Фрагмент для ознакомления
2
1.Введение
В марте 2017 г. ключевым событием российской общественной жизни стал документальный фильм-расследование «Он вам не Димон», обвиняющий премьер-министра Российской Федерации Дмитрия Медведева в том, что он является бенефициаром сложной коррупционной схемы, использующей благотворительные организации для контроля над роскошной недвижимостью, которая стоит многие миллионы долларов. Этот фильм, подготовленный Фондом борьбы с коррупцией Алексея Навального, приобрел огромную популярность. В течение месяца только на Youtube его просмотрели более 20 млн раз.
Пожалуй, впервые оппозиционный политик, используя средства интернета, смог добиться информационного воздействия, сравнимого по охвату с воздействием ключевых российских телевизионных каналов.
Фильм «Он вам не Димон» стал основой для мобилизационного послания Навального в процессе подготовки массовой протестной акции 26 марта 2017 г. Согласно данным радиостанции «Эхо Москвы», в прошедших в этот день демонстрациях и митингах приняли участие более 80 тыс. человек. По мнению многих наблюдателей, эти выступления положили начало предвыборной кампании Навального, de facto приступившего к активной электоральной мобилизации.
Важной частью событий марта 2017 г. была активность в социальных сетях, которые служили и для распространения разного рода информации, и для организации протестных действий. Одной из сетей, использовавшихся в этих целях, был Твиттер. И хотя по числу пользователей эта сеть заметно уступает ВКонтакте (VK) и Facebook, есть все основания полагать, что ее общественная и политическая значимость довольно велика, что определяется как техническими особенностями Твиттера (о которых мы поговорим чуть позже), так и спецификой общественной и политической коммуникации в современной России. На фоне жесткого государственного контроля над ключевыми медиа (прежде всего телевидением) Твиттер представляет собой независимую и оперативно работающую платформу для интерактивного обмена информацией. В ходе протестов 26 марта и сразу после них Твиттер не только дополнял (или даже заменял) федеральные медиа в распространении важной информации, но и действовал как канал общественно-политической дискуссии и построения оффлайн-сетей (network-building).
Выявление роли социальных медиа в политической жизни остается весьма сложной задачей. Эта отрасль знания об обществе находится пока в стадии становления. В настоящем исследовании мы попытаемся показать, каким образом на основе анализа коммуникации в Твиттере можно делать выводы об эволюции российской протестной политики (contentious politics).
При изучении протестной политики наиболее важным, пожалуй, является вопрос о механизмах общественно-политической мобилизации. Поэтому мы сосредоточим свое внимание на способности Твиттера высвечивать наличие таких механизмов (и протестного потенциала в целом), что, в свою очередь, позволит нам решить еще две исследовательские задачи.
Первая из этих задач строится на гипотезе, что онлайн-коммуникация, спровоцированная протестами 26 марта, формирует некое условное Твиттер-сообщество. Очевидно, что это сообщество неоднородно, так как интерес к протестным событиям может порождаться разными причинами. В связи с этим представляется важным установить структуру данного сообщества, определить значимые паттерны общественно-политической идентификации и активности.
Вторая задача заключается в том, чтобы на основе анализа этих паттернов выявить потенциал и механизмы (в том числе и обеспечиваемые самим Твиттером) политической мобилизации, которые могут повлиять на развитие событий в текущем электоральном цикле.
Для анализа Твиттер-коммуникации будут использованы методы тематического моделирования и анализа социальных сетей.
2.Теория и методы исследования.
2.1.Теория политического участия и дигитализации. Political Participation. Latent, mobilization and manifest.
Политическое участие – 1) действия, посредством которых рядовые члены любой политической системы влияют или пытаются влиять на результаты ее деятельности (Дж. Нагель);
2) «всякая деятельность, добровольно осуществляемая гражданами с целью оказать влияние на принятие решений на различных уровнях политической системы; участие в политике понимается, прежде всего, как осознанная целенаправленная деятельность» (М. Каазе);
3) влияние граждан на функционирование политической системы, формирование политических институтов и процесс выработки политических решений. К политическому участию относятся собственно политические действия, а не поступки, которые могут вызывать политические последствия. Практические и целенаправленные формы политического участия характеризуются масштабностью и интенсивностью.
Теории политического участия
1. Теория рационального выбора: главным субъектом политического участия является свободный индивид, стремящийся к максимальной реализации своих интересов и эффективно действующий во имя достижения собственных целей. Под интересом индивида понимается стремление обеспечить личное благополучие, и участие индивида в политике возможно при условии, что возможные доходы от участия будут превышать издержки. Этот принцип получил название «максимизации выгоды».
2. Мотивационные теории политического участия: к наиболее общим мотивам политического участия относят идеологический (личность участвует в политической жизни, разделяя и поддерживая официальную идеологию общества); нормативный (поведение индивида основывается на признании силы власти, выработанном в процессе политической социализации); ролевой (связан с социальной ролью, социальным положением индивида в существующей политической системе; чем ниже социальное положение личности, тем более вероятным становится ее радикальный настрой против существующей власти).
