Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Российская Федерация является крупнейшим по своей территории государством планеты. Многообразие исторических территорий, языков, традиций и верований требует от современного руководства страны разработки такой системы законодательства, которая могла бы регулировать в правовом поле взаимоотношения всех представителей народов России, учитывая их особенности. Конечно, не все традиции и обычаи представляется возможным учесть в законодательстве целого государства, однако баланс между законом и традициями до сих пор способствует мирному сосуществованию всех граждан нашей страны. Одними из наиболее динамично развивающихся отраслей выступают административное право и административно-процессуальное право. Эта актуальность подтверждается указом Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» .
Степень научной разработанности темы исследования. Автор обращается к авторам, освещающим вопросы общей теории права, теории административного права и права, а также отдельные аспекты административного процесса
Цель исследования заключается в выявлении особенностей административного процесса.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1) Проанализировать понятие, признаки, сущность административного процесса;
2) Определить правовые основы административного процесса;
3) Выявить принципы административного процесса;
4) Обозначить этапы административного процесса и проанализировать их специфику;
5) Охарактеризовать участников административного процесса.
Источниковая база исследования представлена Конституцией РФ, федеральными конституционными актами, федеральными законами, указами Президента РФ, нормативно-правовыми актами Правительства РФ, иных федеральных органов исполнительной власти, нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Объект данного исследования выступает правовая система Российской Федерации.
Предмет исследования – содержание административного процесса.
Методологическая основа исследования обусловлена его объектом и предметом. Автор обращается к общефилософским методам, таким как метод анализа и синтеза, метод абдукции, диалектический и логический методы. Среди специально-правовых методов в работе использованы историко-сравнительный метод, направленный на ретроспективный анализ, и сравнительно-правовой метод позволяющий сопоставить достоинства и недостатки различных подходов и концепций.
Одной из ключевых задач, с которыми сталкиваются правоведы, занимающиеся исследованиями в области административного права, является достижение согласия по поводу понятия и содержания термина «административный процесс». Как отмечает профессор А.Е. Аврутин, в науке вопрос о соотношении понятий «административный процесс», «административное судопроизводство» и «производство по делам об административных правонарушениях» приобрел особую значимость в последние годы .
В данном контексте в первую очередь следует говорить о проблеме разграничения материального и процессуального административного права. Несомненно, они находятся в неразрывной связи друг с другой, в связи с чем одна система не может существовать без другой. Материальным правом определяется совокупность норм, регулирующих права и обязанности субъектов, в то время как процессуальным правом очерчиваются процедурные аспекты реализации норм, установленных в рамках материального права . Необходимость разграничения материального и процессуального права впервые была осмыслена О. фон Бюловым еще в XIX веке . Вместе с тем до сих пор в материальных кодексах встречаются процессуальные нормы.
Наиболее явно проблема соотношения материального и процессуального права выкристаллизовывается при обращении к распространенному в юридической науке взгляду, что «реально административно-правовые отношения всегда воспринимаются только как процессуальные» . В данном случае не представляется возможным размежевание материальных и процессуальных административных правоотношений. О.Э. Лейст, хотя и является сторонником разграничения материального и процессуального права, пишет, что «в правовой системе различаются нормы материального права (так принято называть нормы, определяющие содержание прав, обязанностей и запретов, непосредственно направленных на регулирование общественных отношений) и нормы процессуального права (определяющие порядок, процедуру, форму реализации или охраны норм материального права)» . Однако здесь необходимо возразить, поскольку реализация правовой нормы автоматически не предусматривает процесс в юридическом смысле. Например, суд в определенных случаях может выполнять функции, аналогические действиям административного органа . Но это не свидетельствует о том, что правоотношения обязательно будут процессуальными.
В современной научной юридической литературе различают как минимум четыре концепции, описывающие административный процесс: юрисдикционную, судебную, управленческую и интегративную.
Юрисдикционная концепция представлена работами С.И. Котюргина, Н.Г. Салищевой, С.М. Шахрая. Согласно Н.Г. Салищевой, административный процесс – это «регламентированная законом деятельность по разрешению споров, возникающих между сторонами административного правоотношения, не находящимися между собой в отношениях служебного подчинения, а также по применению мер административного принуждения» . В более поздних работах Н.Г. Салищева расширяет наполнение термина, переходя от узкого взгляда, который рассматривает административный процесс преимущественно как механизм разрешения споров и применения мер административного наказания, к более широкому пониманию, включающему также рассмотрение органом публичной власти обращений физических и юридических лиц . С.И. Котюргин, еще один сторонник юрисдикционной концепции, подчеркивает, что речь идет об административном процессе, когда действия лица нарушают установленные запреты, «когда поступки лица подпадают под действие санкций» .
Возникновение управленческой концепции связано в первую очередь с В.Д. Сорокиным. Не уничижая значения юрисдикционной концепции, он настаивает на «публичной» составляющей. По его мнению, административный процесс имеет выраженную управленческо-правовую природу, выступая юридической формой осуществления исполнительной ветви власти . Следовательно, административный процесс рассматривается как (1) выражение управленческой деятельности исполнительных органов власти и (2) форма осуществления норм материального административного права .
Ярким сторонником судебной концепции является Ю.Н. Старилов, для которого административный процесс представляет собой административное правосудие, то есть судебный механизм, позволяющий физическим и юридическим лицам оспаривать действие или бездействие государственных органов, что создает элемент защиты прав и законных интересов граждан . Таким образом, в рамках административного процесса судами рассматриваются дела, возникшие в результате публично-правовых отношений, что требует специализированного подхода к их разрешению. В частности, судебный порядок существенно отличается от разбирательств по делам об административных правонарушениях, которые находятся в ведении судов, но не являются частью административного процесса. Следовательно, судебная концепция акцентирует внимание на специализированных судах, которые занимаются проверкой законности действий органов публичной власти и обеспечивают защиту прав граждан.
