Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
3
Актуальность темы исследования. Актуальность темы исследования. Вопросы совершенствования управления являются первоочередными для лесопромышленного комплекса, как в национальном, так и в региональном масштабе. При этом особое место уделяется информационной обеспеченности процесса управления. Разрабатываемые программы развития предусматривают повышение эффективности управления, усиление влияния акционеров, достижение прозрачности информации о финансовоэкономическом состоянии, четкое разграничение ответственности управляющих кадров и собственников, обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия. В то же время на предприятиях лесопромышленного комплекса практически сведена к минимуму работа экономических служб по прогнозированию себестоимости продукции, поиску путей снижения издержек. В плановой экономике основой среднесрочного планирования производственно-хозяйственной деятельности промышленных предприятий являлся техпромфинплан. Практика его составления сохранялась до 90-х годов XX века.
1 Теоретическое обоснование современных методов и технологий разработки управленческих решений
1.1 Понятие управленческих решений и их основные характеристики
Каждый руководитель в процессе своей деятельности ставит разные задачи, которые нуждаются в их разработке, осмыслении и реализации. Именно управленческие решения соединяют цель с итоговым результатом. Каждое из них должно быть обоснованным, взвешенным и просчитанным в прямом смысле. Однако вероятность непредсказуемого результата управленческого решения всегда остается. Всё зависит от того, насколько профессионален менеджер, осуществляющий этот процесс. В любой сфере деятельности начальник вынужден
4
урегулировать самые разные вопросы. При этом качество управленческого решения напрямую влияет на общий уровень руководства в компании и конечный результат работы всего предприятия, а также зависит от большого количества разных факторов . Наиболее важными являются: - ясная и четко обоснованная цель; - квалификация кадров; - информационное обеспечение; - методика, организация разработки и реализации управленческих решений; - экономические возможности компании; - методы управления . Подходы к принятию управленческих решений. Централизованный подход. В рамках данной линии действий рекомендуется принимать большое количество руководящих сценариев на верхнем уровне. Антиподом является децентрализованный подход, который подразумевает управленческие решения, вырабатываемые на низких уровнях. Групповой подход подразумевает совместную работу над поиском наилучшего выхода, противоположным видом является индивидуальное принятие решения одним менеджером. В рамках подхода «система участия» специалист проводит опрос среди всех задействованных в выработке оптимального сценария лиц, однако последнее слово остается за ним. Иной вид («система неучастия») предполагает единоличные действия менеджера. Демократический подход в системе управленческих решений подразумевает выбор того из них, которое устраивает большинство. Альтернативой стал совещательный подход, в рамках которого необходимо найти компромисс между всеми высказанными мнениями.
1.2 Методика или процесс принятия управленческого решения
5
Принятие решений является основой управления. Выработка и принятие решений - это творческий процесс в деятельности руководителей любого уровня, включающий: - выработку и постановку цели; - изучение проблемы на основе получаемой информации; - выбор и обоснование критериев эффективности (результативности) и возможных последствий принимаемого решения; - обсуждение со специалистами различных вариантов решения проблемы (задачи); выбор и формулирование оптимального решения; принятие решения; - конкретизацию решения для его исполнителей. Технология менеджмента рассматривает управленческое решение как процесс, состоящий из трех стадий: подготовка решения: принятие решения; реализация решения. Процесс принятия управленческих решений представлен ан рисунке 1.3.
