Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Изменение социальной и экономической жизни нашего общества неизбежно приводит к пересмотру задач образовательных учреждений для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), требует усиления подготовки выпускников к новым условиям в быту и на производстве.
Важное значение в решении вопросов социальной адаптации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеет усвоение ими прочных устных вычислительных навыков. Одна из главных задач обучения математике – добиться овладения обучающимися с умственной отсталостью доступных математических знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной жизни и в будущей профессии, так прочно, чтобы они стали достоянием учащихся на всю жизнь.
Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеют специфические особенности познавательной деятельности, затрудняющие формирование у них математических знаний и умений. Конкретность мышления, отсутствие способности к абстрагированию и обобщению, слабость аналитико-синтетической деятельности, трудности переноса, неумение мыслить обратимо вызывают ряд трудностей при формировании у них математических понятий.
Учитывая, что основной дефект умственно отсталых школьников лежит в области именно интеллектуальной сферы, не все получаемые учащимися знания формируются в необходимые умения и доводятся до уровня усвоенных. Это касается поисковых навыков решения задач, выполнения различных упражнений, а также умений и навыков, способствующих самостоятельному усвоению и приобретению знаний.
В связи с этим процесс обучения математике школьников указанной категории существенно отличается от принятого в общеобразовательной школе. Отличие проявляется уже в содержании математического материала, заметно упрощенном по сравнению с курсом математики в общеобразовательной школе.
Обучая математике учащихся специальных (коррекционных) школ, надо учитывать, что усвоение необходимого материала не должно носить механического заучивания и тренировок. Знания, получаемые учениками, должны быть осознанными. От предметной наглядной основы, следует переходить к формированию доступных математических понятий. Вести учащихся к обобщениям и на их основе выполнять практические работы.
Цель исследования. Рассмотреть особенности изучения мер, величин и чисел, полученных при измерении у учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Объект исследования. Формирование математических представлений у учащихся младших классов коррекционной школы VIII вида.
Предмет исследования. Количественные представления у младших школьников специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы исследования
1.1. Особенности содержания и методики обучения математике детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
Основные критерии отбора математического материала, рекомендованного Федеральным образовательным стандартом образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и Примерной адаптированной основной образовательной программой (проектом) – его доступность и практическая значимость. Доступность проявляется прежде всего в том, что весь курс математики для умственно отсталых детей состоит из арифметики (нумерация, арифметические действия, величины, дроби) и элементов наглядной геометрии. Обучающиеся с легкой умственной отсталостью за период обучения в 1 – 4 классах должны усвоить знания по нумерации чисел в пределах 100, уметь выполнять сложение и вычитание этих чисел (устно и письменно), табличное умножение и деление, иметь представления о величинах и некоторых единицах их измерения (с соотношением 10 и 100), уметь решать простые и составные (в 2 действия) арифметические задачи, иметь элементарные представления о геометрических фигурах и телах. Практическая значимость обучения заключается в тесной связи изучения курса математики с жизненным опытом детей, формированием у них умения применять полученные знания на практике.
Главной специфической особенностью является коррекционная направленность обучения, предполагающая использование специальных приемов и средств по ослаблению недостатков развития познавательной деятельности и всей личности умственно отсталого ребенка в целом, формирования у обучающихся обобщенных учебных и трудовых умений. Это позволит им в дальнейшем самостоятельно выполнять учебные и трудовые задачи.
В современных условиях, когда происходит смена образовательных парадигм, утверждаются новые взгляды на цели и задачи образования, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, и происходит изменение условий функционирования специальных (коррекционных) организаций, многие вопросы обучения математике детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) требуют своего переосмысления и дальнейшего изучения. Актуальны вопросы, связанные с возможностью применения в специальном образовании новых технологий, основанных, в частности, на компетентностном подходе в обучении, которые прочно заняли свое место в современных педагогических системах.
В настоящее время для обучающихся младшего школьного возраста, имеющих легкую умственную отсталость, созданы новые УМК по математике. Выпущены новые учебники математики для 1, 2 классов (автор Т.В. Алышева), готовятся к выпуску учебники для 3, 4 классов. В комплекте с учебниками идут рабочие тетради по математике, предназначенные для организации самостоятельной работы детей в классе и дома. Содержание заданий в рабочих тетрадях не дублирует материал, представленный в учебнике, а дополняет его, и нацелен в первую очередь на решение коррекционных и практических задач обучения умственно отсталых детей. В этой линии есть учебно-методические материалы и для обучающихся в подготовительном классе.
