Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. В последние десятилетия в нашей стране, по мнению множества специалистов, наблюдается снижение духовно-нравственной культуры, особенно среди подрастающего поколения, что выражается в росте асоциального поведения детей и подростков, росте детской агрессивности. Все это обусловлено в первую очередь социально-экономическими условиями в нашей стране, которые оказывают негативное воздействие на семейное воспитание. Родители вынуждены много времени уделять работе, тогда как дети часто предоставлены сами себе, школы тоже не справляются со своей воспитательной функцией, так как на первый план в последние годы выходят показатели сдачи ЕГЭ и направленность на получение все большего количества знаний. В связи с этим и родители предъявляют все больше требований к детям, ожидают от них высоких результатов, при этом строя свои взаимоотношения с детьми на объектно-ориентированном общении.
Стиль родительского воспитания оказывает важное влияние на формирование личности. Многочисленные исследования подтвердили, что неправильные взаимоотношения с родителями в детском возрасте могут привести к формированию психологических проблем на протяжении всей жизни.В психологической литературе представлено большое количество работ, в которых типизируются взаимоотношения родителей и детей, рассматривается их влияние на развитие личности ребенка, на формирование его характера и особенности поведения. В отечественной психологии стиль воспитания и детско-родительские отношения изучались А.Я. Варгой, В.В. Столиным, А.С. Спиваковской, ими были предложены основные типы семейного воспитания, даны их подробные характеристики. Также А.Е. Личко, Э.Г. Эйдемиллер предложили классификацию стилей семейного воспитания в соответствии с акцентуациями характера и психопатиями. Они показали, какой тип родительского отношения способствует возникновению нарушения развития у ребенка.
Различными исследованиями показана взаимосвязь между выбором стиля семейного воспитания и уровнем тревожности, агрессивности и других качеств личности детей. Также показано влияние семейного воспитания на формирование образа мира детей в работах Л.И. Божович, М.И. Лисиной, Е.В. Каган. Наиболее важным периодом для его формирования является дошкольный возраст, когда эмоциональное восприятие окружающей действительности, опосредованное через деятельность и личностный опыт ребенка, становится основой для формирования представлений о мире, его образе. На конкретных поступках, способах общения, которые ребенок видит в ближайшем окружении и в которые бывает сам втянут взрослыми, он учится сравнивать, оценивать, выбирать те или иные формы поведения, приемы взаимодействия с окружающей действительностью. Значение семейной воспитательной среды – определение первых контуров складывающегося у ребенка образа мира, формирование соответствующего образа жизни.
Несмотря на достаточно широкую степень исследованности детско-родительских отношений, взаимосвязь социально-личностного развития ребенка и стиля родительского общения рассмотрена недостаточно широко и требует дальнейшего изучения. Наиболее важной проблемой в данном вопросеявляется отсутствие рекомендаций по оптимизации родительского общения как фактора социально-личностного развития младшего школьника.
Семья играет как положительный, так и отрицательный фактор. Семья для ребенка ̶ это не только место его рождения, но и основная среда, каким будет воспитания такой личностью и вырастит ребенок.
Целью данной работы является изучение социального воспитания в семье и его особенности.
Исходя из поставленной цели можно выделить следующие задачи:
- проанализировать психолого-педагогической литературы по проблеме влияния семейного воспитания развития личности ребенка;
- рассмотреть основные стили семейного воспитания и типы семейных взаимоотношений.
Работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Влияние семьи как социально культурной среды на воспитание и развитие детей
1.1.Стили родительского общения
Современные представления о психическом развитии ребенка свидетельствуют о том, что основным и главным условием формирования его личности является общение и постоянное взаимодействие с взрослыми. Основную роль в данном процессе, конечно же, играют родители. Семья как ближайшее социальное окружение ребенка, удовлетворяет потребность ребенка в принятии, признании, защите, эмоциональной поддержке, уважении.
В семье ребенок приобретает первый опыт социального и эмоционального взаимодействия. Эмоциональный климат в семье, где воспитывается ребенок, оказывает существенное влияние на формирование мировосприятия ребенка. Каков стиль воспитания ребенка в семье, как с ним общаются родители, так и он будет себя вести в социальной среде.
Как отмечает А.И. Захаров, неблагоприятные детско-родительские отношения могут привести к проявлению неврозов, комплексов неудач в учебе, в общении и многих других факторов обуславливается влиянием семейных отношений и неправильного воспитания. Некоторые дети вследствие этого не могут адаптироваться к школе, из-за этого возникают проблемы в учебе, затруднения в общении со сверстниками (6).