1.3 Современные методы и технологии совершенствования управленческих решений
Существуют определенные психологические секреты, которые успешный руководитель должен использовать наряду с техническими, правовыми и организационными критериями своей работы. Например, некоторые заблаговременно создают в коллективе благоприятную обстановку, граничащую с праздничной, чтобы спровоцировать у подчиненных положительную реакцию во время озвучивания принятого решения. Решения должны быть прозрачными и обоснованными. Ни в коей мере решение не должно вызывать у подчиненных сомнений в его рациональности и объективности. Для глубокого анализа проблемы ранжируются все типы управленческих решений на три вида: разрешающие, запрещающие, конструктивные. При
6
принятии управленческого решения можно использовать различные приемы риск-менеджмента: избежание риска (нужно уклониться от того мероприятия, которое как-то связано с угрозами убытков); удержание риска (риск оставляется за инвестором с расчетом покрытия любых прогнозируемых убытков из его резервных средств). Передача риска (то есть ответственность за возможные потери перекладывается на другое лицо, допустим, страховую фирму). Снижение степени риска (суть заключается в уменьшении вероятности убытков и в сокращении их ожидаемого объема). 2 Аналитическое обоснование принятия управленческого решения
2.1 Описание ситуации
Объектом исследования является общество с ограниченной ответственностью «Чагодощенский стеклозавод и К» (ООО «ЧСЗ и К». Фактический и юридический адрес организации: 162400, Вологодская область, Чагодощенский район, поселок Чагода, ул. Кооперативная, д.1. Телефон/факс: 8(81741) 2-14-40/ 2-52-39, Сайт http://www.chszlp.ru/ Основной вид деятельности организации: производство полых стеклянных изделий. Дополнительные виды деятельности по ОКВЭД 2: - 46.77 Торговля оптовая отходами и ломом. - 47.78 Торговля розничная прочая в специализированных магазинах. - 52.29 Деятельность вспомогательная прочая, связанная с перевозками. Стекловаренные печи имеют как подковообразное направление пламени, так и поперечное. Каждая из печей оснащена системами дополнительного электроподогрева, барботажа и системой видеонаблюдения. Уровень стекломассы и температурный режим в печи контролируются автоматически. Продукция производится на 10 и 12 секционных стеклоформующих машинах АL-1110-2-2 и АL-1112-2-2 компании «Sklostroj» (Чехия). На производстве используются питатели стекломассы английской компании «PSR».
7
Предприятие укомплектовано современным оборудованием известных европейских производителей, среди них: - “Parkinson-spencerLTD” (Великобритания), “LWNLufttechik” (Германия), “Zecchetti” (Италия), - “MoraviaGlassTechnology” (Чехия) и пр. Контроль качества. На производстве осуществляется сплошной контроль качества выпускаемой продукции с помощью инспекционного оборудования французской компании «SGCC». Новейшие разработки инженеров, впервые применяющиеся в России, находят свое место на стекольных заводах Липецка и Чагоды. Среди инспекционного оборудования такие машины, как: Combi, M1, SealCam, Icam, Multi3, Multi4 . Лаборатория технического контроля имеет Свидетельство федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, которое подтверждает наличие условий, необходимых для выполнения измерений в закрепленной за лабораторией области деятельности. Лаборатория оснащена приборами американской фирмы «AGR», которые позволяют проводить тесты на сопротивление внутреннему гидростатическому давлению до разрушения, сопротивление вертикальной нагрузке, анализировать толщину горячего напыления на корпусе и венчике бутылки, измерять качество холодного покрытия, для точных замеров геометрических параметров используют Оптический анализатор геометрических параметров.
2.2 Анализ выявленных проблем управления
Для проведения исследования, посвященного применению групповых форм и методов разработки и принятия управленческих решений и последующей разработки рекомендаций по их внедрению, была разработана анкета и проведен опрос.
8
Вопросы анкеты дали возможность выявить информацию о разнообразии используемых групповых методов разработки решений, о знании технологий их реализации, об оценке их эффективности и пр. Первый вопрос анкеты позволял выяснить, насколько респонденты знакомы с различными групповыми формами и методами разработки и принятия управленческих решений и какие из них используются в организациях, где они работают (таблица 2).
