Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современном мире публичные учреждения выполняют важную роль в реализации широкого круга задач социально-экономического развития российского государства.
Федеральным законом № 83-Ф3 от 08.05.2010 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с со-вершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» определяются механизмы, систематическое использование которых служит реализации поставленных задач и выполнению Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период 2012 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ № 1101-р от 30.06.2010. Считается, что с принятием данного законодательного акта начался основополагающий и заключительный этап проведения системы реформ Российской Федерации. Первоочередной задачей изменения системы государственных учрежде¬ний в Российской Федерации выступает оптимизация организационных и эко-номических основ их деятельности. С реформированием гражданского законодательства обострился вопрос сбалансированности норм, закрепляющих гражданскую правосубъектность учреждений.
Объектом исследования являются общественные отношения, в которых публичное учреждение выступает как самостоятельный участник гражданского оборота.
Предмет работы составляет правовой статус публичного учреждения как субъекта гражданского права и его роль в гражданском обороте.
Целью данной работы является комплексное исследование статуса публичного учреждения как субъекта гражданского права и его роли в гражданском обороте.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
определить организационно-правовую форму публичного учреждения;
проанализировать правовой режим имущества публичного публичного учреждения;
раскрыть виды гражданско-правовых сделок, совершаемых публичным учреждением;
рассмотреть возможность участия публичного учреждения в гражданском обороте как самостоятельной стороны гражданско-правового договора;
изучить порядок заключения государственных контрактов публичным учреждением;
раскрыть проблему применения гражданско-правовой ответственности к публичному учреждению;
рассмотреть проблему распоряжением имуществом учреждений.
При проведении исследования задействованы общенаучные методы, такие как дедукция, индукция, анализ, синтез, а также формально-юридический метод.
Теоретической основой являются труды юристов В.В. Артемова, В.В. Бараненкова, А.А. Болдырева, М.И. Брагинского, В.В. Витрянского, Б.Б. Инжиевой и др.
Нормативно-правовую основу исследования составили Гражданский кодекс Российской Федерации, а также Бюджетный кодекс Российской Федерации.
Эмпирическую основу исследования составила опубликованная российская судебная практика арбитражных судов за 2011-2018 гг.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
Глава 1. Общая характеристика публичного учреждения как юридического лица
1.1 Организационно-правовая форма публичного учреждения как юридического лица
Гражданский кодекс Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ) в пункте 1 статьи 48 дает определение юридического лица, под которым признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Из указанного определения возможно выделить основополагающие признаки, «каждый из которых необходим, а все в совокупности — достаточны, чтобы организация могла быть признана субъектом гражданского права, т.е. юридическим лицом» .
Согласно пункту 1 статьи 50 ГК РФ, юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
Государственное учреждение, безусловно, является некоммерческой организацией, поскольку в рамках своей деятельности оно не преследует цели извлечения прибыли.
В статье 48 ГК РФ приводится классификация юридических лиц в зависимости от прав учредителей на их имущество. К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют такие права, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения.
Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение). Как правило, его учредительным документом является устав или положение, которое утверждается учредителями. Учреждение может действовать на основании общего (типового или примерного) положения об учреждениях данного вида. Как отмечает Е.А. Суханов «в учредительных документах собственник должен определить задачи и цели деятельности учреждения, поскольку оно имеет ограниченную, целевую правоспособность» .
В отличие от других видов юридических лиц учреждения отвечают перед своими кредиторами не всем своим имуществом, а только находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 ГК РФ, несет собственник соответствующего имущества (п. 3 ст. 123.21 ГК РФ). Поэтому учреждения не могут быть объявлены банкротами.
Учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления (п. 1 ст. 123.21 ГК РФ).
Государственное учреждение, может быть автономным, бюджетным или казенным.
В соответствии со ст. 9.2 ФЗ от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение – «некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах» .
Понятие автономного учреждения дано в ст. 2 ФЗ от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях». Согласно данной норме «автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами» .
