Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Система акселерации имеет высокий потенциал для развития и количество акселераторов постоянно растет на десятки и за рубежом, и в России, но пока многие модели акселерации не отличаются впечатляющими и результативными программами, списками сильных спикеров, наставников, которые делают программу привлекательной и для команд стартапа, и для инвесторов и т.п. И часто сам акселератор имеет мало шансов на долгосрочный успех в силу имеющихся недостатков и «пробелов».
Сотрудничество между университетами и инкубаторами или акселераторами зачастую переходит во взаимодополняющее и взаимовыгодное сотрудничество. Программы получают выгоду за счет более легкого привлечения талантов, доступа к результатам исследовательской деятельности и доступа к инфраструктуре. В свою очередь, университеты получают возможность применить и проверить на практике результаты академических исследований, а также развивать новые связи с промышленностью. В ходе совместной работы инновационные программы и университеты усиливают основные направления своей деятельности и заявляют о себе как о лидерах той сферы, где соединяются образование и бизнес.
Это исследование руководствовалось следующими целями:
1. Выявить сильные и слабые стороны российских бизнес-инкубаторов и акселераторов
2. Сравнить российские инкубаторы и акселераторы с международными контрольными группами
3. Выявить лучшие российские инкубационные и акселерационные программы и подчеркнуть их передовой опыт.
Объект исследования: бизнес-акселераторы.
Предмет исследования: инновационные технологии.
1.Теоретические основы формирования инфраструктурной поддержки молодежного предпринимательства бизнес-акселераторами
1.1.Классификация бизнес-акселераторов
В зависимости от цели создания бизнес акселератора, их можно разделить на:
1. Строители эко-систем. Работа компаний в пределах экосистемы выражается в различных формах, которые включают: создание новых компаний, создание новых подразделений, внедрение принципиально новых продуктов и бизнес-моделей. Бизнес-акселераторы создают свои собственные сети, которые работают, чтобы изменить правила конкуренции и сбалансировать влияние доминирующих игроков в отрасли. Некоторые из этих вновь созданных сетей растут и становятся серьезными конкурентами на промышленных рынках и в конечном итоге могут заменить традиционных игроков и их сети.
Новые компании часто узко направлены и связаны с технологиями, они не имеют много возможностей распределения, коммерциализации и эффективной маркетинговой стратегии.
Цепь поставок этих компаний может быть ограничен из-за недостаточного количества ресурсов, отсутствия связей и недостатка опыта. Это означает, что участие в экосистеме имеет решающее значение для этих компаний и увеличивает их зависимость от руководителя платформы, дает доступ к ресурсам и возможностям, которых не хватает самой компании. Дисперсия и разнообразие знаний, которые необходимы для современных сложных продуктов, технологий и инноваций, в свою очередь создают различные типы компаний. Эти компании значительно различаются по своим рыночными и ресурсными базами и бизнес-моделями, а также по способности строить партнерские отношения с другими предприятиями.
Неоднородность компаний дает возможность предположить, что они могут занимать различные рыночные позиции в экосистеме и усиливать свои конкурентные преимущества.
В инновационной экосистеме существует три типа компаний: производители – новые предприятия, создающие новые идеи, которые коренным образом преобразуют базы знаний эко-системы; поставщики – новые предприятия, которые делают непропорционально быстрые открытия и изобретения в экосистеме; и нишевые игроки – специализированные новые предприятия, которые выделяют нишу в экосистеме и развивают ее.
Эти типы связаны с руководителями экосистемы и помогают им удовлетворять потребности рынка, адаптироваться и быстро реагировать на технологические и рыночные вызовы и другие изменения. Строители экосистем хотят укрепить экосистему клиентов и заинтересованных сторон вокруг корпораций, которые основали ускоритель, подключив своих ведущих клиентов к перспективным стартапам. Эти ускорители используют внутренних членов корпорации для поддержки и руководства инкубаторов вместо наставников. Кроме того, типично, что они не направлены на получение прибыли в отличие от лиц, занимающихся потоком сделок, которые в основном финансируются инвесторами и целью которых является проверка перспективных инвестиций [1].
Правительства и другие государственные учреждения, как правило, участвуют в стимулировании социального обеспечения, которые участвуют в стимулировании стартап-деятельности и создании рабочих мест.
2. Осуществляющие сделки. Большинство из первых бизнес-акселераторов в Силиконовой долине были создателями потоков сделок. Любая команда стартапов в мире может подать заявку на участие в акселераторных программах, заполнив форму заявки. Те, кто проходит первый отбор, вскоре проходят собеседование с отборочным комитетом. Совокупный размер группы - от двух до четырех человек, так как считается, что там слишком много работы для одного человека.
С другой стороны, большие группы могут стать слишком дорогими для финансирования. В целом, только около 1% заявителей принимаются в группу из-за высоких ожиданий качества. Размер группы бизнес-акселератора зависит от свободного места и ресурсов. Однако важно, чтобы он был достаточно большим для привлечения инвесторов.