Семья, безусловно, является основным институтом воспитания, именно она играет главную роль в становлении личности в развитии ребенка. То, что человек получает в детские годы в своей семье, становится основополагающим для его дальнейшей жизни. Эта важность семьи связана главным образом с тем, что именно в семье ребенок находится большую часть своей жизни, даже когда он прекращает жить со своими родителями, семейные узы продолжают играть важную роль в его жизни.
Никакой другой институт не занимает такого места в жизни ни по длительности, ни по значению. Вместе с тем современная семья испытывает целый ряд социальных, психологических, педагогических проблем, которые прямо или косвенно влияют на все стороны развития ребенка, на его психологическое благополучие.
Всем известно, что родители оказывают наибольшее влияние на жизнь своих детей. В связи с этим их понимание того, о чем дети должны думать, как они должны учиться и как их необходимо воспитывать, играет важную роль в формировании моделей поведения детей в различных ситуациях. Многочисленные исследования показывают, что существует взаимосвязь между родительским стилем воспитания и успеваемостью ребенка в школе, а также уровнем его самооценки (8).
Педагоги и психологи, изучающие современную семью, отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации детей (И.В. Добряков, Э.Г. Эйдемиллер (36), Р.В. Овчарова (15), Г.Г. Филиппова (33) и другие).
Т.В. Андреева отмечает, что по данным научно-исследовательского центра Института молодежи, российская семья сейчас находится в состоянии кризиса, социальной деградации (1).
Г.Г. Филиппова отмечает, что на протяжении последних лет наблюдается устойчивая тенденция к ухудшению материального положения семей, увеличению количества числа неполных семей, снижению интереса к рождению детей, росту отчужденности детей от семьи, повышению уровня подростковой девиантности (32).
Одной из наиболее распространенных причин обращения к психологу на сегодняшний день являются трудности, которые испытывают родители в процессе воспитания детей. Многочисленные исследования показывают, насколько важны для развития ребенка семья и построение в ней взаимоотношений между родителями и детьми(22).
При этом нельзя не отметить важность общества в воспитании ребенка, по сравнению с семейным воспитанием в нем также можно выделить ряд преимуществ. Именно в обществе ребенок становится членом детской группы, особенно в наше время, когда в семье чаще всего один-два ребенка, при этом возраст детей сильно различается. В коллективе сверстников ребенок принимает на себя новую роль члена определенного коллектива, что важно для его дальнейшего полноценного развития ребенка.
Таким образом, в процессе воспитания одинаково важны оба института – и семейный, и общественный. Семью и школу не нужно противопоставлять, они равно значимы в воспитании ребенка и выполняют при этом различные функции. Важно, чтобы семья и школа тесно взаимодействовали между собой, только тогда результаты воспитания ребенка будут оптимальными.
Со стороны семьи наиболее важное значение имеет тип семейного воспитания. В отечественной литературе педагогического направления наиболее известна работа А.С. Макаренко. Им были выделены несколько типов так называемого ложного родительского авторитета: авторитет подавления, расстояния, педантизма, резонерства, подкупа. В качестве благоприятных типов описаны: авторитет любви, доброты, уважения (10).
В дальнейшем в отечественной педагогической литературе выделяли два типа семейных отношений: демократический и авторитарный, либо три – авторитарный, либерально-попустительский и демократический (13).
В основе выделения различных типов семейного воспитания лежит такое психолого-педагогическое понятие как стиль родительского отношения, или, иными словами, стиль воспитания. Под стилем воспитания понимается совокупность способов и приемов общения по отношению к партнеру.
В данном случае под родительским стилем воспитания понимаются обобщенные, характерные, ситуационно неспецифические способы общения данного родителя с данным ребенком. Стиль воспитания – это определенный образ действий по отношению к ребенку (20).
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Андреева Т.В. Психология современной семьи / Т.В. Андреева. – СПб.: Речь 2015. – 436с.
2. Брагина Т.В. Родительское отношение как психологический фактор личностного самоопределения ребенка в младшем школьном возрасте: дис. канд. психол. наук / Т.В. Брагина. – Новосибирск, 2000. – 159c.
