраженная форма объекта в сознании человека. На сенсорном уровне восприятия образ - это ощущение, восприятие или представление; на уровне мышления - понятие, мнение, представление или теория. Образ обладает объективностью в силу своего источника - отраженного объекта - и свободен от недостатков в силу способа своего существования (формы). Воплощенными формами образа являются практические действия, язык и различные символические модели. Конкретной формой образа является художественный образ». Столь же неоднозначно и определение понятия «художественный образ».
В качестве примера можно привести рассуждения Е.Б. Борисовой. Эти рассуждения содержатся в ее докторской диссертации и касаются разграничения понятия художественного образа в литературоведении и лингвистике: по мнению Е.Б. Борисовой, анализируя содержательный аспект понятия «художественный образ» в литературоведении и лингвистике, «в центре интереса литературоведа находится прежде всего содержательный аспект художественного произведения, а для лингвиста - содержательный аспект художественного произведения, Для лингвистов при рассмотрении этой категории становится ясно, что важнее всего система языковых средств, т.е. форма». В то же время четкой общелингвистической систематизации понятия «художественный образ», объединяющей позиции литературоведов и лингвистов, не существует.
В результате этого пробела не существует метода анализа художественных образов, который бы объединял оба подхода на основе фиксированной системы категорий. Однако сфера применения лингвистического анализа несколько шире, чем литературоведческого, поскольку он охватывает все звуковые произведения, а не только художественную литературу, и изучает текст как совокупность всех взаимодействий языковых элементов, составляющих текст.
Таким образом, лингвистический анализ может быть применен к текстам любого функционального стиля, в то время как литературоведческий анализ имеет дело только с языковыми произведениями и художественной литературой. В настоящем мире, по мере усвоения некоторых черт образа, в сознании носителя языка постепенно складывается представление об образе человека и окружающего его мира. Эти признаки держатся в памяти, дополняются воображением, индивидуально окрашиваются и на языковом уровне предстают как набор непроцессуальных и процессуальных примет образа. Именно непроцессуальные и процессуальные признаки образа функционируют в тексте в виде частных признаков, которые являются плодом восприятия, памяти и воображения.
Художественный образ - это целостное образование, которое складывается постепенно в процессе узнавания объекта. Художественный образ человека отождествляется с образом человека в художественном тексте,