Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Авиационная безопасность - это важнейшая отрасль безопасности жизнедеятельности человеческого общества.
Согласно Воздушному кодексу Российской Федерации (ст. 84., п.3) одно из направлений обеспечения авиационной безопасности – запрет на незаконный провоз на самолетах:
- боеприпасов и оружия,
- опасных веществ: взрывчатых, отравляющих, радиоактивных, отравляющих, легковоспламеняющихся веществ,
- опасных предметов.
Еще одним направлением является введение особых мер предосторожности при разрешении их провоза.
Документы ИКАО (воздушного кодекса) требуют от авиационного персонала определять и выявлять такие опасные грузы, в том числе предъявляемые в качестве смешанного груза без декларирования опасности.
Опыт показывает, что многие привычные, на вид безобидные грузы являются опасными.
Опасным грузом называют вещества или изделия, которые при перевозке по воздуху способны создавать значительную угрозу для здоровья, безопасности людей, имущества и которые классифицированы в соответствие с установленными правилами.
Основными особенностями условий воздушной перевозки являются:
- изменения атмосферного давления на 68 кПа (0,8 атм) на больших высотах (более 11 км) полета (в том числе очень резкое в случае аварийной разгерметизации кабины воздушного судна (ВС)),
- вибрация с амплитудой в диапазоне от 5 мм на частоте 7 Гц до 0,05 мм на частоте 200 Гц,
- изменения температуры окружающего воздуха до ±60Cо,
-эксплуатационные перегрузки до 3g, а при аварийной ситуации до 9g и выше.
Главным отличием от наземного транспорта можно назвать:
-замкнутость пространства в воздушном судне,
- практическая невозможность удаления груза, начавшего проявлять свои опасные свойства в полете,
- ограниченная возможность применения средств пожаротушения и нейтрализации токсичных, радиоактивных и коррозионных веществ.
Вследствие этих особенностей, многие привычные в нашей жизни вещества и изделия являются ОГ (опасным грузом) (например: духи, одеколоны, спиртные напитки, зажигалки, аэрозоли).
Для разработки требований по обеспечению безопасной перевозки, все они сведены Комитетом экспертов ООН в периодически обновляемый перечень ОГ (более двух тысяч наименований), на основе которого, с учетом требований Приложения 18 к Чикагской конвенции, Группа экспертов ИКАО разрабатывает Технические инструкции по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху.
Цель работы: охарактеризовать вещества 8-го класса опасности.
Для достижения цели решался ряд задач:
- характеристика веществ класса 8 и его подклассов,
- рассмотрение нормативно-правовой базы при перевозке веществ класса 8 воздушным транспортом,
- описание требований к маркировке и упаковке веществ класса 8.
1 Едкие и коррозионные вещества класса 8
1.1 Общая характеристика веществ класса 8
Опасные грузы представляют собой угрозу для здоровья, безопасности людей и имущества, эта угроза состоит в следующих факторах:
- способность легко воспламеняться и поддерживать горение;
- заражение имущества и местности радиоактивными веществами;
- поражение людей и имущества взрывной волной и пожаром;
- поражение людей радиоактивным излучением, токсинами (в том числе продуктами горения) и болезнетворными организмами;
- раздражение кожи и порча имущества коррозионными веществами.
Выделяют девять классов опасных веществ:
- Класс 1 - взрывчатые материалы, которые по своим свойствам могут взрываться, вызывать пожар с взрывчатым действием, а также устройства, содержащие взрывчатые вещества, и средства взрывания, предназначенные для производства пиротехнического эффекта;
Класс 2 - газы сжатые, сжиженные охлаждением и растворенные под давлением, отвечающие хотя бы одному из следующих условий:
- абсолютное давление паров при температуре 50 град. C равно или выше 3 кгс/кв. см (300 кПа);
- критическая температура ниже 50 град. C.
Класс 3 - легковоспламеняющиеся жидкости, смеси жидкостей, а также жидкости, содержащие твердые вещества в растворе или суспензии, которые выделяют легковоспламеняющиеся пары, имеющие температуру вспышки в закрытом тигле 61 град. C и ниже;
Класс 4 - легковоспламеняющиеся вещества и материалы (кроме классифицированных как взрывчатые), способные во время перевозки легко загораться от внешних источников воспламенения, в результате трения, поглощения влаги, самопроизвольных химических превращений, а также при нагревании;
Класс 5 - окисляющие вещества и органические пероксиды, которые способны легко выделять кислород, поддерживать горение, а также могут, в соответствующих условиях или в смеси с другими веществами, вызвать самовоспламенение и взрыв;
Класс 6 - ядовитые и инфекционные вещества, способные вызывать смерть, отравление или заболевание при попадании внутрь организма или при соприкосновении с кожей и слизистой оболочкой;
Класс 7 - радиоактивные вещества с удельной активностью более 70 кБк/кг (2 нКи/г).
