Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современном социуме увеличение объема информации, расширение сферы человеческих взаимоотношений, развитие разнообразных форм массовой культуры, а также повышение темпа жизни ведет к повышению объема знаний, которые необходимые сегодня человеку. Изменения, происходящие в социуме, повлияли и на развитие детей, энергично подключившихся к изменениям интенсивной жизни, и обозначили новые стандарты в целом.
Дошкольное воспитание и образование теперь рассматривается как начальная ступень в системе беспрерывного обучения. Дошкольная организация должна организовать условия для интеллектуального, эмоционального, творческого и физического развития ребенка и осуществить его подготовку к школе.
Развитие внимания в дошкольном возрасте является одним из важных условий успешности обучения в современной школе. Совершенствовать и развивать внимание так же важно, как и учить чтению, счету и письму [10, с.76].
Внимание – это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирование другой.
Исследованием проблематики внимания занимались многие исследователи:
1. физиологические основы внимания, природа и механизмы нарушений внимания с клинической, нейрофизиологической и психологической точек зрения изучались И.П. Павловым, А.А. Ухтомским, И.М. Сеченовым, Н.Н. Ланге, А.Р. Лурия, Е.Д. Хомской, Т. Рибо, К.К. Платоновым и др.;
2. прикладные и возрастные аспекты проблемы внимания изучались Ю.З. Гильбухом, И.Л. Баскаковой, П.Я. Гальпериным, С.Л. Кабыльницкой, Ф.Н. Гоноболиным, А.В. Петровским, О.М. Корчемлюком, С.С. Левитиной, М.П. Волокитиной, Т.М. Мирютиной, Т.А. Мелеховой, Е.М Черепановой, М.Ч. Матюхиной;
3. особенности развития внимания у детей с ЗПР исследовались М.С. Певзнер, Т.А. Власовой, Э.Я. Пекелис, И.Ф. Марковской, Г.М. Понарядовой, К.С. Лебединской, Л.И. Переслени, У.В. Ульенковой, В.П. Мусиной, Л.Ф. Чупровым и др. [7].
Но, несмотря на значительное число работ, которые посвящены изучению проблемы внимания и особенностям его развития в различные периоды детства, проблема развития внимания у детей дошкольного возраста остается очень актуальной.
Актуальность нашего исследования заключается в том, что современных дошкольников отличает недостаточно развитое внимание и неусидчивость. Дошкольные психологи сегодня данной проблеме уделяют пристальное внимание, так как нарушения внимания у дошкольников достаточно очевидны.
Актуальность темы «Особенности внимания дошкольников» позволила поставить основную цель нашей работы.
Цель исследования – изучить особенности внимания у детей дошкольного возраста.
Объектом исследования – внимание как психический процесс.
Предмет исследования – особенности внимания в дошкольном возрасте.
Цель работы определяет задачи исследования:
1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. раскрыть понятие «внимание», охарактеризовать его виды, свойства и функции;
3. раскрыть психологические особенности детей дошкольного возраста и специфические особенности их внимания.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения.
В списке литературы отражены источники, с помощью которых было проведено данное исследование.
1. Теоретический анализ проблемы изучения внимания в психологической литературе
1.1. Понятие внимания. Внимание как психический познавательный процесс
Любой человек ежеминутно подвергается воздействию множества разнообразных раздражителей: шум, свет, прикосновение одежды, звуки человеческой речи. Действие оказывают также и внутренние раздражители, вызывающие чувство боли, голода, жажды или утомления.
Из всех многообразных воздействий человеку свойственно выделять в каждый конкретный момент какое-либо одно воздействие или же их незначительную группу, например, речь собеседника, которая и воспринимается достаточно четко. Остальные раздражители в этот момент не замечаются и их действие замедляется. Но пройдет время, и какой-нибудь иной раздражитель займет положение доминирующего.
Внимание собственного отдельного и специфичного продукта не имеет. Его результатом будет являться улучшение любой деятельности, которую оно сопровождает.
Мы проанализировали понятие внимания с точки зрения различных научных отраслей, таких как: философия, медицина, социология, педагогика и психология [7].
С точки зрения философии внимание рассматривается как сосредоточенность практической и познавательной деятельности личности в настоящий момент времени на конкретном объекте или действии.
В медицине внимание - есть форма организации психической деятельности, которая обеспечивает акцент в сознании на одних объектах отражения при одновременном отвлечении от других объектов.
С точки зрения социологии вниманием является произвольная или непроизвольная сосредоточенность и направленность практической и познавательной деятельности личности на конкретном действии или объекте.
В педагогике внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности.
И с точки зрения психологии внимание – это «направленность психической деятельности личности, сосредоточенность ее на объектах, которые имеют для человека конкретную значимость».
Внимание является важнейшим качеством, характеризующим процесс отбора необходимой информации и отсеивания лишней [3, с. 79].
Внимание не считают независимым психическим познавательным процессом, подобно восприятию, ощущению, эмоциям, памяти, мышлению. Оно не существует вне каких-либо психических процессов. Мы можем внимательно думать, внимательно воспринимать, запоминать, но быть просто внимательным независимо от ощущений, восприятия, мышления невозможно. Внимание - одна из сторон психической деятельности личности.