3. Теории социальных факторов политического участия: исследуется взаимосвязь и влияние на политическое участие таких факторов, как уровень социально-экономического равенства и возможности социальной мобильности, стабильность и другие.
4. «Мичиганская модель» электорального участия (партийная идентификация избирателей формируется через политическую социализацию, главным агентом которой является семья).
5. Психологическая школа: делает акцент на мотивах и установках индивида. Разновидностью активности субъектов, действия которых носят мотивированный характер, является политическое поведение – непосредственное взаимодействие участников политической деятельности.
На сегодняшний день наиболее широкую теоретическую базу для изучения проблемы политического участия предоставляют работы западных, в частности американских, политологов и социологов. В зарубежной литературе разработаны и обобщены способы и методы этого изучения, высказаны прогнозы о характере проявлений политического участия в различных социально-политических условиях.
Так, к примеру, категории политического участия как деятельности группы лиц, руководствующихся политическими интересами, посвящены работы С.Вербы, М.Гоэла, Г.Алмонда, Р.Даля, Р.Кловарда, М.Конвей, Л.Милбрайта, Р.Миллса, С.Липсета, Ф.Гринстайна, Н.Ний, Ф.Пивена и др. Данные исследования включают в себя анализ широкого спектра различных способов участия (или неучастия) субъекта в политике (как на индивидуальном уровне, так и через посредничество социальных институтов) и опираются на мощную эмпирическую базу.
В целом феномен политического участия получил в современной мировой литературе достаточно всестороннюю разработку с точки зрения структуры, форм, уровней, методов, идеологических и социальных аспектов, законообеспеченности, эффективности, т.е. как формальных, так и сущностных сторон явления.
В истории изучения проблематики политического участия в нашей стране можно выделить два основных этапа — до и после 1991 г. В работах первого периода, написанных в традиционном для советского обществоведения ключе, данная проблематика получила некоторое косвенное освещение — в рамках исследований политической активности трудящихся и личности в социалистическом обществе.
Проявления политического участия рассматривались в указанный период преимущественно через социальные группы и почти всегда — как позитивное явление, нарастающее по мере развития социалистического общества.
Принципиальный недостаток работ на данную тему заключался в концептуальной заданности научных результатов, базировавшихся во многом на статистике, оторванной от реального политического процесса.
В постсоветской России, в условиях демократизации политической сферы, появились работы, в которых нашли отражение взгляды западных, в первую очередь американских, политологов на рассматриваемую тему.
В отечественной науке стало утверждаться понятие "политическое участие" в его современной трактовке.
Была начата разработка таких аспектов участия, как политическое поведение отдельных социальных групп (студентов, пенсионеров, военнослужащих, безработных), характер, формы, механизм, эффективность участия граждан в общественном управлении на различных уровнях, процесс политической социализации, партийно-организационного структурирования общества и т.п.
К трудам, интерпретирующим и популяризирующим различные аспекты политического участия, можно отнести работы отечественных политологов, социологов, философов С.Андреева, А.Демидова, Г.Котанджяна, Ю. Левады, Р.Матвеева и др. Это в основном монографии и статьи, изл современного понимания политического участия(Концепции политического участия в западной политологии,1986, с.56-60; Демократия и участие в политике: буржуазные концепции и практика,1995,с.90-92). Данным работам в той или иной степени присущи компилятивность, вторичность.
По общему признанию исследователей, ни в отечественной, ни в зарубежной современной научной литературе не существует однозначного определения понятия "политическое участие".
Наиболее универсальное определение участия принадлежит, как известно, американскому политологу Дж. Нагелю: действия, посредством которых рядовые члены любой политической системы влияют или пытаются влиять на результаты ее деятельности(Nagel, 1976, р.1-3.).
Зачастую понятие "политическое участие" рассматривается как один из основных элементов, составляющих содержание категории "политическое поведение" (наряду с политической иммобильностью или бездействием).
Уровни и типы политического участия:
* Реакция (позитивная или негативная) на импульсы, исходящие от политической системы, от ее институтов или их представителей, не связанная с необходимостью высокой активности человека; эпизодическое участие в политике.
* Деятельность, связанная с делегированием полномочий: участие в выборах (местного или государственного уровня), референдумах и т. д.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиография
1. Виола Л. (2010) Крестьянский бунт в эпоху Сталина: Коллективизация и культура крестьянского сопротивления. М.: РОССПЭН. Грациози А. (2008) Великая крестьянская война в СССР: Большевики и крестьяне, 1917—1933. M.: РОССПЭН.
2. Козлов В.А. (2009) Массовые беспорядки в СССР при Хрущеве и Брежневе. М.: РОССПЭН.
3. Социальные сети в России, лето 2017: цифры и тренды. (2017) URL: http://blog.br-analytics.ru/sotsialnye-seti-v-rossii-leto-2017-tsifry-i-trendy/ (проверено 14.12.2017).
4. Allcott H. and M.Gentzkow. (2017) «Social Media and Fake News in the 2016 Election». NBER Working Paper 23089. URL: http://www.nber. org/papers/w23089.pdf (accessed 15.11.2017).
