Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В любом обществе существует большое разнообразие социальных норм и правил, которые регламентируют поведение, внешний вид его членов и т.п. Многих из нас часто отталкивают личности «непохожие» на нас, а в некоторых случаях мы считаем поведение и социальные проявления данных индивидуумов отклонением от норм. В последние годы исследователей, занимающихся изучением отклоняющегося поведения, все чаще стал интересовать вопрос, почему данные формы поведения людей, и в частности подростков, зачастую выражаются не открыто, а в виде аутодеструктивных проявлений.
И действительно, все чаще подростки агрессию направляют именно на себя, а не на внешние объекты. По последним данным ВОЗ количество самоубийств, среди подростков, что является крайней формой аутоагрессивного поведения, в России увеличилось в несколько раз. За последние двадцать лет появились новые и малоизученные формы поведения, которые можно рассматривать как проявления аутоагрессии. В данном исследовании к ним будут иметь отношения различные телесные модификаций: пирсинг, татуирование тела, шрамирование и многие другие. Тематика психологии телесности в отечественной психологии разработана лишь в незначительной степени, поэтому связь между особенностями аутоагрессии и телесными модификациями у несовершеннолетних остается малоизученной .
Самоповреждающее поведение представляет собой осознаваемое или не всегда осознаваемое намерение личности причинить себе вред, которое выражается в психическом или физическом разрушении нормальной жизнедеятельности. Этот поведенческий феномен широко исследуется в рамках культурной антропологии, социологии, психиатрии и психологии, он является распространенным и одним из более разрушительных, неконтролируемых и непредсказуемых видов поведения. Современная психология рассматривает акт самоповреждения в структуре аутоагрессивного и аутодеструктивного поведения и расценивает его как следствие серьезных поведенческих проблем или психических расстройств.
Цель исследования – изучить и проанализировать связь непринятия собственного тела со склонностью к аутоагрессивному поведению.
Задачи исследования:
1) изучить сущность и особенности аутоагрессивного поведения;
2) рассмотреть причины и последствия аутоагрессивного поведения;
3) проанализировать связь непринятия собственного тела со склонностью к аутоагрессивному поведению.
Объект исследования – непринятия собственного тела
Предмет исследования – склонность к аутоагрессивному поведению.
Работа по структуре состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1 Теоретические аспекты аутоагрессивного поведения
1.1 Сущность и особенности аутоагрессивного поведения
Аутоагрессия — это действия, направленные на причинение вреда самому себе. В моменты страданий вместо эндорфинов в кровь поступают гормоны стресса, вынуждающие активно защищаться. Логично было бы противостоять тревоге, изменить ситуацию и ликвидировать источник беспокойства, но человек направляет деструктивные действия на себя. Наказывает, калечит собственное тело, морально бьёт, вымещая злость, обиду и ненависть.
Осознанное саморазрушение выражается в попытках самоубийства или имитации суицида. Человек причиняет себе тяжкие телесные повреждения, вынуждая реагировать на эмоциональную боль, вызывая чувство вины. Неосознанная аутоагрессия проявляется как автоматические действия, деструктивные привычки: расчёсы, раздирание кожи, обгрызание ногтей .
Неявное саморазрушение может выражаться в склонности к сомнительным способам «совершенствования» тела: изменению внешности с помощью пластической хирургии, татуировок, пирсинга, нездоровых диет.
Признаки тяжелой формы аутоагрессии:
- Психосоматические заболевания (аутоиммунные, гормональные);
- Девиантное, экстремальное, виктимное поведение;
- Пищевые расстройства (булимия, анорексия).
