Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что на современном этапе развития Российского государства зарубежные предприятия нередко пытаются инвестировать свой капитал в национальную экономику России. Отметим, что понятие иностранного юридического лица является относительным. Поскольку категория «иностранное» указывает на принадлежность данного субъекта хозяйствующей деятельности зарубежному государству, указанный субъект не всегда будет являться иностранным государством. Национальность такого государства определяется личным законом. Однако в настоящее время наблюдается тенденция отделения личного закона юридического лица от его принадлежности к определенному государству. В связи с этим возникают проблемы определения понятия иностранного государства.
Объектом данной работы являются иностранные юридические лица в Российской Федерации.
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, регламентирующие правовое положение юридических лиц в РФ, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме работы.
Целью настоящей работы является изучение особенностей правового положения иностранных юридических лиц в РФ.
Задачами работы ставится:
• Изучить понятие иностранного юридического лица;
• Исследовать правовое положение представительства иностранного юридического лица;
• Выявить особенности налогообложения иностранных юридических лиц в РФ;
• Проанализировать ответственность за нераскрытие информации об участии в иностранных юридических лицах.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. Правовое положение иностранного юридического лица и его структурных подразделений в РФ
1.1. Понятие иностранного юридического лица
Проблема с определением понятия иностранного юридического лица обсуждается в научной литературе. Правоведы настоящего времени предлагают отличные от указанных выше формулировок. Например, М.Л. Варданян под иностранным юридическим лицом понимает такую организацию, которая учреждена или зарегистрирована в соответствии с законодательством иностранного государства, которое и определяет его правоспособность. Действующее законодательство не содержит единого определения понятия иностранного юридического лица.
Российское законодательство не дает однозначного определения иностранному юридическому лицу - в разных нормативных актах содержатся свои понятия, например в соответствии с п. 11 ст. 2 Федеральным законом от 08.12.2003 N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» иностранное лицо - физическое лицо, юридическое лицо или не являющаяся юридическим лицом по праву иностранного государства организация, которые не являются российскими лицами.
В соответствии с п. 4 ст. 246.2 Налогового кодекса Российской Федерации иностранной организацией, управление которой осуществляется за пределами Российской Федерации, в частности признается иностранная организация, если ее деятельность осуществляется с использованием ее собственного квалифицированного персонала и активов в государстве (на территории) ее постоянного местонахождения, с которым имеется международный договор Российской Федерации по вопросам налогообложения, и (или) в иностранном государстве (на территории) нахождения ее обособленных подразделений, с которым имеется международный договор Российской Федерации по вопросам налогообложения.
Налоговый кодекс РФ относит также к иностранным юридическим лицам (ст. 11, п. 2) иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.
Также НК РФ в п. 2. ст. 11 определяет понятие иностранной структуры без образования юридического лица. Это организационная форма, созданная в соответствии с законодательством иностранного государства (территории) без образования юридического лица (в частности, фонд, партнерство, товарищество, траст, иная форма осуществления коллективных инвестиций и (или) доверительного управления), которая в соответствии со своим личным законом вправе осуществлять деятельность, направленную на извлечение дохода (прибыли) в интересах своих участников (пайщиков, доверителей или иных лиц) либо иных бенефициаров;
Таким образом, и в юридической литературе, и в законодательстве не существует единого, четкого определения категории «иностранное юридическое лицо».
Российское законодательство не содержит определенной дефиниции понятия «иностранное юридическое лицо». В статье 1202 Гражданского кодекса РФ установлен лишь критерий, позволяющий определить личный закон юридического лица, а именно распространение законодательства места регистрации юридического лица.
Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» для валютного регулирования использует специальные термины «резидент» и «нерезидент». В указанном Законе под «нерезидентами» понимаются иностранные лица, в том числе и иностранные юридические лица.
Нерезидентами признаются юридические лица или организации без статуса юридического лица, которые образованы в соответствии с иностранным законодательством, нахождение которых установлено за пределами России, в том числе принадлежащие им филиалы и представительства. Исходя из указанного следует отметить, что валютное законодательство применяет в совокупности критерии инкорпорации и оседлости.
Осуществление иностранными организациями предпринимательской деятельности на своей территории разрешено законодателем. Однако такое разрешение с использованием организационно-правовых форм, предусмотренных для российских предприятий, не дает ему распространить на деятельность иностранных организаций нормы гражданского и специального права, не устанавливая определенных ограничений для таких лиц. В связи с этим необходимо установление законодательства, определяющее порядок и правила иностранного инвестирования, которое будет иметь прямое действие.
