Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Один из наиболее спорных видов туризма сегодня - так называемый мрачный (или тёмный) туризм, подразумевающий в первую очередь посещение мест, исторически связанных со смертью и трагедиями. В целом мрачный туризм пересекается с другими видами туризма, такими как культурно-познавательный или активный, военный или приключенческий, и включает в себя большое количество разновидностей: здесь и посещение кладбищ или катакомб, центров памяти геноцида, тематических музеев, мемориалов, мест сражений или катастроф, исследование городских руин и трущоб, "проклятых" мест или мест, связанных с легендами о призраках, вампирах, инопланетянах.
С развитием этого вида туризма возникает множество вопросов: почему туристов привлекают подобные места? Этичен ли данный вид туризма? Должен ли быть доступен для всех желающих? Нужно ли его развивать в тех или иных странах? Поиск ответов на все эти вопросы и определило актуальность темы данной курсовой работы.
Цель работы: выявление проблем и перспектив мрачного туризма на современном этапе развития
Задачи работы:
1. Обобщить данные научной литературы по проблеме.
2. Исследовать мотивацию туристов, посещающих объекты мрачного туризма.
3. Изучить опыт организации мрачного туризма в мире.
4. Оценить перспективы мрачного туризма как направления туристического бизнеса.
5. Сделать выводы по результатам проведённого исследования.
Объект исследования – мрачный туризм
Предмет исследования – возможности организации мрачного туризма как сферы бизнеса.
Методы исследования: анализ литературных источников и интернет-ресурсов по проблеме исследования, проведение SWOT-анализа туристического бренда.
Структура работы: данная курсовая работа содержит в себе введение, две главы основной части, заключение, список используемых источников, приложения.
Глава 1. Мрачный туризм как инновационное направление в туристическом бизнесе
1.1. Анализ аспектов развития инновационной деятельности в сфере туризма
К инновационной деятельности в сфере туризме следует относить все виды деятельности в рамках инновационного процесса, включая информационное обеспечение потенциальной конкурентной среды и потребительских свойств товаров и услуг конкурирующих фирм, маркетинговые исследования рынков сбыта и поиск новых потребителей, разработка новаторских решений и идей, а также поиск партнёров по финансированию и осуществлению инновационных проектов [13].
На сегодняшний день основными направлениями инновационной деятельности в сфере туризма являются:
1. Выпуск новых видов туристических продуктов (например, гастрономические туры, йога-туры и др.)
2. Развитие новых техник и технологий создания туристических продуктов. При этом огромную роль играет использование интернета.
3. Использование новых ресурсов для туристов, которые ранее не были использованы (например, туристические путешествия на космических кораблях).
4. Перемены в организации производства традиционных продуктов туризма. К данной сфере следует отнести новые формы маркетинга, менеджмента с сфере туризма (например, использование ивент-маркетинга).
5. Расширение целевой аудитории и выявление новых рынков сбыта туристической продукции [20].
К настоящему времени выявлены основные факторы, которые воздействуют на возможности инновационной деятельности в сфере услуг:
1. Экономические – возможности в достаточном количестве использовать материальные ресурсы для успешного осуществления инновационной деятельности.
2. Технологические – возможности применения необходимых технологий для осуществления инновационной деятельности в сфере туризма.
3. Правовые (политические) – соответствие проводимых инноваций в сфере туризма государственной политике.
4. Организационно-управленческие – нацеленность на долгосрочный эффект, согласованность интересов основных участников.
5. Культурные и религиозные – соответствие культурологическим и религиозным традициям государства.
6. Социально-психологические – принятие инноваций в сфере туризма обществом [12].
Таким образом, при анализе среды, в которой будут проводиться инновации в сфере туризма, необходимо учитывать всю совокупность данных факторов. С данной целью, как правило, эффективным является применение SWOT-анализа. При этом важно чётко выразить свою идею. В связи с этим целесообразно использование средств наглядности (схем, таблиц, графиков, фотографий), добротной верстки (выбора шрифта, интервала, цвета текста, необходимой разбивки на абзацы и т.д). Название «SWOT-анализ» - это аббревиатура начальных букв английских слов:
S - strengths (силы)
W - weaknesses (слабости)
O - opportunities (возможности)
T - threats (угрозы) [2].
Strеenghts – силы. В бизнес-плане инновационного туристического продукта необходимо отразить сильные стороны планируемой деятельности. Такими могут быть новизна предлагаемого результата инновационной деятельности, её высокий спрос на современном и перспективном рынке туристических продуктов и услуг, использование научных достижений, снижение материальных затрат, привлечение квалифицированных работников.
Weaknesses (слабости). К внутренним слабостям компании можно отнести неудовлетворительное качество, низкую квалификацию работников, большие расходы, нерациональные методы ведения хозяйственной деятельности и др.
Opportunities – возможности. В бизнес-плане инновационной туристической продукции необходимо провести анализ внешних факторов, которые могут оказать влияние на эффективность развития планируемого бизнеса. Воздействие данных факторов не зависит от компании, но их можно использовать для повышения экономической эффективности. К этим факторам можно отнести:
1) Поддержку государством данной отрасли
2) Уход конкурентов с рынка
3) Возрастание спроса на данный вид туристического товара или услуги [13].
