Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена возрастающей ролью конкурсных механизмов в распределении бюджетных средств в форме субсидий юридическим лицам. В условиях ограниченности бюджетных ресурсов и необходимости повышения эффективности государственной поддержки конкурсные процедуры становятся важнейшим инструментом, обеспечивающим прозрачность, объективность и целевой характер расходования бюджетных средств. Правовое регулирование субсидий представляет собой комплексный институт, объединяющий нормы бюджетного, административного и гражданского права. Конкурсный характер распределения субсидий способствует стимулированию конкуренции среди потенциальных получателей, что влечет за собой повышение качества представляемых проектов и эффективности использования бюджетных средств.
Цель исследования – анализ правового регулирования конкурсного механизма предоставления субсидий юридическим лицам, выявление проблем правового регулирования и правоприменительной практики в данной сфере, а также формулирование предложений по совершенствованию законодательства.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие и сущность субсидий, предоставляемых на конкурсной основе;
2. Исследовать правовые основы организации конкурсных процедур;
3. Изучить правоприменительную практику и проблемы конкурсного отбора.
Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся в процессе правового регулирования предоставления субсидий юридическим лицам на конкурсной основе.
Предмет исследования – правовые нормы, регулирующие конкурсный механизм предоставления субсидий юридическим лицам, а также судебная практика в данной сфере.
Методологической основой исследования являются общенаучные методы познания: анализ, синтез, дедукция, индукция, а также специально-юридические методы: формально-юридический, сравнительно-правовой, метод правового моделирования.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и включает введение, три главы, заключение и список использованных источников. В первой главе рассматриваются теоретико-правовые основы субсидирования юридических лиц на конкурсной основе. Вторая глава посвящена анализу конкурсного механизма предоставления субсидий. В третьей главе исследуются проблемы и перспективы развития конкурсных механизмов предоставления субсидий.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СУБСИДИРОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ НА КОНКУРСНОЙ ОСНОВЕ
1.1. Понятие субсидии, предоставляемой на конкурсной основе
Понятие субсидии закреплено в Бюджетном кодексе Российской Федерации. Согласно ст. 78 БК РФ, субсидии юридическим лицам представляют собой бюджетные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг .
При этом понятие «конкурсная субсидия» в законодательстве прямо не определено, но исходя из системного анализа нормативных правовых актов, можно сформулировать следующее определение: конкурсная субсидия – это бюджетные средства, предоставляемые юридическим лицам на безвозмездной и безвозвратной основе по результатам конкурсного отбора, проводимого в соответствии с установленными критериями и процедурами.
Как указывает С.В. Фрумина, «конкурсный механизм распределения субсидий представляет собой процедуру отбора получателей бюджетных средств на основе заранее определенных критериев, направленную на выявление лучших условий удовлетворения публичных интересов государства» .
Конкурсные субсидии отличаются от других форм государственной поддержки и неконкурсных субсидий следующими характеристиками:
1. Наличие процедуры отбора получателей на основе конкуренции заявок;
2. Установление критериев оценки заявок и конкурсной документации;
3. Формирование конкурсной комиссии;
4. Публичный характер процедуры;
5. Равный доступ потенциальных получателей к участию в конкурсе.
Конкурсные механизмы распределения субсидий обеспечивают соблюдение принципов эффективности использования бюджетных средств и конкурентного отбора наиболее достойных претендентов. Конкурсные процедуры при распределении субсидий позволяют минимизировать коррупционные риски и обеспечивают прозрачность процесса государственной поддержки» .
Таким образом, конкурсная субсидия является особой формой бюджетных ассигнований, направленной на стимулирование конкуренции среди потенциальных получателей государственной поддержки и обеспечение эффективного расходования бюджетных средств.
1.2. Правовое регулирование конкурсного распределения субсидий
Правовое регулирование конкурсного распределения субсидий основывается на нормах Конституции РФ, закрепляющих основы экономической системы государства и принципы равного доступа к государственной поддержке.
Центральное место в системе правового регулирования конкурсного распределения субсидий занимает Бюджетный кодекс РФ. Статья 78 БК РФ устанавливает общие требования к нормативным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам. Согласно п. 3 ст. 78 БК РФ, «нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации» .
Как отмечает М.Е. Мардасова, «бюджетное законодательство устанавливает общие рамки регулирования субсидий, конкретные механизмы и процедуры определяются подзаконными актами» .
Особое значение в системе правового регулирования имеет Постановление Правительства РФ от 25.10.2023 № 1781, которое детально регламентирует процедуры конкурсного отбора, требования к участникам, порядок оценки заявок и определения победителей .
Региональное законодательство о конкурсном субсидировании разрабатывается в соответствии с федеральными нормами и учитывает региональную специфику. В субъектах РФ принимаются законы о бюджетном процессе, содержащие положения о предоставлении субсидий, а также постановления региональных правительств, утверждающие порядок проведения конкурсов.
Важную роль в правовом регулировании конкурсного субсидирования играют также нормы антимонопольного законодательства. Как указывают С.И. Никитин и соавторы, «предоставление субсидий должно осуществляться с соблюдением требований о защите конкуренции, в противном случае возникают риски признания соответствующих действий нарушением антимонопольного законодательства» .
Правовая политика РФ по противодействию ограничению конкуренции включает в себя меры по обеспечению равного доступа субъектов предпринимательской деятельности к государственной поддержке, в том числе в форме субсидий .
Таким образом, правовое регулирование конкурсного распределения субсидий представляет собой многоуровневую систему нормативных правовых актов, включающую нормы бюджетного, административного и антимонопольного законодательства. Центральную роль в этой системе играют БК РФ и подзаконные акты Правительства РФ, устанавливающие общие требования к процедуре конкурсного отбора.