2.3 Выявление причин выявленных проблем управления
Около половины руководителей и в среднем 24 % сотрудников выделили два основных метода принятия управленческих решений как наиболее эффективные: «Мозговой штурм» (его модификации) и «Экспертный метод». Вместе с тем 28 % сотрудников считают, что «Метод интерактивной группы» (общее собрание) также является наиболее эффективным методом принятия групповых управленческих решений. Поскольку другие из перечисленных методов мало знакомы, то, конечно, оценить их эффективность оказалось затруднительно. Среди руководителей «Метод интерактивной группы» (общее собрание) занимает третье место по эффективности из восьми указанных выше методов. Но при этом ему отдают предпочтение только 13,32 % респондентов. «Методу Дельфи», «Методу жюри», «Методу номинальной группы» – по 6,66 %. Никто из руководителей не отметил как эффективные методы «6-5-3» и «Метод синектики» – видимо, в связи с отсутствием информации по этим методам. 3 Разработка альтернативных управленческих решений и выбор оптимального варианта 3.1 Выработка вариантов управленческих решений
9
Рекомендуется ввести новые формы обучения: видеообучение и дистанционное обучение. Темпы развития бизнеса и рост конкуренции вынуждает современные компании уделять все больше внимания своему развитию. Помимо профессионального подбора сотрудников успешной организации требуется профессиональная система обучения персонала, способствующая подготовке компетентных и ориентированных на успех сотрудников. Выбор методов обучения персонала целиком и полностью зависит от целей и задач, поставленных перед компанией. Кроме того, немаловажное значение имеет цена обучения, его сроки, квалификация преподавателей, структуры организации и количества сотрудников. Развитие персонала – одна из стратегических функций кадрового менеджмента. Под развитием чаще всего понимается обучение персонала, однако, этот термин определяется, в первую очередь, характеристиками его показателей. Развитие характеризуется с точки зрения его структуры, формы, направленности, динамики и темпов. Сегодня многие фирмы из совершенно разных областей стремятся обучать и развивать свой персонал. Это касается всех видов обучения сотрудников: как внутрифирменных, так и с задействованием внешних источников. Управление обучением персонала строится на процессах непосредственной передачи профессиональных знаний и навыков сотрудникам организации. Регулировать эти процессы можно по-разному, но первой ступенью в любой модели управления всегда будет определение потребностей как персонала, так и организации. Это необходимое условие для успешного планирования работы с персоналом. Анализ потребностей служит основанием для определения целей обучающих программ. Это может быть, как адаптация новых сотрудников, так и повышение квалификации персонала, давно работающего в организации. Эффективная программа обучения – атрибут, делающий управление обучением персонала и развитие личности в организации весомым вкладом в развитие компании в целом. Организация может, как разработать обучающие
10
программы для персонала самостоятельно, так и привлечь внешних консультантов.
3.2 Оценка оптимальности каждого варианта
Видеообучение – это наиболее простая форма обучения персонала – для него не нужен ни квалифицированный преподаватель, ни специализированное помещение, ни конкретно назначенное время – сотрудник самостоятельно обучается тогда, когда у него есть для этого достаточное количество времени. Использование обучающих видеоматериалов в образовании, в том числе производственном имеет давнюю историю. В специально отобранных фрагментах наглядно показывается какой-либо аспект изучаемой проблематики, а затем дается блок соответствующего теоретического материала. Видеоматериалы могут использоваться и в качестве дополнения к лекциям. Достоинства видео курса заключаются в наиболее доступном для понимания и усвоения способе подачи информации — наглядном. Недостатки общие с прочими традиционными технологиями: пассивность слушателей и быстрое утомление. Впрочем, талантливый преподаватель умеет заинтересовать любую аудиторию .
3.3 Выбор альтернативы и обоснование экономической эффективности
Основные преимущества СДО: - Гибкий график обучения. Сотрудники могут обучаться в любое время: на рабочем месте, дома или на отдыхе. Достаточно зайти в свой виртуальный кабинет, где собраны все необходимые материалы – текстовый и видеоконтент, задачи и тесты. График обучения может оперативно изменяться в соответствии с текущей занятостью учащегося и его темпом восприятия информации.
11