Часто бывает такой вид аутоагрессии, как суицидальное поведение. Оно включает мысли о суициде, планирование самоубийства, суицидальные попытки и сам суицид . Суицид представляет серьезную социальную проблему – по данным Всемирной организации здравоохранения, в год совершается более 800 тысяч суицидов, а суицидальных попыток и вовсе в районе 20 миллионов. (Конечно, стоит отметить, что во многом эту информацию нельзя считать полной, так как многие данные не публикуются или же учитываются как несчастные случаи). При этом самыми уязвимыми группами перед этим явлением оказываются подростки и люди пожилого возраста; среди подростков суицид занимает второе место среди всех возможных причин гибели. Несмотря на расширение исследований и получение все новых знаний о самоубийствах и их профилактике, продолжают существовать табу и стигма, окружающие самоубийства, из-за чего люди часто не ищут помощи и остаются наедине с собой .
Стоит отметить темы, связанные с другими людьми, в которых по отношению к авторам проявлялись агрессия, давление и происходило насилие, а также возникало отсутствие поддержки для них, как стороны родных и близких, так и со стороны остальных людей, в виде отвержения, презрения и стигматизации, например: «Это были люди, которые меня жестоко подставляли, предавали. Избивали»; «Я не люблю ни одного члена своей семьи»; «Проблемой для меня может стать все что угодно, до таких пагубных мыслей меня доводят даже родные, когда давят на меня, орут, и т.д.»; «Люди, когда слышат о том, что я хочу умереть, говорят мне, что это как раз потому, что я такой НЕПРАВИЛЬНЫЙ. Что будь я ПРАВИЛЬНЫМ, ЗДОРОВЫМ, ХОРОШИМ, то и умирать мне не захотелось бы, что стоит мне отказаться от своей НЕПРАВИЛЬНОСТИ, ВЫЛЕЧИТЬСЯ, СТАТЬ ХОРОШИМ, и вот увидите, появится желание жить». Еще у суицидентов можно отметить такую особенность интеллектуальной сферы, как склонность к категоричным суждениям и возникновение черно-белого мышления. Иначе говоря, для них чаще всего существуют только две полярные категории, они склонны к излишним преувеличениям и наоборот, к преуменьшениям. Поэтому черно-белое мышление также относится к факторам риска. Приведем примеры: «Каждый день я ставлю себе ультиматум: "или все, или ничего"»; «Я испортила уже все, что могла»; «Никому не интересны твои проблемы и твое нытье, мало таких людей очень мало кто будет это терпеть и помогать, даже просто быть рядом, когда тебе плохо». Также в текстах возникала тема смерти как избавления, что также свойственно для суицидентов, особенно в подростковом и юношеском возрасте. Для примера можно выделить следующие высказывания: «И, безусловно, смерть является просто еще одним решением проблемы»; «Гораздо проще просто представить, как тьма поглотит тебя»; «Иногда хочется уйти и не вернуться»; «Зачем я вообще живу? Может быть, уже бы покончил со всем».
Признаки аутоагрессии появляются ситуативно. Человек напивается после ссор с близкими, из-за проблем на работе, неадекватно ведет себя за рулем, стучит в стены, разбивая руки, голову в кровь. Особенно сильно стремление к саморазрушению свойственно людям, больным наркоманией, хроническим алкоголизмом.
У детей и подростков признаки аутоагрессии проявляются в виде аутизма, отклонений в развитии, замкнутости, в конфликтах со сверстниками, фанатичном отношении к кумирам, в увлечении экстремальным спортом, суицидальных настроениях. Нередко истоки саморазрушительного поведения следует искать в психотравмах, полученных в раннем возрасте.
Чаще все аутоагрессивное поведение встречается в подростковом возрасте. Подростковый возраст, с психологической точки зрения, характеризуется как один из самых сложных этапов человеческой жизни. В этот период происходят физиологические изменения, связанные с процессом полового созревания, сопровождающиеся психологическими явлениями. Шапарь В.Б. определяет следующие основные психологические особенности данного периода: сепарация и индивидуализация, развитие самоопределения,
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Васищев А.А., Бовин Б.Г., Кокурин А.В. Особенности поведенческих критериев оценки исправления несовершеннолетних осужденных // Модели и технологии оказания психологической помощи детям и подросткам в экстремальных ситуациях: коллективная монография / Под общ. ред. А.В. Кокурина, В.И. Екимовой, Е.А. Орловой. – Пермь : ИП Сигитов Т.М., 2018. С. 60-62.