Наконец, интегративная концепция, разрабатываемая А.Ю. Зеленцовым, П.И. Кононовым, А.И. Стаховым , объединяет в себе особенности перечисленных выше концепций. Административный процесс представляется как «урегулированная административно-процессуальным законодательством интегрированная система административных производств и административных судопроизводств, обособляемых (автономизированных) и объединяемых (консолидированных) в зависимости от категории рассматриваемого и разрешаемого внесудебного административного дела или судебного административного дела» .
Представляется, что именно интегративная концепция наиболее полно отражает текущие тенденции в области административного процесса.
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о признаках административного процесса:
1) носит исполнительно-распорядительный характер;
2) действует в сфере властных правоотношений;
3) осуществляется органами публичной власти или судебными органами.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399 (дата обращения: 08.03.2025).
2. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 28.12.2024). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_176147 (дата обращения: 10.03.2025).
3. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». URL: http://pravo.gov.ru/news/o_natsionalnykh_tselyakh_razvitiya_rossiyskoy_federatsii_na_period_do_2030_goda_22%20%D0%B8%D1%8E%D0%BB%D1%8F%202020%20%D0%B3%2010%3A31%3A01/ (дата обращения: 08.03.2025).
Литература:
4. Аврутин Ю.Е. О соотношении административного процесса, административного судопроизводства и производства по делам об административных правонарушениях // Актуальные вопросы публичного права. 2015. № 1. С. 3–14.
5. Алёхин А.А., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: учебник. 3-е изд., испр. и доп. М.: Зерцало, 2001. 592 с.
6. Бахрах Д.Н. Система субъектов советского административного права // Советское государство и право. 1986. № 2.
7. Бородин С.С., Громыко С.С. Административное право. Общая и Особенная часть: курс лекций. СПб., 2007. 432 с.
8. Джуха О.В. К вопросу о принципах административного процесса // Проблемы экономики и юридической практики. 2009. № 1. С. 290–293.
9. Есенова В.П. Административный процесс: современная теория и практика // Управленческое консультирование. 2012. № 1 (45). С. 50–58.
10. Зеленцов А.Б., Кононов П.И., Стахов А.И. Административный процесс и административно-процессуальное право в России: концептуальные проблемы современного развития // Административное право и процесс. 2013. № 12. С. 3–15.
11. Зеленцов А.Б., Кононов П.И., Стахов А.И. Административный процесс как вид юридического процесса: современные проблемы понимания и нормативно-правовой регламентации // Вестник Санкт-Петербургского университета. Право. 2018. № 4. С. 501–521.
12. Калачева Е.Н. Адвокат-представитель в административном судопроизводстве (Актуальные проблемы) // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. 2017. № 12. С. 247–253.
13. Котюргин С.И. Понятие, принципы и формы административно-процессуальной деятельности милиции. Омск: Научно-исследовательская и редакционно-издательская группа, 1973. 71 с.
14. Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права / Под ред. В.А. Томсинова. М.: Зерцало, 2008. 246 с.
15. Нуркаева М.К. К вопросу о презумпции невиновности в системе принципов административного процесса // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2022. № 1 (95). С. 26–30.
16. Рудь Н.И. Административно-правовые акты субъектов Российской Федерации как особые источники регионального законодательства в сфере административных правонарушений в Дальневосточном федеральном округе // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2021. № 5. С. 164–168.
17. Салищева Н. Г. Административный процесс в СССР. М.: Юрид. лит., 1964. 158 с.
18. Салищева Н.Г., Дубровский Д.С., Женетль С.З., Штатина М.А. Административный процесс: учебник для бакалавриата и магистратуры / Под ред. М.А. Штатиной. М.: Издательство Юрайт, 2017. 364 с.
19. Семенов В.М. Административно-процессуальное право. 2-е изд., перераб. и доп. Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2018. 336 с.
20. Сорокин Д.В. Административно-процессуальное право: учебник. СПб., 2004. С. 239–240.
21. Сорокин Д.В. Административный процесс и административно-процессуальное право. М.: Изд-во С.-Петербург. юрид. ин-та. 474 с.
22. Сорокин Д.В. Проблемы административного процесса. М.: Юрид. лит., 1968.
23. Спиридонов П.Е. Административно-процессуальная форма и стадии как элементы характеристики административного процесса // Сибирское юридическое обозрение. 2021. Т. 18, № 3. С. 301–312.
24. Спиридонов П.Е. Административно-процессуальные правоотношения: сущность и характеристика // Сибирское юридическое обозрение. 2024. Т. 21. № 2. С. 183–207.
25. Старилов Ю.Н., Махина С.Н. Административное процессуальное право // Административное судопроизводство / Под ред. Ю.Н. Старилова. М.: Инфра-М, 2023. С. 88–114.
26. Стахов А.И. Интегративная теория административного процесса – единственно верная основа построения модели административного процесса // Сибирское юридическое обозрение. 2021. Т. 18. № 3. С. 313–327.
27. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред. В.Б. Исакова. М.: Норма: ИНФРА-М, 2020. 656 с.
28. Чечот Д.М. Административная юстиция (теоретические вопросы) (извлечения) // Журнал административного судопроизводства. 2019. № 3. С. 59–73.
29. Шигабутдинова А.Л. К вопросу о разграничении «материального» и «процессуального» в праве // Право и государство; теория и практика. 2020. № 3 (183). С. 55–57.
30. Bulow O. Die Lehre von den Prozesseinreden und Prozessvoraussetzungen (1868). Kessinger Publishing, 2009. 338 p.