Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Статья 1 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» уточняет, что судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Вместе с тем, часто при обсуждении вопросов и проблем, связанных с правосудием и деятельностью судебной системы, при неоднократном упоминании о роли, которую играет суд в существо¬вании государства и общества, редко уделяется внимание работникам аппарата суда, целому классу государственных служащих, обеспечивающих деятельность судей, делающих возможным непосредственно осуществление правосудия уполномоченными на то лицами.
Работники аппаратов судов являются государственными служащими. Как свидетельствует практика, именно государственная служба обеспечивает стабильность общества, интеграцию элементов политической системы.
Актуальность работы определяется тем, что уже долгие годы одной из самых обсуждаемых является вопрос оплаты труда и мер социальной поддержки государственных гражданских служащих специалистов аппаратов судов всех уровней. Во-первых, все аспекты осуществления социальной поддержки имеют большое значение как для государства и общества, так для отдельных категорий населения и многих граждан.
Важная роль вопросов социальной поддержки следует из норм Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) (далее – Конституция РФ), а именно ст. 7, где Российская Федерация провозглашается как «социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Если абстрагироваться от норм законодательства и рассматривать роль социальной поддержки в более широком аспекте, то можно отметить, что социальная поддержка является важнейшей функцией государства, важнейшим средством обеспечения социальной справедливости, средством снижения социальной напряженности в обществе, средством стабилизации политической, экономической ситуации в стране.
Во-вторых, социальная поддержка является одним из сложнейших и наиболее проблемных институтов общества. Социальная поддержка затрагивает политические, экономические, юридические и прочие аспекты жизни общества и государства. Поэтом решение каждого из вопросов в области правого регулирования социальной поддержки требует учета множества аспектов. А в условиях ограниченности финансовых и иных ресурсов эти проблемы становятся еще более сложными.
В рамках рассматриваемой темы научный интерес представляют не только вопросы определения права и реализации мер социальной поддержки в целом, но и вопросы социальной поддержки работников аппарата суда.
Объект исследования: система мер социальной поддержки работников аппарата суда в Российской Федерации.
Предмет исследования: система правовых норм, регламентирующих порядок реализации мер социальной поддержки работников аппарата суда.
Цель исследования состоит в анализе правового регулирования мер социальной поддержки работников аппарата суда.
Исходя из цели и актуальности работы сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть понятие и особенности мер социальной поддержки;
- изучить нормативное регулирование мер социальной поддержки в Российской Федерации;
- определить характеристики статуса сотрудников аппаратов судов как государственных гражданских служащих;
- выявить особенности мер социальной поддержки работников аппарата суда.
Степень научно-теоретической разработанности темы. Вопросам социальной поддержки отдельных категорий граждан посвящены научные труды многих исследователей. Среди них можно выделить таких авторов, как Е.И.Андреева, Д.Г. Бычков, В.П. Галаганов, С.В. Егорова, Ю.С. Ерохин, И.И. Корчагина, Е.Ю. Костина, А.В. Мартыненко, П.Д. Павленок, Л.И. Савинов, А.В. Фиошин, Е.И. Холостова, В.И. Шарин, Е.А. Юрина и др. Тем не менее, несмотря на наличие множества научных исследований, многие вопросы рассматриваемой темы остаются малоизученными, либо имеют спорный характер. Это характеризует тему как недостаточно разработанную и обосновывает необходимость ее дальнейшего изучения.
Методологию исследования составили общенаучные и частные методы познания. При написании данной курсовой работы использовались такие методы научного познания, как исторический, логический, системного анализа.
Структура курсовой работы: состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Глава 1. Общая характеристика и понятие мер социальной поддержки
1.1 Понятие и особенности мер социальной поддержки
Рассмотрим непосредственно само понятие «социальная поддержка». Практически во всех нормативных актах, регулирующих рассматриваемую сферу правоотношений, используется понятие социальной поддержки, либо идентичные понятия (например, «социальная помощь»).
Так, в ст. 1 Закона «О государственной социальной помощи» употребляется понятие «государственная социальная помощь», под которой понимается «предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров».
Из указанного выше определения видно, что с одной стороны, оно достаточно широкого характеризует социальную помощь. С другой стороны, приведенное определение жестко ограничивается рамками указанного Закона и включает только те меры, и в отношении только тех лиц, которые предусмотрены именно в этом Законе.