Класс 8 - едкие и коррозионные вещества, которые вызывают повреждение кожи, поражение слизистых оболочек глаз и дыхательных путей, коррозию металлов и повреждения транспортных средств, сооружений или грузов, а также могут вызывать пожар при взаимодействии с органическими материалами или некоторыми химическими веществами;
Класс 9 - вещества с относительно низкой опасностью при транспортировании, не отнесенные ни к одному из предыдущих классов, но требующие применения к ним определенных правил перевозки и хранения;
Вещества класса 8 представляют собой опасные едкие вещества или их водные растворы, вызывающие при непосредственном контакте некроз кожной ткани животных (белых крыс) за период не более 4 ч, и (или) коррозионные вещества и их водные растворы, вызывающие коррозию стальной (сталь марки Ст3) или алюминиевой (алюминий марки А6) поверхности со скоростью не менее 6,25 мм в год при температуре 55°С.
К классу 8 опасных грузов относятся:
- твердые вещества или жидкости, способные в своем первоначальном состоянии повреждать (более или менее сильно) живую ткань,
- вещества, при просыпании или утечке из упаковки которых может повредиться другой груз и (или) транспорт.
Вещества класса 8 обладают сильным воздействием на человека:
- вызывают ожоги кожи, глаз, слизистых оболочек,
- пары этих веществ также опасны для человека и животных, так как могут вызывать раздражение глаз и слизистых оболочек.
Коррозионные вещества обладают разрушительным воздействием (в той или иной степени) на различные материалы:
- металл,
- стекло,
- текстиль.
Некоторые вещества становятся коррозионными после контакта с водой или влагой воздуха, с выделением легковоспламеняющихся, раздражающих и (или) коррозионных газов. Также,
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Воздушный кодекс РФ, ФЗ-60, 1997. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (с изм. и доп. от: 2 июня 1993 г., 9 января 1996 г., 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., 22 августа, 2 ноября, 21 декабря 2004 г., 27 июля, 16 октября, 25 ноября 2006 г., 25 октября 2007 г., 23 июля 2008 г., 3 июня, 26 23 ноября 2009 г., 27 июня, 18 июля 20II г., 25 июня, 28 июля 2012 г., 2 июля, 21 декабря 2013 г.).
2. Алексеева А.В. Административно-правовое регулирование деятельности воздушного, железнодорожного, морского, внутреннего водного и автомобильного транспорта Росийской Федерации // Юристъ - правоведъ. - 2009. - № 3. - С. 119-122
3. Алферова О.С. Развитие законодательства в сфере регулирования воздушных перевозок // Вестн. Саратовской гос. акад. права. - 2008. - № 2 (60). - С. 94-97
4. Буров С.М. Опасные вещества на воздушном транспорте.- М.: Право, 2014.- 145 с.
5. Метелева Ю.А. Регулирование деятельности воздушного транспорта // Право и экономика. - 2007. - № 9. - С. 84-86
6. Афанасьев В Г. Основы международных воздушных сообщений :учебное пособие - М.:Авиабизнес, 2010.
7. Безопасность полетов: от обеспечения к управлению [Текст] / В. В. Козлов. - М., 2010 год - 270с.
8. Договор перевозки в международном воздушном сообщении [Текст] / Н. Н. Остроумов. - М.: Стаут, 2009. - 268с.
9. Жуков Е.К. Упаковка и маркировка опасных веществ.- М.: Наука, 2016.- 234 с.
10. Организация воздушного движения : учеб. пособие / А.И. Логвин, А.Ю. Власов. - М. : МГТУ ГА, 2008. – 80 с.
11. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, Doc. 8966, Монреаль, ИКАО, 1993.
12. Мировая система воздушного транспорта: Учебное пособие для вузов / П. В. Олянюк. - 2-е изд., доп. - СПб.: ГУГА, 2006. - 282с.
13. Практические аспекты эксплуатации воздушных линий: Учебное пособие [Текст] / Григорьев Ю.М., ред. - 2-е изд., исправлено и доп. - М.: Авиабизнес, 2009. - 396с.
14. Современное международно-правовое регулирование воздушных сообщений: теория и практика [Текст] / А. А. Баталов. - М. - Зерцало: 2008, 224с
15. Эффективность пассажирских авиаперевозок [Текст] / В. М. Окулов. - М.: ВКШ "Авиабизнес", 2008. - 208с.