Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования состоит в том, что в настоящее время современной культурологией досуговая деятельность рассматривается в качестве процесса формирования условий мотивационного выбора индивидами предметной деятельности. При этом данный процесс определен личностными потребностями и интересами. На сегодняшний день запросы аудитории лежат в основе всей деятельности учреждений культуры и досуга. Развитие рыночных отношений приблизило культурно-досуговую деятельность к технологиям маркетинга, в основе которых лежит вопрос поиска и удовлетворения потребностей отдельных социальных групп. Непосредственно же культурно-досуговая деятельность преобразуется в индустрию досуга.
Культура и такой ее элемент как культурно-досуговая деятельность переживают в настоящее время существенные трудности. Так, на культуру влияют формирующиеся социально-политические и социально-экономические механизмы, а также культура оказывает самостоятельное значительное влияние на их развитие, представляет собой своеобразный социальный катализатор. Исходя из этого, эффективность управления культурно-досуговой деятельностью на муниципальном уровне является актуальной темой.
Объектом исследования – культурная-досуговая деятельность в г. Ноябрьске (ЯНАО).
Предмет исследования – особенности управления сферой культурно-досуговой деятельности в г. Ноябрьске (Ямало-Ненецкий автономный округ).
Цель исследования состоит в изучении специфики управления культурно-досуговой деятельности на муниципальном уровне на примере г. Ноябрьска.
Для решения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические нормативно-правовые основы управления в сфере досуговой деятельности.
2. Изучить сферу досуга как объект управления на примере г. Ноябрьска.
3. Проанализировать нормативно-правовое регулирование сферы социально-досуговой деятельности.
1. Теоретические нормативно-правовые основы управления в сфере досуговой деятельности
Досуг – это свободное время, организованное в какие-либо виды. Понятие досуга неразрывно связано с понятием свободного времени, т.е. времени, свободного от работы и других обязательных занятий и дел, используемого полностью по своему усмотрению. И в этом смысле понятие свободного времени ассоциируется с удовлетворением культурных потребностей, отдыхом и развлечениями.
Досуг часто определяется как качество опыта или как свободное время. Свободное время - это время, проведенное вне бизнеса, работы, поиска работы, работы по дому и образования, а также необходимых занятий, таких как еда и сон. В настоящее время экономические и социальные силы отнимают у человека свободное время. Конечно, досуг большинства людей не является полностью свободным выбором и может быть ограничен социальным давлением, например, люди могут быть вынуждены проводить время в саду из-за необходимости идти в ногу со стандартами соседних садов или идти на вечеринку из-за социального давления.
Досуг как опыт обычно подчеркивает аспекты воспринимаемой свободы и выбора. Это сделано «ради себя», для качества опыта и участия.
В различных дисциплинах есть определения, отражающие их общие проблемы организации досуга: например, социология и психология определяют досуг как психические и эмоциональные состояния и условия. С точки зрения исследования, эти подходы имеют то преимущество, что их можно измерить и сопоставить по времени и месту .
Изучение досуга и социология досуга являются академическими дисциплинами, связанными с изучением и анализом досуга. Отдых отличается от досуга тем, что это целенаправленная деятельность, которая включает в себя опыт досуга в контексте деятельности. Экономисты считают, что свободное время ценно для человека, например, заработная плата, которую он может заработать за то же время, потраченное на деятельность. Если бы это было не так, люди бы работали, а не отдыхали. Однако, различие между досугом и неизбежными видами деятельности не является строго определенным, например, иногда люди выполняют ориентированные на работу задачи как для удовольствия, так и для долгосрочной пользы.
Родственным понятием является социальный досуг, который включает в себя неторопливые действия в социальных условиях, такие как внеклассные мероприятия, например спорт, клубы. Еще одна связанная с этим концепция - это семейный досуг. Отношения с другими людьми обычно являются основным фактором, как в удовлетворенности, так и в выборе.
Вопрос нормативно-правового регулирования на сегодняшний день является весьма актуальным. На любом управленческом уровне (федеральный, региональный, муниципальный) правовое регулирование представляет собой важнейший инструмент реализации определенной культурной политики. Право представляет собой самостоятельный культурный ресурс вместе с творческими, интеллектуальными, финансовыми, информационными и иными ресурсами .
Потребность в знаниях правового характера является одной из актуальных для современных управленцев.
Нормативно-правовая база, которая регулирует культурную деятельность, является совокупностью нормативных правовых актов, которые классифицируются по ряду оснований.
В соответствии с предметом регулирования выделяются:
• Акты отраслевого характера;
• Акты межотраслевого характера.
Нормативно-правовая база в области культуры включает в себя отраслевые акты, которые относятся и к другим отраслям права (трудовое, финансовое и т. д.) .
В соответствии с признаком действия нормативных правовых актов в пространстве выделяются международные и национальные акты.
Российская правовая система исходит из признания приоритетов международных актов при условии их ратификации. Если международный акт устанавливает иные нормы, нежели предусмотренные законодательством РФ, то используются международные правовые нормы. Национальные правовые акты, в свою очередь, подразделяются на федеральные, региональные, муниципальные акты и организационные.