5. Almeida P.D. (2003) «Opportunity Organizations and Threat-Induced Contention: Protest Waves in Authoritarian Settings» // American Journal of Sociology, vol. 109, no. 2: 345—400.
6. Bennett W.L. (2012) «The Personalization of Politics Political Identity, Social Media, and Changing Patterns of Participation» // The ANNALS of the American Academy of Political and Social Science, vol. 644, no. 1: 20—39.
7. Bennett W. L. and A.Segerberg. (2012) «The Logic of Connective Action: Digital Media and the Personalization of Contentious Politics» // Information, Communication & Society, vol. 15, no. 5: 739—768.
8. Berry D. (2011) «The Computational Turn: Thinking about the Digital Humanities» // Culture Machine, vol. 12. URL: https://people.cs.vt. edu/~kafura/CS6604/Papers/Digital-Humanities.pdf (accessed 15.11.2017).
9. Blei D.M., A.Y.Ng, and M.I.Jordan. (2003) «Latent Dirichlet Allocation» // Journal of Machine Learning Research, vol. 3: 993—1022. URL: http://jmlr.org/papers/volume3/blei03a/blei03a.pdf (accessed 15.11.2017).
10. Bratton M. and N. van de Walle. (1992) «Popular Protest and Political Reform in Africa» // Comparative Politics, July: 419—442.
11. Bruns A., T.Highfield, and J.Burgess. (2013) «The Arab Spring and Social Media Audiences: English and Arabic Twitter Users and Their Networks» // American Behavioral Scientist, vol. 57, no. 7: 871—898.
12. Crabtree J. (2005) Patterns of Protest: Politics and Social Movements in Bolivia. L.: Latin American Bureau.
13. Downing J. (2000) Radical Media: Rebellious Communication and Social Movements. Thousand Oaks (CA): Sage Publications.
14. Earl J. and J.Kimport. (2011) Digitally Enabled Social Change: Activism in the Internet Age. Cambridge: Mit Press.
15. Frye T. and A.Yakovlev. (2016) «Elections and Property Rights: A Natural Experiment From Russia» // Comparative Political Studies, vol. 49, no. 4: 499—528.
16. Gaffney D. (2010) «# iranElection: Quantifying Online Activism». Proceedings of the Web Science Conference (WebSci10). Raleigh (NC).
17. Günther R. and A.Mughan, eds. (2000) Democracy and the Media: A Comparative Perspective. Cambridge: Cambridge University Press.
18. Gurr T.D. (1980) Why Men Rebel. Princeton (NJ): Princeton University Press.
19. Harris D. and S.B.Edwards. (2016) Black Lives Matter. Minneapolis (MN): Essential Library.
20. Kavanaugh A.L. and S.Yang. (2011) «Microblogging in Crisis Situations: Mass Protests in Iran, Tunisia, Egypt». Presented at the Workshop on Transnational HCI, Conference on Human Factors in Computing Systems (CHI 2011), Vancouver.
21. Kember S. and J.Zylinska. (2012) Life after New Media: Mediation as a Vital Process. Cambridge: Mit Press.
22. Levitsky S. and L.Way. (2002) «The Rise of Competitive Authoritarianism» // Journal of Democracy, vol. 13, no. 2: 51—65.
23. Lorentzen P.L. (2013) «Regularizing Rioting: Permitting Public Protest in an Authoritarian Regime» // Quarterly Journal of Political Science, vol. 8, no. 2: 127—158.
24. Losh E. (2014) «Hashtag Feminism and Twitter Activism in India» //
25. Social Epistemology Review and Reply Collective, vol. 3, no. 3: 11—22.
26. McAdam D., S.Tarrow, and C.Tilly (1996) «To Map Contentious Politics» // Mobilization: An International Quarterly, vol. 1, no. 1: 17—34.
27. Nagornyy O. and O.Koltsova. (2017) Mining Media Topics Perceived as Social Problems by Online Audiences: Use of a Data Mining Approach in Sociology. URL: https://www.hse.ru/mirror/pubs/lib/data/access/ram/ ticket/13/1510766478fe24ccac5b2e8d7a00da54e49736b661/74SOC2017.pdf (accessed 15.11.2017).
28. Olson M. (1971) The Logic of Collective Action: Public Goods and the Theory of Groups. Cambridge, L.: Harvard University Press.
29. Rogers R. (2014) «Debanalising Twitter: The Transformation of an Object of Study» // Weller K., A.Bruns, J.Burgess, M.Mahrt, and C.Puschmann, eds. Twitter and Society. N.Y.: Peter Lang: ix—xxvi.
30. Tarrow S. (1994) Power in Movement: Collective Action, Social Movements and Politics. N.Y., Cambridge: Cambridge University Press.
31. Weller K., A.Bruns, J.Burgess, M.Mahrt, and C.Puschmann. (2014) «Twitter and Society: An Introduction» // Weller K., A.Bruns, J.Burgess, M.Mahrt, and C.Puschmann, eds. Twitter and Society. N.Y.: Peter Lang: xxix—xxxviii.