- Качество обучения. Существенно повышается качество обучения персонала за счет применения современных средств подачи информации, объемных электронных библиотек и др. - Упрощается организация занятий. Не нужно арендовать или выделять помещение для обучения, оплачивать проезд и проживание сотрудников. - Автоматизация учебных процессов. Создается единая среда для управления всеми учебными мероприятиями организации[7]. - Экономия. Бюджет системы дистанционного обучения сокращается по сравнению с очными курсами на 30-40%. Это достигается за счет экономии на полиграфии, аренде помещений, логистике и услугах тренеров. - Скорость обучения. Система дистанционного обучения позволяет значительно ускорить образовательные процессы. - Доступность для персонала. Электронная среда обучения позволяет предоставить доступ к обучающим курсам всем сотрудникам, со всех филиалов. - Электронное тестирование. Дистанционная среда позволяет проводить онлайн тестирование и аттестацию персонала в географически распределенных структурах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Отличительной чертой функционирования современной организации является резкое усиление влияния постоянно изменяющейся внешней среды. Это существенным образом определяет необходимость улучшения параметров качества управленческого решения. Развитие рыночной экономки с одной стороны и усиление факторов неопределённости внешней среды с другой требует пересмотра традиционных методов управления предприятием и технологий разработки и принятия управленческих решений. Возникает необходимость учета и анализа факторов
12
неопределенности и формирования соответствующих методов разработки управленческих решений. Для оптимизации процессов разработки, принятия и практической реализации решений необходимы системный подход, четкие целевые установки, внесение адекватных изменений в управленческие процессы, связанные с применением наиболее эффективных инструментов, средств и методов их реализации. Под качеством управленческих решений следует понимать степень его соответствия характеру разрешаемых задач функционирования и развития производственных систем. Иначе говоря, в какой степени управленческое решение обеспечивает дальнейшие пути развития производственной системы в условиях формирования рыночных отношений.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, N 31, ст. 4398 2. Бражко Е.И., Серебрякова Г.В., Смирнов Э.А. Управленческие решения. - М.: РИОР, 2012. - 128 3. Бусов В.И. Управленческие решения. Учебник. – М.: Юрайт, 2014 – 254 с. 4. Гайдукова И. Б. Инновационный потенциал управленческой деятельности: понятие и структура// Известия ЮгоЗападного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2017. Т.7, №2(23). C.213. 5. Григорян А. Р. Информатизация процедур «управления по результатам» в органах власти // Известия Юго-Западного государственного университета. 2017. Т.21. №4(73). С.318
13
6. Золотова Т. Методы принятия управленческих решений. Учебник. Издательство: КноРус, 2017 – 344 с. 7. Зотов В. В., Фурман Е. Н. Особенности кадровых процессов в органах местного самоуправлении // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2015. №4(17). С.125 8. Логинов В.Н. Методы принятия управленческих решений. Учебное пособие. Издательство: КноРус, 2017 – 224 с. 9. Казначевская Г.Б. Менеджмент: учебник. – Издание 16-е, стер. Издательство: Феникс, 2015 – 347 с. 10. Крыжановская О.А. Региональный стратегический менеджмент: приоритеты социально-экономического развития Курской области // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2015. №2 (15). С.18. 11. Кузнецова Н. Методы принятия управленческих решений. Учебное пособие. Издательство: Инфра-М, 2016 – 224 с. 12. Никулина С.Н. Управленческий учет в организациях перерабатывающей отрасли АПК // Вестник Курганской ГСХА.- 2015.- № 3 (15).- С. 5-9. 13. Панкова С.В., Никулина С.Н. Проблемы внедрения системы бюджетирования в перерабатывающих организациях агропромышленного комплекса // Вестник Курганской ГСХА.-2014.- № 3 (11).- С.4-8. 14. Пустынникова Е.В. Основы менеджмента. Учебное пособие. – М.: «КноРус», 2016 – 320 с. 15. Карданская Н.Л. Управленческие решения: Учебное пособие. - М.: Юнити, 2009. – 439 с. 16. Куприн А.А., Бардулин Е.Н. и др. Методы принятия управленческих решений: учебное пособие / Амельченко Е.Н., Бардулин Е.Н., Бабенков В.И., Бабенков А.В., Бикметов Р.Р. Гиоев Г.В., Данилова Т.В., Куприн А.А., Мартышевская А.В., Репин Д.А.; Сосновоборский филиал РАНХиГС; СПб, Издательство «Астерион», 2018 г. – 166 с.
14
17. Репкина О.Б. Управленческие решения. Учебное пособие. — М.: Российский университет транспорта (МИИТ), 2018. — 79 с. 18. Световцева Т. А., Щедрин И. В. Развитие консультационных информационно- аналитических услуг с использованием веб-приложения для оценки надежности коммерческих банков // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2017. Т. 7, № 1 (22). С.105 19. Слободской А.Л. Обучение персонала организаций. - СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2013. — 124 с. 20. Трофимова Л. А., Трофимов В. В. Методы принятия управленческих решений : учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2012. – 101 с. 21. Система обучения персонала. Формы и методы обучения персонала. - https://promdevelop.ru/rabota/sistema-obucheniya-personala/ 22. Какие существуют современные методы обучения персонала. - http://intertraining.org/kakie-sushhestvuyut-sovremennyie-metodyi-obucheniyapersonala.html 23. Содержание и стадии процесса принятия управленческих решений. - http://quality.eup.ru/MATERIALY3/ppur.htm 24. Управленческие решения - методы принятия, процессы разработки и оценки. - https://www.gd.ru/articles/9541-upravlencheskie-resheniya---metodyprinyatiya-protsessy-razrabotki-i-otsenki 25. Чагодощенский стеклозавод и К°. - http://www.alcotech.ru/printable_version.php?n=159&c=33&a=9307