По признаку юридической силы выделяются:
• законодательные акты (Конституция),
• федеральный закон, закон субъекта Федерации;
• другие подзаконные нормативно-правовые акты (указ Президента РФ, постановление Правительства и т.д.).
Следовательно, понятие нормативно правового акта следует трактовать более широко, чем понятие законодательного акта, который занимает ключевое место в данной иерархии.
С учетом всех вышеизложенных классификационных признаков, получается следующая структура нормативно-правовой базы, которая регулирует деятельность в сфере культуры и досуга:
1. Акты международного характера.
2. Национальные нормативно-правовые акты.
- Конституция РФ.
- Федеральные конституционные законы.
- Федеральные законы:
• межотраслевые законы:
• кодексы;
• некодифицированные ФЗ; отраслевые законы.
- Указы и распоряжения Президента Российской Федерации.
- Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации.
- Акты федеральных органов исполнительной власти.
- Конституции (уставы), законы и другие НПА акты субъектов Федерации.
- Акты органов местного самоуправления.
- Организационные акты .
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Аванесова Г. А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации : учеб. пособие для студ. вузов /Г.А. Аванесова. - М. : Аспект Пресс, 2015. – 236 с.
2. Медведева С. А. Организация культуры на местном уровне: опыт разработки методов реализации полномочий поселений в сфере культуры/С.А. Медведева // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2014. – № 5. – С. 14-40.
3. Официальный сайт Администрации города Ноябрьска - Электронный ресурс. – Режим доступа: http://admnoyabrsk.ru/ - Дата обращения 19.03.2019.
4. Официальный сайт управления по делам семьи и молодежи Администрации города Ноябрьска - Электронный ресурс. – Режим доступа: https://www.noyamolod.ru// - Дата обращения 19.03.2019.
5. Официальный сайт управления культуры Администрации города Ноябрьска - Электронный ресурс. – Режим доступа: http://xn----7sbe7adcqioflelc7kj2c.xn--p1ai// - Дата обращения 19.03.2019.
6. Пашкина, Л. Н. Социально-культурные условия воспитания инициативности участников молодежных общественных организаций/Л.Н. Пашкина// Вестн. Москов. гос. ун-та культуры и искусств. - 2012. - № 1. - С. 172-176.
7. Рябков, В. М. Методологические основы историографии социально-культурной деятельности как научной отрасли педагогической науки / В. М. Рябков // Вестн. Москов. гос. ун-та культуры и искусств. - 2014. - № 5. - С. 94-98.
8. Рябков, В. М. Теоретико-методологические основы понятия "эффективность социально-культурной деятельности" / В. М. Рябков // Вестн. Москов. гос. ун-та культуры и искусств е. - 2011. - № 3. - С. 95-98.
9. Скрипачева, И. А. Теоретические и организационные аспекты социокультурных процессов в современном городе // Вестн. Москов. гос. ун-та культуры и искусств е. – 2016. - № 4. - С. 100-103.
10. Современные технологии социально-культурной деятельности : учеб. пособие для студ. гуман. вузов и вузов культуры и искусства / под ред Е.И. Григорьевой. - Тамбов : ТГУ им.Г.Р. Державина, 2012. - 504 с.
11. Социально-культурная деятельность : теория, технологии, практика. Коллективная монография в 2-х частях. - Челябинск, ЧГАКИ, 2015. – 256 с.
12. Социально-культурная деятельность: учебный терминологический словарь для студентов очной и заочной форм обучения по специальности 071401 «Социально-культурная деятельность» квалификации «Постановщик культурно-досуговых программ», «Менеджер социально-культурной деятельности» / сост. Е.П. Сугатова; АлтГАКИ, кафедра социально-культурной деятельности. – Барнаул : Изд-во АлтГАКИ, 2011. – 31 с.
13. Стрельцов, Ю.А. Культурология досуга: учеб.пособие / Ю.А. Стрельцов. - М.: МГУКИ, 2003. - 296 с.
14. Соколов, Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры / Э.В. Соколов. – Москва: издательство «Литература», 2009. – 216 с..
15. Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы: Сб. статей / Под науч. ред. Т.Г. Киселевой, Ю.А. Стрельцова, Б.Г. Мосалева.– М.: МПСИ, 2017. – 213 с.
16. Туев, В. В. Социально-культурная деятельность в таблицах и схемах : учеб. пособие для студентов специальности 053100 «Социально-культурная деятельность» / В. В. Туев. - Кемерово; Барнаул : Изд-во АлтГАКИ, 2010. - 87 с.
17. Феномен социально-культурной деятельности/ Соколов А.В. – СПб.: СПбГУП, 2003. – 204 с.
18. Шарковская, Н. В. Сущность социально-культурной активности / Н. В. Шарковская // Вестн. Москов гос. ун-та культуры и искусств. - 2007. - № 3. - С. 174-178.
19. Шубина И.В. Социально-культурная деятельность в системе контроля и профилактики девиаций в подростково-молодёжной среде / И.В. Шубина. - СПб.: Амра, 2014. – 129 с.