В новых УМК по математике представлены современные подходы к формированию у умственно отсталых обучающихся математических знаний и умений. Учтены общие тенденции педагогики, данные научных исследований, а также апробированные экспериментальные методики по обучению умственно отсталых школьников математике.
Отличительной особенностью новых УМК по математике является их ярко выраженная коррекционная направленность. Усиление работы по исправлению недостатков развития умственно отсталых младших школьников в процессе обучения, коррекции их познавательной деятельности и личностных качеств диктуется общей тенденцией развития детей в процессе обучения, формирования у них базовых учебных действий, а не только реализации предметной подготовки.
Организация изучения математики с использованием новых УМК отвечает уровню реальных возможностей обучающихся с легкой умственной отсталостью. Система учебных заданий и в учебниках, и в рабочих тетрадях способствует активизации познавательной деятельности детей с интеллектуальными нарушениями развития, формированию у них общеучебных умений. В учебниках реализован принцип связи обучения с жизнью и имеющимся опытом детей, что важно для осуществления компетентностного подхода в обучении.
1.2. Трудности обучения математики обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в начальных классах
Во многих работах изучались особенности усвоения математики обучающимися с умственной отсталостью . Отмечается отличие этих детей в некоторой привязанности к внешним предметным уровням выполнения математических действий, развёрнутость при выполнении действия, неспособность использовать сокращённые приёмы, сложность в переносе освоенных способов в новую ситуацию даже если её условия изменились незначительно, поверхностный характер выполнения заданий. Все эти качества выявляются у обучающихся и во время счёта, и при решении арифметических задач.
Прочное усвоение математических знаний обучающимися будет возможно, если достаточен уровень развития мыслительных операций (отвлечения и обобщения), имеются необходимые количественные,
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Власова, Т. А. Учителю о детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. М. : Просвещение, 1967
2. Власова, Т. А. Учителю о детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. М. : Просвещение, 1967
3. Горскин, Б. Б. Система и методика изучения нумерации многозначных чисел во вспомогательной школе [Текст] / Б. Б. Горскин // Дефектология. – 1994. – № 4. – С. 39-43
4. Горскин, Б. Б. Система и методика изучения нумерации многозначных чисел во вспомогательной школе [Текст] / Б. Б. Горскин // Дефектология. – 1994. – № 4. – С. 39-43. 11. Истомина, Н. Б. Методика
5. Истомина, Н. Б. Методика обучения математике в начальных классах [Текст] : учеб. пособ. для студентов / Н. Б. Истомина. – М. : Академия, 2001.
6. Менчинская, Н. А. Вопросы методики и психологии обучения арифметике в начальных классах [Текст] / Н. А. Менчинская, М. И. Моро. – М. : Просвещение, 1965
7. Менчинская, Н. А. Вопросы методики и психологии обучения арифметике в начальных классах [Текст] / Н. А. Менчинская, М. И. Моро. – М. : Просвещение, 1965
8. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1599 - (http://минобрнауки.рф/документы/5133/файл/4069/Prikaz_№_1599_ot_19.12.2014.pdf ).
9. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития : (Олигофренопедагогика) [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. Б. П. Пузанова. – М. : Академия, 2001
10. Педагогика : Педагогические теории, системы, технологии [Текст] / под ред. С. А. Смирнова. – М. : Академия, 2003
11. Перова, М. Н. Преподавание математики в коррекционной школе [Текст] : пособие для учителя спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / М. Н. Перова. – М. : Просвещение, 2013.
12. Перова, М. Н. Преподавание математики в коррекционной школе [Текст] : пособие для учителя спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / М. Н. Перова. – М. : Просвещение, 2013.
13. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / Проект - (http://fgos-ovz.herzen.spb.ru).
14. Программы специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей [Текст] – М. : Просвещение, 1986. – С. 64-94.
15. Эк, В. В. Обучение математике учащихся младших классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида [Текст] : пособие для учителя / В. В. Эк. – М. : Просвещение, 2005