Threats – угрозы. При анализе бизнес-плана инновационного проекта в сфере туризма также является необходимым учёт возможного влияния негативных факторов, которые могут снизить экономическую эффективность планируемой деятельности или вовсе привести её к краху. К данным факторам можно отнести:
1) Приостановление роста рынка
2) Негативные изменения в законодательстве, приводящие к росту затрат
3) Вторжение в рынок более успешных конкурентов
4) Усиление налоговой нагрузки [16].
Составленный таким образом анализ способствует созданию адекватного представления о данном виде инновационной деятельности. Создаётся возможность быстрой оценки компании: насколько её деятельность станет востребованной на современном рынке, какие угрозы бизнеса существуют и можно ли их предотвратить на данном этапе.
SWOT-анализ, как правило, прикладывается в заключение текстовой части бизнес-плана (непосредственно перед финансовыми прогнозами).
Перед стартом инновационного вида деятельности в сфере туризма необходимо проанализировать собственную позицию относительно конкурентов. Для оценки сил действующих конкурентов следует использовать ряд основных факторов. Для иллюстрации конкуренции и выяснения собственной позиции относительно конкурентов целесообразно использовать матрицу ранжирования силы (приложение 1).
Следует учесть, что в различных видах деятельности в сфере туризма влияние разных факторов неодинаково. В связи с этим целесообразно использовать определённые коэффициенты для учёта влияния различных факторов. На данные коэффициенты умножаются оценки собственных возможностей и возможностей конкурентов. Это станет очень важным уточнением результативности планируемой деятельности.
Для составления матрицы не следует ограничиваться факторами, приведёнными нами в качестве примера. В сферах туристического бизнеса следует учесть влияние специализированных факторов, влияющих именно на исследуемый вид деятельности.
Точное количество конкурентов в сфере туризма, с которыми предстоит столкнуться, выявить довольно сложно. Однако необходимо проводить мониторинг именно тех соперников, которые будут оказывать на него непосредственное влияние. Не имеет смысла сравнивать начинающее предприятие с компаниями, которые давно получили признание на мировом рынке [8].
При осуществлении бизнес-анализа для оценки внедрения инноваций в сфере туризма рекомендуется привлекать к анализу различных факторов специалистов своей компании или компетентных консультантов со стороны. Подготовленная в сотрудничестве матрица даст как общее
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Постановление Правительства РФ от 13 июля 2015 года N 702 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ и услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».
2. Адизес И. Управление жизненным циклом корпорации. СПб.; Питер, 2013г.-384с.
3. Алипова-Светозарова С., Кулешов В. Неориторика. Мастерство бизнес-презентации. М.:Феникс, 2013г. - 208 с.
4. Афанасьев М.П. Маркетинг: Стратегия и практика фирмы - М.: Финансы и статистика, 2012г. - 287 с.
5. Беннинга Ш. Финансовое моделирование с использованием Excel.: Изд. Вильямс, 2012г. - 592 с.
6. Берд П., Бизнес-план: Пошаговое руководство. - М.: Гранд-Фаир, 2014г. - 304 с.
7. Березин И.С. Маркетинговый анализ: Рынок. Фирма. Товар. Продвижение - М.: Вершина, 2016г. - 480 с.
8. Богданов В. Управление проектами: М. Манн, Иванов и Фербер, 2012г. - 248 с.
9. Бухалков М. Внутрифирменное планирование. - М.: Дело и сервис, 2013г.
10. Глазунов В.В. Торговая реклама. - М., Экономика, 2013г.
11. Инновационные маркетинговые инструменты в продвижении туристских предприятий [Электронный ресурс] /режим доступа: http://ljournal.ru/wp-content/uploads/2016/04/d-2016-024.pdf
12. Мак - Дональд М. Стратегическое планирование маркетинга:Питер, 2014 г. - 267 с.
13. Манн И. Маркетинг без бюджета. 50 работающих инструментов: Манн, Иванов и Фербер, 2011г.
14. Мрачный туризм: к вопросу об изучении феномена [Электонный ресурс]/режимдоступа:http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/53603/1/ttt_2016_006.pdf
15. Необычные виды туризма [Электронный ресурс]/режим доступа: https://everything.kz/article/44809780-temnyy-turizm-mrachnyy-turizm-dark-tourist-1-sezon-1-2-seriya-goldteam
16. Полковников А.В., Дубровик М. Ф. Управление проектами. Полный курс МВА: М. Эксмо, 2011г. - 525 с.
17. Практикум по продвижению туристического агентства в Инстаграм.- [Электронный ресурс] /режим доступа: http://www.travel-school.ru/prodvizhenie-turagentstva-v-instagram-praktikum/
18. Роль SOCIAL MEDIA MARKETING в индустрии туризма [Электронный ресурс] /режим доступа: https://sibac.info/studconf/science/iii/27991
19. Социальные сети в туризме [Электронный ресурс] /режим доступа: https:// http://tourfaq.net/travel-business/socialnye-seti-v-turizme/
20. Тёмный туризм как новый вид туризма [Электронный ресурс]/режим доступа: http://argumentua.com/stati/mrachnyi-turizm