Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность изучения правового положения Следственного комитета РФ связана с тем, что важнейшей задачей любого государства, воспринятой им на себя на самом высоком законодательном уровне, выступает задача обеспечения общественной безопасности и общественного порядка. При этом с учетом сложности такой задачи, для современных государств характерно наличие сложной, разветвленной системы органов правопорядка, деятельность которых преимущественно направлена именно на обеспечение обозначенных выше задач.
Реализуемые в российском обществе демократические преобразования выявили острую необходимость в обеспечении не только социально-экономической стратегии развития страны до 2020 года, но и концепцией правового развития государства. В настоящее время успешная реализация приоритетных национальных проектов, а также разрешение актуальных проблем федерального уровня напрямую зависит от качества проведения единой в масштабах всего государства эффективной правовой политики.
В этой связи выработка мер по повышению качества и эффективности правоохранительной деятельности становится одной из наиболее приоритетных, как в теоретическом, так и практическом смыслах, задач. В механизме государственной власти особое место занимают правоохранительные органы, которые располагают большими полномочиями и широким арсеналом средств, используемых для укрепления общественного порядка и законности, противодействия преступности, а также защите прав и законных интересов граждан.
Объектом исследования данной работы является правовой статус Следственного комитета РФ в система правоохранительных органов нашего государства.
Предметом моего исследования являются нормы законодательства, определяющие правовой режим деятельности Следственного комитета РФ.
Целью работы является анализ статуса, задачи и функции деятельности Следственного комитета РФ.
С целью раскрытия обозначенной темы работы автором поставлены следующие задачи:
- рассмотреть систему правоохранительных органов РФ;
- изучить сущность работы Следственного комитета РФ, как правоохранительного органа;
- провести исследование принципов работы Следственного комитета РФ;
- проанализировать особенности управления в Следственном комитете РФ;
- охарактеризовать требования к сотрудникам Следственного комитета РФ;
Методологическую основу исследования составляет диалектический метод познания. При написании работы были использованы общенаучные (анализ и синтез) и часто научные методы (сравнительно-правовой, исторический, системный).
Теоретическую основу исследования составляют современная публикация правоведов в рамках темы работы.
Структура работы определяется целями и задачами исследования, важностью логического изложения материала и включает в себя введение, три главы, объединяющие шесть абзацев, заключение и список источников.
ГЛАВА 1. МЕСТО СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РФ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
1.1 Нормативная правовая регламентация организации и деятельности Следственного комитета РФ
Насущной необходимостью является определение роли и места правоохранительных органов в механизме обеспечения законных правоотношений, прав и свобод граждан.
Современная модель демократического государства требует новых концептуальных подходов к решению проблем реализации правоохранительной функции, ведь существование демократии без эффективной системы защиты и охраны прав человека и гражданина невозможно.
Основными задачами правоохранительных органов и воинских формирований государства является обеспечение государственной защиты и безопасности. Эта деятельность определяется действующим законом.
Повышение авторитета власти в области противодействия преступности зависит не только от степени раскрываемости различных уголовных преступлений, но и от уровня доверия населения к государственным правоохранительным органам. Как к защитникам индивидуальных и общественных интересов и соблюдения силовыми структурами принципа верховенства права . Деятельность правоохранительных органов должна опираться на связь и поддержку населения. Речь идет обо всех правоохранительных органах, которые вместе с соответствующими нормативно-правовыми принципами, организационным и другим видам обеспечения образуют правоохранительную систему государства.
К правоохранительным органам относятся:
• прокуратура;
• суд;
• органы юстиции;
• таможенные органы;
• органы по обеспечению безопасности;
• органы по борьбе с преступностью (служба безопасности, полиция, налоговая, государственная охрана) .
Правоохранительная система - это многоуровневая социальная система, которую составляют правовые средства, методы и гарантии, обеспечивающие защиту социальных отношений от противоправных посягательств, и государственные органы, выполняющие правоохранительные функции. Она имеет следующие свойства: целостность, структурность, взаимозависимость системы и среды, иерархичность.
Правоохранительные органы олицетворяют монополию государства на применение силы для принуждения, которое является необходимым условием обеспечения эффективного действия права. Правоохранительные органы призваны сдерживать общество от совершения преступлений, аморальных действий, злых намерений .
Система правоохранительных органов составляет органическую составную часть общества, продукт его деятельности, воспроизведение менталитета и уровня цивилизационного развития. Заимствование положительного опыта организации и функционирования системы этих органов одного государства в другой (других) способно предотвратить ошибки, просчетов и негативных явлений, что особенно актуально на пути развития демократии .
Правовой основой деятельности Следственного комитета РФ являются следующие правовые акты:
Конституция РФ;
Федеральный закон от 28.12.2010 N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации";
Указ Президента РФ от 14.01.2011 N 38 "Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации", которым утверждено Положение о Следственном комитете РФ, регулирующее полномочия, систему, организацию Следственного комитета, а также службу в нем;
"Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных служащих Следственного комитета Российской Федерации" (утв. Следственным комитетом РФ 11.04.2011).