2. Вихристюк О.В. Методические рекомендации для педагогов-психологов образовательных организаций по диагностике факторов риска развития кризисных состояний с суицидальными тенденциями у обучающихся 7–11 классов.– М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. – 58 с.
3. Воронин А.Н., Лучинина Е.В. Дискриминантность вербальных и невербальных методов оценки агрессивности // Экспериментальная психология. – 2011. - Т.4. - №1. – С. 85-99
4. Екимова В.И., Залалдинова А.М. Жертвы и обидчики в ситуации буллинга: кто они? // Современная зарубежная психология. 2015. Т. 4. № 4. С. 5-10.
5. Дворникова И. Н., Куренкова Е. В. Особенности аутоагрессивного поведения подростков в современном обществе // Молодой ученый. — 2014. — №21.1. — С. 86-88. 8. Зимина М. А. Социальный статус подростка в коллективе сверстников // Молодой ученый. – 2016. – №10. – С. 1354-1357.
6. Каршибаева Г. А. Особенности суицидального поведения в подростковом возрасте // Молодой ученый. – 2015. – №7. – С. 663-665.
7. Коджаспиров А.Ю. Профилактика подростковой агрессии средствами дистанционного консультирования Человеческий капитал. 2014. № 1 (61). С. 82-85.
8. Котенева А.В., Кушникова Е.Ю. Семейное неблагополучие: проблемы, критерии и методики диагностики//Модели и технологии оказания психологической помощи детям и подросткам в экстремальных ситуациях Коллективная монография. Под общей редакцией А.В. Кокурина, В.И. Екимовой, Е.А. Орловой. Пермь, 2018. С. 114-125.
9. Литвинова А.В. Орлова М.Н. Ценностные ориентации и агрессивное поведение подростков / Модели и технологии оказания психологической помощи детям и подросткам в экстремальных ситуациях: коллективная монография / Под общ. ред. А.В. Кокурина, В.И. Екимовой, Е.А. Орловой. Пермь, 2018. – С. 71-83
10. Меринов А.В. Роль и место феномена аутоагрессии в семьях больных алкогольной зависимостью. - СПб: ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России «Экспертные решения», 2017. — 192 с.
11. Польская Н.А., Власова Н.В. Аутодеструктивное поведение в подростковом и юношеском возрасте // Консультативная психология и психотерапия. – 2015. - Т. 23. - №4. – С. 176-190.
12. Предотвращение самоубийств: глобальный императив. Женева: Всемирная организация здравоохранения, 2014. – 100 с.
13. Психология телесности: теоретические и практические исследования: Сборник статей II международной научно-практической конференции / Под общ. ред. Е.В. Буренковой. Пенза: ПГПУ имени В.Г. Белинского, 2009. 320 с
14. III Международный пенитенциарный форум Преступление, наказание, исправление 2017. Том 5. Сборник. - Рязань: Академия ФСИН России, 2017. - 430 с.
15. Дисморфофобия: куда ведет ненависть к собственному телу - https://ru.tsn.ua/lady/psychologia/ona/dismorfofobiya-kuda-vedet-nenavist-k-sobstvennomu-telu-380640.html
16. Миллер Л.В. Организационные аспекты оказания психологической помощи несовершеннолетним, склонным к суицидальному поведению // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. № 4. - http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n4/65723.shtml
17. Отклоняющееся поведение и аутоагрессия у несовершеннолетних с модификациями тела. - http://psyjournals.ru/files/76156/psyandlaw_2015_1_Galkina_Degtyarev.pdf
18. Телесная дисморфия: почему люди ненавидят свое тело. - https://med.vesti.ru/articles/psihologiya/telesnaya-dismorfiya-pochemu-lyudi-nenavidyat-svoe-telo/
19. Причины и признаки аутоагрессии - https://olegzobnin.ru/prichiny-i-priznaki-autoagressii