Качество проектов бизнес-акселераторов, как правило, высокое. Помощь может включать в себя помощь начинающим предпринимателям со всеми формальностями, необходимыми для создания компании. Наставники последовательно отбираются из опытных предпринимателей. Это, как правило, бизнес-ангелы, которые предоставляют личные консультации. Это не только обеспечивает личную обратную связь, но и облегчает создание долгосрочных отношений, поскольку наставники могут стать инвесторами и впоследствии членами консультативного совета [5].
3. Стимуляторы благосостояния. Главная цель данных бизнес-акселераторов – извлечение прибыли собственников. Бизнес-акселераторы финансируются за счет инвесторов. Расходы включают как формирование и развитие программы, так и начальные фонды для тех стартапов, которые принимаются в программе. Акселераторы участвуют капиталом в стартапах или они используют льготные кредиты или «конвертируемые гарантии» в качестве компенсации. Льготные кредиты погашаются только при соблюдении определенных условий. Конвертируемые ноты гарантируют скидку на цену акции. Поскольку основная причина создания бизнес-акселераторов заключается в получении положительной финансовой отдачи, кандидаты должны пройти строгий отбор, чтобы быть принятыми. Поэтому также важно развивать стартапы как можно лучше. Это приводит к общему высокому качеству программ бизнес-акселераторов [4].
Несмотря на многообразие предпосылок распространения инструмента акселераторов для разных отраслей, компании, согласно проведенному исследованию, создают их преимущественно для достижения двух ключевых целей. Для краткости назовем их «технологический радар» и «катализатор развития технологий». Для определения целей были проведены анализ работы О. Гассманна и Б. Бекер, глубинные интервью с представителями акселераторов как зарубежных, так и российских компаний[1].
1. «Технологический радар»: быстрый поиск новых идей, технологий под конкретную задачу на внешнем рынке. Преследуя эту цель, корпорация стремится максимально расширить перечень вариантов решений, чтобы затем выбрать лучший. При этом задачи могут быть направлены на достижение разных стратегических целей компании: развитие текущей основной деятельности, организация производств в сегментах, находящихся выше или ниже в производственной цепочке, выход на новые рынки.
Например, Barclays, группа компаний, являющаяся одним из мировых лидеров в области предоставления финансовых услуг, использует акселератор для поиска идей, расширяющих и улучшающих ключевые компетенции компании в области финансовых технологий, позволяющих повысить качество взаимодействия с клиентами и партнерами компании[8].
Компания Samsung, которая является одной из крупнейших мировых компаний по производству электроники, создала акселератор для получения доступа к технологиям, которые позволят выйти на смежный рынок программного обеспечения для электронных устройств.
2. «Катализатор развития технологий»: ускоренная доработка внутренних идей и разработок до готовых проектов или продуктов и их коммерциализация. Выбирая эту цель, корпорация стремится довести идеи внутренних проектов до прототипов или проверить их работоспособность с целью принятия решения о продолжении/прекращении их реализации.
Акселератор также может быть направлен на достижение вспомогательных целей создавшей его компании. Такими целями могут быть:
поиск команд для решения конкретных задач;
глубокое изучение технологических трендов в какой-либо области на перспективу 3-5 лет;
обучение сотрудников корпорации работе с инновационными проектами и использованию ими эффективных методик разработки продуктов;
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Российская Федерация. Законы. Налоговый кодекс Российской Федерации : федер. закон (часть вторая) [от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ] // Собрание законодательства РФ. – 07.08.2000. – № 32, ст. 3340 // КонсультантПлюс. – URL: http://www. consultant.ru/ (дата обращения: 03.02.2019).
2. Российская Федерация. Законы. Об информации, информационных технологиях и о защите информации : федер. закон [от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ] // Собрание законодательства РФ. – 31.07.2006. – № 31(ч. 1), ст. 3448 // КонсультантПлюс. – URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 03.02.2019).
3. Граничин, О. Н. Информационные технологии в управлении / О. Н. Граничин, В. И. Кияев. – М. : Интернет-университет информационных технологий ; Бином, 2011. – 336 с.
4. Грекул, В. И. Управление внедрением информационных систем / В. И. Грекул, Г. Н. Денищенко, Н. Л. Коровкина. – М. : Интернет-университет информационных технологий ; Бином, 2011. – 224 с.
5. Логинов, В. Н. Информационные технологии управления. – М. : КноРус, 2012. – 240 с.
6. Трофимов, В. Информационные технологии и системы в экономике и управлении. – М. : Юрайт, 2012. – 528 с.
7. Компьютер-пресс : сайт. – URL: www.cpress.ru (дата обращения: 03.02.2019)
8. BYTE Россия : сайт. – URL: www.bytemag.ru (дата обращения: 03.02.2019).
9. PC Magazine Russian Edition : сайт. – URL: www.psmag.ru (дата обращения: 03.02.2019).
10. CIO : сайт. – URL: www.CIO-world.ru (дата обращения: 03.02.2019).
11. Открытые системы : сайт. – URL: www.osmag.ru (дата обращения: 03.02.2019).
12. Секрет фирмы // Коммерсант.ru: сайт. – URL: www.sf-online.ru. (дата обращения: 03.02.2019).
13. Директор : настольный журнал ИТ-руководителя информационной службы : сайт. – URL: www.CIO.ru (дата обращения: 03.02.2019).