Особое место занимают приказы Следственного комитета, с которыми можно ознакомиться на официальном сайте Следственного комитета.
Согласно Закону о СК России данное ведомство является федеральным государственным органом, осуществляющим полномочия в сфере уголовного судопроизводства. Обеспечение оперативного и качественного расследования преступлений, изобличение виновного и назначение справедливого наказания, защита прав и свобод человека в сфере уголовного судопроизводства возможны только при полном соблюдении законности. Статья 2 Закона о СК России указывает на то, что в осуществлении своей деятельности СК России руководствуется Конституцией РФ, общепризнанными нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, другими федеральными законами, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Деятельность СК России, помимо федеральных законов, регулируется многочисленными подзаконными (ведомственными) документами. Соблюдение этих актов обеспечивает соблюдение федеральных законов, во исполнение которых они приняты (например, Приказов СК России от 03.07.2012 N 38 "Об утверждении порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) Следственного комитета Российской Федерации", от 11.09.2012 N 63 "Об утверждении Положения о вопросах оплаты труда и поощрения федеральных государственных гражданских служащих военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации")) .
СК России, обеспечивая защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина от преступных посягательств, выступает в качестве определенного гаранта законности в государстве. Законность в деятельности СК России является неотъемлемым элементом системы его принципов, тем более если ставится вопрос о независимости СК России (также в лице своих сотрудников) и недопустимости вмешательства в деятельность следственного ведомства .
Очевиден тот факт, что вся деятельность СК России выстраивается на основе принципа законности. И отсутствие на законодательном уровне закрепления принципа законности в деятельности СК России является существенным упущением .
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993г. (с учетом поправок от 21.07.2014) // СЗ РФ.- 04.08.2014.- N 31.- ст. 4398
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // "Российская газета", N 249, 22.12.2001
3. Федеральный закон от 28.12.2010 N 403-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О Следственном комитете Российской Федерации" // Российская газета, N 296, 30.12.2010
4. Указ Президента РФ от 14.01.2011 N 38 (ред. от 21.12.2018) "Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации" // Российская газета, N 6, 17.01.2011
5. Приказ Генпрокуратуры России N 39, МВД России N 1070, МЧС России N 1021, Минюста России N 253, ФСБ России N 780, Минэкономразвития России N 353, ФСКН России N 399 от 29.12.2005 (ред. от 20.02.2014) "О едином учете преступлений" // Российская газета, N 13, 25.01.2006
6. Приказ Следственного комитета РФ от 15.01.2011 N 2 "Об организации предварительного расследования в Следственном комитете Российской Федерации" // СПС «Гарант максимум»
7. Приказ Следственного комитета РФ от 21.01.2011 N 13 (ред. от 14.02.2011) "О совершенствовании приема граждан в системе Следственного комитета Российской Федерации"
8. Багмет А.М. Раскрытие и расследование преступлений прошлых лет - приоритетный проект Следственного комитета Российской Федерации // Российский следователь. 2016. N 3. С. 4
9. Багмет А.М. Рассмотрение обращений в системе Следственного комитета Российской Федерации // Российский следователь. 2018. N 1. С. 3
10. Барщевский М.Ю. Адвокатура. Пособие. М., 2016, С. 14.
11. Бастрыкин А.И. Раскрытие преступлений прошлых лет: теоретические и практические аспекты /// Вестник Академии Следственного комитета Российской Федерации. 2018. N 7. С. 21
12. Гольтяпина И. Ю. Административно-правовые средства обеспечения безопасности в России.- Омск, 2017.– 70с.
13. Дмитриев Ю.А. Государство как субъект обеспечения национальной безопасности России. С-Пб., 2017 – 80с.
14. Дудин Н.П. Становление и развитие правоохранительной системы Российской Федерации. Монография СПб.: СПбУУиЭ, 2016. С. 12.
15. Козлов Ю.М. Административное право: Учебник. М.: Юристъ, 2017. С. 20.
16. Мирзоев Г.Б., Григорьев В.Н. Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность.Курс лекций. М. Зерцало, 2018. С. 63.
17. Сахаров А.Б Правоохранительные органы Российской Федерации. М.: Юрайт, 2015, С. 21.
18. Смирнов Г. Откройте, Следственный комитет! // ЭЖ-Юрист. 2014. N 44. С. 3-4
19. Федотова Ю.Г. Элементы механизма административно-правового обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // Современное право. 2018. N 7. С. 21
20. Федотова Ю.Г. Элементы механизма административно-правового обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // Современное право. 2018. N 7. С. 21 - 22.
21. Хмелева А.В. Организация работы по преступлениям прошлых лет в Следственном комитете Российской Федерации // Российский следователь. 2018. N 10. С. 13
22. Шаваев А.К. Национальная безопасность как сложная комплексная система.- М., 2015. – 60с.