Определение казенного учреждения содержится в абзаце 39 статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее по тексту БК РФ), в соответствии с которым «государственное казенное учреждение - это государственное учреждение, оказывающее государственные услуги, выполняющее работы и (или) выполняющее государственные функ¬ции, таким образом реализуя закрепленные в законодательстве РФ полномо¬чия
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
Нормативные правовые и иные акты
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 [с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6—ФКЗ, от 30.12.2008 № 7—ФКЗ, от 05.02.2014 № 2—ФКЗ, от 21.07.2014 № 11—ФКЗ] // Рос. газ. — 1993. — № 237.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.12.2017) // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3823.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации, (часть первая): федер. закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства РФ. -1994. - № 32. - Ст. 3301.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): федер. закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 5. - Ст. 410.
5. Об автономных учреждениях: федер. закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ (ред. от 27.11.2017) // Рос. газ. – 2006. – 8 нояб.
6. О контрактной системе в сфере закупок, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: федер. закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ» (ред. от 31.12.2017) // Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 14. - Ст. 1652.
7. О некоммерческих организациях: федер. закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ» (ред. от 31.12.2017) // Собрание законодательства РФ.- 1996. - № 3. - Ст. 145.
8. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: федер. закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ (ред. от 27.11.2017) // Собр. законодательства РФ. – 2010. - № 19. - Ст. 2291.
9. О государственной регистрации недвижимости: федер. закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 03.04.2018) // Рос. газ. – 2015. - N 156.О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом: постановление Правительства РФ от 05.06.2008 № 432 (ред. от 01.07.2016) // Собрание законодательств Российской Федерации.- 2008. - № 23. - Ст. 2721.
10. О совершенствовании учета федерального имущества: постановление Правительства РФ от 16.07.2007 № 447 (ред. от 30.05.2016) // Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 34. - Ст. 4237.
11. Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений: постановление Правительства РФ от 26.07.2010 N 539 (с изм. от 19.08.2016) // Собрание законодательства РФ. – 2010. - № 31. - Ст. 4238.
12. О порядке финансового обеспечения оказания федеральными ка-зенными учреждениями платных услуг : Письмо Минфина РФ № 02-03-06/2736 от 20.06.2011 // Официальные документы в образовании. - 2011. - № 24.
13. Об осуществлении казенными учреждениями деятельности, прино-сящей доход : Письмо Минфина РФ № 12-08-25/4392 от 29.09.2011 // Офици-альные документы в образовании. - 2011. - № 36.
14. ПисьмоРосимущества от 12.10.2015 N ВГ-02/42355. — Документ опубликован не был. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». — Режим доступа: http://www. consultant.ru (дата обращения: 15.03.2019). — Загл. c экрана.
Акты судебной практики
15. О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации: постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 21 (ред. от 19.04.2007) // Вестник ВАС РФ - 2006. - № 8.
16. Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 07.10.2014 по делу N А12-5970/2014. — Документ опубликован не был. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». — Режим доступа: http://www. consultant.ru (дата обращения: 15.03.2019). — Загл. c экрана.
17. Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2017 N 13АП-7241/2017по делу N А56-38033/2015. — Документ опубликован не был. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». — Режим доступа: http://www. consultant.ru (дата обращения: 15.03.2019). — Загл. c экрана.
18. Апелляционное определение Кемеровского областного суда от 27.09.2016 по делу N 33¬12199/2016. — Документ опубликован не был. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». — Режим доступа: http://www. consultant.ru (дата обращения: 15.03.2019). — Загл. c экрана.
19. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 21.07.2016 N Ф09-6975/16 по делу N А60-38548/2015 .— Документ опубликован не был. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». — Режим доступа: http://www. consultant.ru (дата обращения: 15.03.2019). — Загл. c экрана.
20. Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 08.09.2016 N Ф03-4120/2016 по делу N А24-3319/2015. — Документ опубликован не был. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». — Режим доступа: http://www. consultant.ru (дата обращения: 15.03.2019). — Загл. c экрана.
21. Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2016 N 19АП-7264/2016 по делу N А14-6724/2016 .— Документ опубликован не был. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». — Режим доступа: http://www. consultant.ru (дата обращения: 15.03.2019). — Загл. c экрана.
22. Апелляционное определение Воронежского областного суда от 26.02.2013 N 33- 1144. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». — Режим доступа: http://www. consultant.ru (дата обращения: 15.03.2019). — Загл. c экрана.