1.3. Классификация конкурсных субсидий
Конкурсные субсидии могут быть классифицированы по различным основаниям. Анализ законодательства и научной литературы позволяет выделить следующие классификации.
По уровням бюджетной системы конкурсные субсидии подразделяются на:
1. Федеральные субсидии – предоставляемые из федерального бюджета;
2. Региональные субсидии – предоставляемые из бюджетов субъектов РФ;
3. Местные субсидии – предоставляемые из местных бюджетов.
Многоуровневая система бюджетных субсидий обеспечивает реализацию государственной политики поддержки в соответствии с распределением полномочий между различными уровнями публичной власти .
По целевому назначению конкурсные субсидии можно классифицировать на:
1. Субсидии на возмещение недополученных доходов;
2. Субсидии на финансовое обеспечение затрат;
3. Субсидии на возмещение фактически понесенных затрат;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.98 № 145-ФЗ в редакции от 26.12.2024 // Собрание законодательства РФ. 1998. № 50. Ст. 78.
2. Постановление Правительства РФ от 25.10.2023 № 1781 «Об утверждении Правил отбора получателей субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг».
3. Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 25.07.2018 № 47-АПГ18-1. – URL: https://legalacts.ru/sud/apelliatsionnoe-opredelenie-verkhovnogo-suda-rf-ot-25072018-n-47-apg18-1/ (дата обращения: 05.04.2025).
4. Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 25.07.2023 № 304-ЭС23-3847 по делу № А46-20277/2021. – URL: https://legalacts.ru/sud/opredelenie-sudebnoi-kollegii-po-ekonomicheskim-sporam-verkhovnogo-suda-rossiiskoi-federatsii-ot-25072023-n-304-es23-3847-po-delu-n-a46-202772021/ (дата обращения: 05.04.2025).
5. Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 31.01.2019 № 305-ЭС18-17266 по делу № А40-177621/2017. – URL: https://legalacts.ru/sud/opredelenie-verkhovnogo-suda-rf-ot-31012019-n-305-es18-17266-po-delu-n-a40-1776212017/ (дата обращения: 05.04.2025).
6. Решение от 10 мая 2023 г. по делу № А33-27894/2022. Арбитражный суд Красноярского края (АС Красноярского края). – URL: https://sudact.ru/arbitral/doc/dvUidu87tNUd/ (дата обращения: 05.04.2025).
7. Финансовое право: учебник / ответственный редактор Е. Ю. Грачева, О. В. Болтинова. – 2-е изд. – Москва: Проспект, 2020. – 624 с.
8. Финансовое право: учебник для вузов / под редакцией Е. М. Ашмариной. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2025. – 372 с.
9. Амелина, Е. Е. К вопросу об источниках и принципах правового регулирования конкурентных отношений / Е. Е. Амелина // Проблемы экономики и юридической практики. – 2020. – Т. 16, № 3. – С. 150-153.
10. Вершило, Н. Д. Проблемы правоприменения, связанные с использованием субсидий / Н. Д. Вершило, Т. А. Вершило // Российское правосудие. – 2024. – № 3. – С. 7-13.
11. Внеконкурсное предоставление субсидий бюджетным учреждениям как нарушение антимонопольного законодательства (проблемы правоприменительной практики) / С. И. Никитин, И. Н. Гритчин, О. А. Москвитин, И. П. Бочинин // Российское конкурентное право и экономика. – 2021. – № 1(25). – С. 68-74.
12. Вовкивская, Л. В. Аналитический обзор судебных дел с участием антимонопольного органа / Л. В. Вовкивская, Е. В. Савостина // Российское конкурентное право и экономика. – 2022. – № 4(32). – С. 94-97.
13. Гаврилова, В. Д. Правовая политика Российской Федерации по противодействию ограничению конкуренции / В. Д. Гаврилова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2024. – № 3-1(90). – С. 45-47.
14. Мардасова, М. Е. Особенности нормативно-правового регулирования субсидий, предусмотренных статьей 78 Бюджетного кодекса РФ / М. Е. Мардасова // Российский журнал правовых исследований. – 2024. – Т. 11, № 2. – С. 51-56.
15. Махмудов, З. Ш. Надзор за исполнением законодательства при осуществлении закупок юридических услуг у единственного поставщика отдельными видами юридических лиц / З. Ш. Махмудов, К. А. Бурчак // Законность. – 2022. – № 1(1047). – С. 34-37.
16. Мельников, М. Н. Общая характеристика конкурентного законодательства РФ / М. Н. Мельников // Тенденции развития науки и образования. – 2023. – № 98-4. – С. 29-32.
17. Рыков, И. Ю. Проблема привлечения внешних специалистов-консультантов к субсидиарной ответственности / И. Ю. Рыков, К. С. Суныгин // Право и бизнес. – 2020. – № 1. – С. 33-38.
18. Семашко, Ю. Е. Гранты в форме субсидий / Ю. Е. Семашко // Бюджетный учет. – 2021. – № 10(202). – С. 20-24.
19. Тохсырова, К. К. Элементы ограничения конкуренции: правовые аспекты / К. К. Тохсырова // Проблемы экономики и юридической практики. – 2022. – Т. 18, № 2. – С. 203-205.
20. Фрумина, С. В. Анализ правовых норм, регламентирующих предоставление субсидий юридическим лицам / С. В. Фрумина // Сибирская финансовая школа. – 2021. – № 2(142). – С. 56-62.