В том случае, если государство использует теорию контроля, решение вопроса о личном законе юридического лица приведет к иному результату: коммерческая организация, использующая иностранные инвестиции, образованная в соответствии с российским законодательством, ее правовой статус определяются специальным законодательством.
Анализ российского специального законодательства показал, что в различных отраслях права применяются различные конструкции для определения иностранного юридического лица. Мнения ученых по поводу отсутствия единого определения данной категории разделяются. Одни считают, что для каждой отрасли права должно существовать отличное от другой определение понятия иностранного юридического лица, другие, наоборот, считают, что понятие иностранного юридического лица является общеправовым и его определение должно быть единым для всего российского законодательства.
Проблема государственной принадлежности юридических лиц трактуется в рамках следующих отраслей права: коллизионного (определяет личный закон компании), административного (вводит определенные запреты и ограничения на занятие конкретной деятельностью для иностранцев) и международного права (перечисляет организации, на которые распространяются условия международного договора или дипломатическая защита).
А.В. Асосков полагает, что понятие «национальность» юридического лица неоднородно и используется в разных значениях. Принадлежность организации к определенному государству устанавливает границы действия публично-правовых норм и его международных договоров. Более того, А.В. Асосков отметил, что в зависимости от вида правоотношений может по-разному определяться национальность юридического лица. По его мнению, одна и та же организация в рамках частного права и публичного права может признаваться и иностранной, и отечественной одновременно, в зависимости от государственных интересов.
Таким образом, если основываться на вышеуказанном замечании, представляется неудивительным, что термин «иностранное юридическое лицо» может быть разным в зависимости от сферы применения контрактного закона. Однако в настоящее время существует тенденция к разделению понятий «личный статус» и «национальность» юридического лица. Причинами развития данной тенденции являются интересы каждого
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Швеции об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы. Заключена в г. Стокгольме 15.06.1993 // Собрание законодательства РФ, 08.04.1996, N 15, ст. 1553.
2. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал. Заключено в г. Никозии 05.12.1998 // Собрание законодательства РФ, 13.09.1999, N 37, ст. 4447.
3. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 N 146-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2018) // Российская газета. 28.11.2001. N 233.
5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 01.05.2019) // Собрание законодательства РФ, N 31, 03.08.1998, ст. 3824.
6. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 01.05.2019) // Собрание законодательства РФ, 07.08.2000, N 32, ст. 3340.
7. Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (ред. от 27.12.2018) // Российская газета. 10.08.2001. N 153 - 154.
8. Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (ред. от 01.05.2019) // Собрание законодательства РФ, 15.12.2003, N 50, ст. 4850.
9. Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (ред. от 25.12.2018) // Российская газета. 17.12.2003. N 253.
10. Федеральный закон от 09.07.1999 N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (ред. от 31.05.2018) // Собрание законодательства РФ, 12.07.1999, N 28, ст. 3493.
11. Приказ МНС России от 28.07.2003 N БГ-3-09/426 «Об учете иностранных организаций в налоговых органах» // Российская газета, N 163, 19.08.2003.
12. Определение Конституционного Суда РФ от 05.11.2004 N 381-О // Вестник Конституционного Суда РФ, N 2, 2005.
13. Определение Верховного Суда РФ от 21.12.2015 N 310-КГ15-17102 по делу N А14-13723/2013 // СПС «КонсультантПлюс».
14. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2016 N 09АП-30292/2016-АК по делу N А40-24922/16 // СПС «КонсультантПлюс».
15. Варданян М.Л. Правовой механизм участия иностранных компаний в предпринимательской деятельности на территории России: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 27.
16. Арсланов К.М. О реформе правового института представительств и филиалов иностранных коммерческих юридических лиц в России // Сборник научных статей III Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы предпринимательского и корпоративного права в России и за рубежом» (25 апреля 2016 года, г. Москва) / Е.А. Абросимова, В.К. Андреев, Л.В. Андреева и др.; под общ. ред. С.Д. Могилевского, М.А. Егоровой. М.: Юстицинформ, 2016. С. 38.
17. Асосков А.В. Правовые формы участия юридических лиц в международном коммерческом обороте. М., 2003. С. 47.
18. Никитин В.В. Структурные подразделения иностранных коммерческих организаций в Российской Федерации // Международное право и международные организации. 2016. N 3. С. 344.
19. Рабинович А., Постникова Н. Доход иностранной организации от реализации имущества. Вычитать ли расходы // Финансовая газета. 2017. N 32. С. 8.