В других источниках законодательства также используется данное понятие, причем с некоторыми особенностями. Так, в одних случаях в определениях указываются конкретные категории субъектов, для которых предназначена помощь («социальная поддержка граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС – система мер, обеспечивающая социальные гарантии гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, устанавливаемая настоящим Законом и другими федеральными законами» ), в других случаях понятие социальной поддержки характеризуется как синоним понятия социальной помощи. Так, например, в Законе «Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» понятия социальной защиты и социальной поддержки рассматриваются как полностью идентичные друг другу.
Таким образом, законодатель рассматривает социальную поддержку как систему мер, выражающихся в предоставлении определенным категориям нуждающихся граждан социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров. Также социальная поддержка рассматривается как система социальных гарантий. Причем термины «социальная поддержка» и «социальная помощь» используются в законодательстве как синонимы.
В научных источниках, в законодательства, распространен иной подход, согласно которому указанные термины разграничиваются между собой, хотя не все авторы придерживаются этого.
Вообще слово «поддержка» в толковом словаре С.И. Ожегова характеризуется как «помощь, содействие». Оно происходит от глагола «поддержать», который, в свою очередь, имеет несколько значений: оказать помощь, содействие, выразив согласие, одобрив, вступить в защиту кого-нибудь, не дать прекратиться, нарушиться чему-либо .
Нужно сказать, что понятие «поддержка» получило распространение не только в юриспруденции и праве социального обеспечения, но также и в других отраслях знаний и других сферах общественных отношения, в частности, в психологии, педагогике, социальной педагогике, социальной работе. Причем в каждой из наук указанное понятие трактуется по-разному с учетом специфики каждой из наук. Рассматриваемое понятие содержит в себе «деятельностный компонент», и большинство помогающих профессий используют его в своей профессиональной практике. В зависимости от видов профессиональной деятельности выделяют соответственно и виды поддержки: психологическую, социально-психологическую
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты:
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 28.09.2017) "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" // "Собрание законодательства РФ", N 11, 15.03.2004, ст. 945.
3. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014) "О судебной системе Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 06.01.1997, N 1, ст. 1.
4. Закон Российской Федерации от 15.05.1991 № 244-1 (ред. от 28.12.2016) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 21, ст. 699.
5. Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 30 августа 2004 г. N 35 ст. 3607. Режим доступа: https://base.garant.ru/5222561
6. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О государственной социальной помощи» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 29, ст. 3699.
7. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 52 (часть I), ст. 7007.
8. Федеральный закон от 05.04.2003 № 44-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 14, ст. 1257.
9. Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О ветеранах» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 3, ст. 168.
10. Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 1 (1 ч.), ст. 18.
11. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 296 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" // Собрание законодательства Российской Федерации от 28 апреля 2014 г. N 17 ст. 2059.
Монографии, научные сборники, учебники, энциклопедии, словари:
12. Авакьян С.А. Организация государственной власти в России и зарубежных странах: учебно-методический комплекс. М.: Юстицинформ, 2017. 562 с.
13. Демин, А. А. Государственная служба в Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата / А. А. Демин. — 9-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — 436 с.
14. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Мир и образование. 2003. 896 с. С. 654.
15. Сулейманова, Г. В. Право социального обеспечения: учебник и практикум для СПО / Г. В. Сулейманова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 430 с.
16. Холостова Е.И. Социальная работа: история, теория и практика: учебник. М.: Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2011. — 905 с. С. 278.
Научные статьи и другие публикации периодических изданий:
17. Байматов П.Н. Финансово-экономические аспекты реализации права граждан на социальное обеспечение в России. Федерализм. 2015. № 1 (77). С. 153-160.
18. Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти: указ Президента РФ № 773 от 2 июля 2005 г. // Российская газета. № 172. 2016.
19. Куликова А.А. // Основы формирования аппарата государственных органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации. Законодательное регулирование общественных отношений в отдельных отраслях российского и зарубежного права. 2017. Сборник статей магистрантов № 2. С. 59
20. Егорова С.В. Понятие «социальная поддержка»: теоретические и прикладные аспекты // Юбилейный сборник научных трудов преподавателей, аспирантов и магистрантов социологического факультета Самарского государственного университета. Самара, 2014. С. 197-205.
21. Поклонова Е.В., Стародуб В.А. Критериальные аспекты понятия «социальная защита» // Проблемы современной экономики (Новосибирск). 2015. № 23. С. 11-15.
22. Разина Н.Г. Престиж и достоинство государственной службы // Научный поиск. - №1. -2015. – С.64-66
Интернет-источники:
23. http://fb.ru/article/345611/meryi-sotsialnoy-podderjki---eto-chto-takoe-ponyatie-i-vidyi
24. Обещания сотрудникам судов воплотились в законопроект // http://pravo.ru/review/view/112098/