23. Кассационное определение Ярославского областного суда от 20 февраля 2012 г. по делу № 33¬859. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». — Режим доступа: http://www. consultant.ru (дата обращения: 15.03.2019). — Загл. c экрана.
Литература
24. Актуальные проблемы финансового права: монография / Л.Л. Арзуманова, Н.М. Артемов, О.В. Болтинова и др.; отв. ред. Е.Ю. Грачева. М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2016. 208 с.
25. Андреев, Ю.Н. Ответственность государства за причинение вреда: цивилистические аспекты / Ю.Н. Андреев. - Юридический центр Пресс, 2013. - 188 с.
26. Андреева, Л.В. Закупки товаров для федеральных государственных нужд: правовое регулирование / Л.В. Андреева. - М., 2009. - 106 с.
27. Басос, Е.В. Право оперативного управления имуществом (на примере казенных учреждений)/ Е.В. Басос// Человек: преступление и наказание. - 2012. - № 1. - С. 38-40.
28. Богатков, С.А. Имущество, находящееся на праве оперативного управления / С.А. Богатков // СПС КонсультантПлюс. 2017.
29. Богданов, Д.Е. Особенности ответственности за вред, причиненный публично-правовыми образованиями // Адвокат / Д.Е. Богданов // М. - 2012. - № 3. - С. 41 - 45.
30. Болдырев, А.А. Юридические лица - несобственники в системе субъектов гражданского права: монография / А.А. Болдырев. - М.: Норма, 2007. - 238 с.
31. Борисов, А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (постатейный) / А.Н. Борисов. - М.: Юстицинформ, 2013. - 408 с.
32. Брагинский, М.И. Договорное право. Кн. 1: Общие положения: монография, / М.И. Брагинский, В.В. Витрянский. - 3-е изд-е, - Статут, 2001. - 848 с.
33. Гражданское право: Общая часть: учебник в четырех томах / Под ред. Е.А.Суханова. - 3-е изд-е, - М. ВолтерсКлувер, 2008. - Т. 1.- 363 с.
34. Гражданское право: учебник в двух томах / Под ред. Гонгало Б.М. - М.: Статут, 2016. - Т. 1. - 511 с.
35. Гражданское право: учебник в трех томах / Под ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К. - М.: Проспект, 2012. - Т.1. - 765 с.
36. Инжиева, Б.Б. Участие государства в современном гражданском обороте: монография / Б.Б. Инжиева. - Юстицинформ, 2014. - 180 с.
37. Кирилловых, А.А. Казенное учреждение как некоммерческая организация / А.А. Кирилловых // Право и экономика. - 2010. - № 9. - С. 23 -28.
38. Кирилова, Н.А. Гражданско-правовая ответственность государства: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. / Н.А. Кирилова. - М., 2003. - 203 с.
39. Кичик, К.В. Государственный (муниципальный) заказ России. Правовые проблемы формирования, размещения и исполнения: монография / К.В. Кичик. - М.: Юстицинформ, 2012. - 260 с.
40. Комментарий к Федеральному закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»: постатейный / Под ред. Борисова А.Н., Трефиловой.Т.Н. - 2-е изд-е, Деловой двор, 2014. - с. 327.
41. Комментарий к Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»: постатейный / Под ред. Р.Ю. Закирова Р.Ю. М., 2015.
42. Кочетков, А. В. Особенности правового статуса казенных предприятий / А.В. Кочетков // Юридический вестник Ростовского государственного экономического университета. - 2015. - № 4 (76). - С. 36-42.
43. Постатейный комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации / Под ред. Лермонтова Ю.М. – М., 2015.
44. Сюбарева, И.Ф. Учреждения: новеллы гражданского законодательства / И.Ф Сюбарева // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2015. - № 7. - С. 45 - 49.
45. Тарабаев, П.С. Гражданско-правовое регулирование поставки товаров для федеральных государственных нужд: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. / П.С. Тарабаев. - Екатеринбург, 2009. - 30 с.
46. Чепцов, А.С. Субсидиарная ответственность: теоретические проблемы и особенности реализации / А.С. Чепцов // Налоги (газета). - 2009. - № 32. - С. 9 - 17.