3. Буре Р.С. Воспитатель и дети / Р.С. Буре, Л.Ф. Островская: учебное пособие для воспитателей дошкольных учреждений, студентов педагогических колледжей и вузов, родителей и дошкольников. – М.: Издательство «Ювета», 2011. – 176с.
4. Гарбузов В.И. Неврозы у детей и их лечение / В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Д.Н. Исаев. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2009. – 298с.
5. Гулдинг М. Психотерапия нового решения. Теория и практика / М. Гулдинг, Р. Гулдинг. – М.: Независимая фирма «Класс», 2007. – 288с.
6. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия / А.И. Захаров. – М.: Апрель-Пресс, Эксмо-Пресс, 2014. – 448с.
7. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О.А. Карабанова: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2015. – 354с.
8. Коррекция детско-родительских отношений: методические рекомендации для специалистов, педагогов образовательных учреждений, родителей / сост. Е.А. Дугинова. – Новокуйбышевск, 2009. – 103с.
9. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. – М.: Воронеж, 1997. – 216с.
10. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8 т. – Т. 6 / А.С. Макаренко. – М.: Педагогика, 1985. – 393 c.
11. Минияров В.М. Психология семейного воспитания / В.М. Минияров. – Воронеж, 2012. – 256с.
12. Мудрик А.В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик. – М.: Академия, 2013. – 240с.
13. Мухина В.С. Детская психология / В.С. Мухина; под ред. Л.А. Венгера. – М.: Академия, 2014. – 272с.
14. Обухова Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Юрайт, 2016. – 460с.
15. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства / Р.В. Овчарова. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2013. – 319с.
16. Попова Т.А. Взаимосвязь детско-родительских отношений и тревожности дошкольника / Т.А. Попова // Фундаментальные исследования – Выпуск № 11-5 – 2012
17. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст / А.М. Прихожан. – М; Питер.2007. – 78 с.
18. Психология детства. / Под редакцией А.А. Реана – СПб.: «Прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2013. – 368 с.
19. Психология человека от рождения до смерти. Под редакцией А.А. Реана. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2012. – 678с.
20. Разумова А.В. Стили семейного воспитания и восприятие родителями своих детей / А.В. Разумова // Вестник Московского университета. – 2000. – №1. – с.88-93.
21. Реан А.А. Семья как фактор профилактики и риска виктимного поведения. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 1(17). – с.3-8.
22. Сатир В. Психотерапия семьи / В. Сатир. – СПб.: Речь, 2013. – 254с.
23. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л.М. Семенюк. – М.: «Флинта», 1998. – 96с.
24. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования. / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина – М., Педагогика, 1989. – 276с.
25. Смык Ю.В. Жестокость родительского воздействия как фактор агрессивного поведения подростков / Ю.В. Смык: дис. канд. психол. наук. – Иркутск, 2014. – 198с.
26. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности / Е.Т. Соколова. – М.: Изд-воМГУ, 1989. – 215с.
27. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья / А.С. Спиваковская. – ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2014. – 304с.
28. Столин В.В. Психология развития ребенка и взаимоотношений родителей и детей как теоретическая основа консультационной практики / В.В. Столин, Е.Т. Соколова, А.Я. Варга // Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования. / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – 1989. – №3. – с.16-37.
29. Суворова О.В. Влияние семейной и образовательной среды на развитие субъектности ребенка в период перехода от дошкольного к младшему школьному детству: монография. – Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2012. – 330 с.
30. Суворова О.В. Формирование сотрудничества у старших дошкольников в условиях полисубъектной коммуникативно-познавательной среды / О.В. Суворова, Л.А. Споткай // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 12-4. – С. 727-731
31. Суворова О.В., Аристова В.А. Изучение субъектно-ориентированного общения педагогов с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Мир науки, культуры, образования. – Горно-Алтайск. – 2012. – Ч.1. – № 2 (33). – С.37-40
32. Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития / Д.И. Фельдштейн. – М.: МПСИ, Модэк, 2010. – 16с.
33. Филиппова Г.Г. Психология материнства / Г.Г. Филиппова. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2012. – 240с.
34. Шавырина А.А. Влияние детско-родительских отношений на проявление негативизма и упрямства у детей старшего дошкольного возраста / А.А. Шавырина: дисс. канд. псих.наук. – М., 2012.
35. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий. – СПб.: Речь, 2009. – 275с.
36. Эйдемиллер Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия / Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков, И.М. Никольская: учебное пособие для врачей и психологов. – СПб.: Речь, 2015. – 352с.