Внимание, как указывал Ф. И. Гоноболин, обеспечивает:
во-первых, яркое и четкое восприятие различного материала;
во-вторых, более прочное и быстрое запоминание и сохранение в памяти определенного материала на продолжительный срок.
В изучении физиологических начал внимания значительная заслуга отводится отечественным физиологам И. П. Павлову, И. М. Сеченову, А. А. Ухтомскому.
И. М. Сеченов, в своих изысканиях пришел к выводу, что внимание человека рефлекторно. Любой рефлекс, согласно И.М. Сеченова, вызывается конкретным влиянием внешнего мира и оканчивается закономерно связанным с данным влиянием мышечным движением. Сосредоточенность начинается с приспособления рецепторов посредством мышечных движений к лучшему восприятию.
Внимание тесно связано со склонностями, интересами, призванием человека, от его особенностей зависят и такие качества личности, как наблюдательность, способность выделять в явлениях и предметах непримечательные, но значительные признаки. Внимание заключается в том,
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Андреева, Г.М. Социальная психология: Учебник / Г.М. Андреева. - М.: Аспект-Пресс, 2016. - 363 c.
2. Балобанова, В.П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения/ В.П. Балабанова, Л.Г. Богданова, Л.В. Венедиктова и др.. – СПб.: Детство-пресс, 2001. - [Электронный ресурс]: http://booksee.org/book/1348495
3. Вахрушева, Л.Н. Развитие мыслительной деятельности детей дошкольного возраста: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / Л.Н. Вахрушева. - М.: Форум, 2012. - 192 c.
4. Веракса, Н. Е. Детская психология: учебник / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – Москва: Юрайт, 2014. – 445 с.
5. Волков, Б.С. Детская психология в вопросах и ответах [Текст] / Б. С. Волков, Н. В. Волкова - М., 2002 г.- [Электронный ресурс]: http://bookre.org/reader?file=1332798
6. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка. — М: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. — 512с. (Серия «Библиотека всемирной психологии»). - ISBN 5-699-03524-9- [Электронный ресурс]: http://www.gpa.cfuv.ru/courses/os-ped-mast/Doc/%D0%9A%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8%20%D0%B2%20%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%20(pdf)/%D0%92%D1%8B%D0%B3%D0%BE%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%9B.%D0%A1.%20%D0%98%D0%B3%D1%80%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%B5%D1%91%20%D1%80%D0%BE%D0%BB%D1%8C%20%D0%B2%20%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B8%20%D1%80%D0%B5%D0%B1%D1%91%D0%BD%D0%BA%D0%B0.pdf
7. Гальперин, П. Я. К проблеме внимания. Хрестоматия по психологии. – М., 1987. – С. 169-75. – [Электронный ресурс]: https://studfiles.net/preview/1725460/
8. Ежкова, Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. В 2-х т. Т. 2. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Н.С. Ежкова. - М.: ВЛАДОС, 2012. - 127 c.
9. Земцова, О.Н. Грамотейка. Интеллектуальное развитие детей 2-3 лет: Учебное пособие / О.Н. Земцова. - СПб.: Азбука-Аттикус, Махаон, 2013. - 128 c.
10. Лаврова, Г.Н. Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста: коррекционно-развивающая работа в ДОУ компенсирующего вида / Г.Н. Лаврова. - М.: Владос, 2014. - 223 c.
11. Майер, А.А. Детско-взрослое сообщество: развитие взрослых и детей / А.А. Майер, Е.Д. Файзуллаева. - М.: Творческий центр Сфера, 2015. - 128 c.
12. Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2017. - 583 c.
13. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Педагогика и психология», «Социал. педагогика», «Педагогика» / В. С. Мухина. - 12-е изд., стер. - М. : Изд. центр «Академия», 2009. – 637 с. – [Электронный ресурс] - URL: http://goldbiblioteca.ru/online_psihologiya/online_psistr8/758.php
14. Оконешникова, А.В. Особенности внимания младших школьников и пути развития их произвольного внимания/ А.В. Оконешникова, Л.С. Чапогир // European research. - 2016. - №1 (12). - [Электронный ресурс] - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vnimaniya-mladshih-shkolnikov-i-puti-razvitiya-ih-proizvolnogo-vnimaniya (дата обращения: 15.03.2019).
15. Осипова, А.А. «Диагностика и коррекция внимания» (Программа для детей 5-9 лет)./ А.А. Осипова, Л.И. Малашинская. - Москва, «Сфера», 2014. – 104с.
16. Пахальян, В.Э. Развитие и психологическое здоровье. Дошкольный и школьный возраст : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / В. Э. Пахальян. - СПб. : Питер, 2012. - 237 с.
17. Станиславская, И. Г. Психология: основные отрасли: учебное пособие / И. Г. Станиславская, И. Г. Малкина-Пых. – Москва: Человек, 2014. – 322 с.
18. Степанов, В.Г. Мозг и эффективное развитие детей и взрослых: возраст, обучение, творчество, профориентация / В.Г. Степанов. - М.: Академический проект, 2013. - 315 c.
19. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2005. — 349 с.- ISBN 5-8297-0176-6 (в пер.) - [Электронный ресурс] http://intellect- invest.org.ua/content/userfiles/files/library/Shapovalenko_Vozrast_psihol_2005.pdf