Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследовани связана с несколькими фактами. Во-первых, в настоящей курсовой работе речь идет о развитии системы образования в Древней Руси. Здесь стоит отметить, что современные исследователи до сих пор не имеют четкой и полной картины развития образования на Руси.
Во-вторых, следует отметить, что первое серьезное учебное заведение с функциями приближенными к ВУЗу открылось на базе именно духовного учреждения или вернее под протекторатом Церкви. Дело в том, что первоначально Славяно-греко-латинская академия открылась на базе Типографии открытой в печатном дворе. Однако основным заказчиком деятельности типографии было не государство и ни частные лица, а Церковь.
Специалисты-книгопечатники, знатоки латинского и греческого языков, люди, разбирающиеся в искусстве и т.д. Все эти специалисты находили свое место в системе Церкви.
Объектом исследования является греко-славяно-латинская академия как учебно-образовательная и духовная структура.
Предметом исследования являются особенности образования и науки в греко-славяно-латинской академии.
Цель исследования – определить особенности образования и науки в греко-славяно-латинской академии.
Задачи исследования:
1. Изучить историю становления образования на Руси после крещения;
2. Изучить историю становления образования на Руси во время и после татаро-монгольского ига;
3. Рассмотреть историю развития Греко-славяно-латинской академии;
4. Охарактеризовать значение и современное состояние Греко-славяно-латинской академии;
5. Сделать выводы по итогам исследования.
Методы исследования в данной работе были использованы общенаучные методы исследования, такие как анализ, синтез, обобщение, аналогия
Структура работы курсовая работа выполнена на 26 страницах, которые структурно разбиты на две главы по два параграфа в каждой, а так же заключение и список литературы.
1. Появление образования и школ в древней Руси
1.1. Принятие христианства и образование школ на Руси
Письменность у восточных славян существовала уже до принятия христианства. Об определенных пиктографических буквах – «русских буквах» сообщалось во многих источниках. Создателями славянской азбуки («глаголицы» и «кириллицы») традиционно считаются византийские монахи, миссионеры Кирилл и Мефодий, жившие на рубеже IX-XX веков. 24 мая празднуется в нашей стране как день их памяти и праздник славянской литературы и культуры.
Принятие христианства в 988 году, ставшее официальной религией Киевской Руси, способствовало быстрому распространению письменной и письменной культуры. В России появилось большое количество религиозной и светской переводной литературы, а первые библиотеки появились в соборах и монастырях. Они начали создавать оригинальную русскую литературу – религиозную и светскую (хроники, ученые мысли, быт и т.д.) [20].
С введением христианства связано начало школьного образования в Древней Руси. Первые школы в государстве Киевской Руси были созданы князем Владимиром Святославовичем. «Он отправил собирать детей из лучших семей и дал им книжное образование», – сообщалось в летописях. Князь Ярослав Владимирович, вошедший в историю как Мудрый, расширил круг людей, которые научились читать, научив священников «учить людей в городах и других местах», потому что «польза от преподавания по книге велика».
В Новгороде он основал школу, в которой учились 300 детей у духовенства и церковных старцев. Российский историк В.Н. Татищев писал о существовании специальной женской школы в Киеве при Андреевском монастыре, где «девочек» учили писать, а так же делать поделки, петь, шить и другим полезным навыкам и умениям» [21].
Первые русские школы создавались в основном при монастырях, где детей обучало духовенство. В начальных школах дети изучали чтение, письмо, пение и богословие. Обучение проводилось на их родном языке. В средних школах для «лучших детей» вводились особые условия обучения. На этом этапе дети фактически уже начинали готовиться к государственной и церковной деятельности. Педагоги в школе также давали им знания по философии, риторике, грамматике. В обучении использовались исторические произведения, произведения по географии и естествознанию, сборники деклараций и другие рукописные или печатные произведения. Авторами многих из них были древние мудрецы. Довольно часто научные трактаты были привезены из Византии [2].
Многие выдающиеся деятели древнерусской культуры вышли, в частности, из Киево-Печерской монастырской школы, главного центра либертинизма. Однако самым распространенным было индивидуальное обучение [1].
Образование в киевский период оценивалось очень хорошо. «Книги учат нас мудрости ушедших эпох», «книги по-существу – это реки, наполняющие вселенную человеческого разума знаниями и опытом», «если внимательно присмотреться к книгам с мудрыми советами, то в них можно найти огромную пользу для своей души», такими высказываниями полны критические литературные источники этого периода. Высокий уровень профессионального мастерства, с которым были изготовлены старейшие русские книги (особенно древнее Евангелие Острома, 1057 г.), дошедшие до нас, являются доказательством консолидированного производства книг, написанных вручную в одиннадцатом веке.
Высокообразованные люди встречались не только среди духовенства, но и в светских аристократических кругах. «Мой отец, сидя дома, знал пять языков, и поэтому честь других стран», – писал князь Владимир Мономах в своих «Учениях» своим детям. Такими «людьми книги» были князья Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, его отец Всеволод, Константин Ростовский и другие [6].
Археологические раскопки середины 20 века в Новгороде, Пскове, Смоленске, других городах России дали самый ценный материал о распространении письменности в Древней Руси. Найденные там берестяные грамоты более разнообразны (письма, заметки, учебные записки и т.д.) Наряду с многочисленными эпиграфическими памятниками (надписи на камнях, кресты, оружие, таблички и т.д.) Они свидетельствуют о широкой степени распространения грамотности среди городской части населения в Киевской Руси [7].
Монголо-татарское нашествие имело катастрофические последствия для русской культуры. Гибель населения, разрушение городов – центров грамотности и культуры, разрыв связей с Византийской империей и западными странами, уничтожение запасов книг привело к снижению общего культурного уровня Античной Руси. Хотя традиция письма и грамотности была сохранена, распространение грамотности было сосредоточено в этот период в основном в руках церкви. Школы были созданы в монастырях и церквях, где дети обучались духовенству. Информация об этих школах есть в жизнеописаниях русских святых – Сергия Радонежского, Александра Свирского, Зосима Соловецкого и других. Сохранился и поддерживается высокий уровень грамотности среди торговцев и ремесленников Новгорода и Пскова, что подтверждается берестой и «граффити» (надписи на стенах храма). К уникальным открытиям относят березовый «учебный дневник» новгородского мальчика Онфима, в котором содержатся буквы, слоги, фразы из молитв, песнопений и долгов. Письменными центрами в этот период были также вечерние и княжеские школы или курсы для специалистов.
В то же время общий уровень грамотности древнерусского населения был очень низким, даже среди духовенства, для которого грамотность была важным профессиональным навыком или качеством.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Власова А.О., Богданова Е.А. История образования в России. – Казань: ДЛТ, 2016. – 374 с.
2. Герасимов П.С., Беляева Н.С. Образование и православные традиции. – Воронеж: Альянс, 2017. – 322 с.
3. Измайлова В.П. Истрия Московской Греко-славяно-латинской академии. – Волгоград: Пламя, 2017. – 377 с.
4. Ильин А.С., Суворов Д.Е. Принципы построения образования в Древней Руси. – Мурманск: Полярные зори, 2016. – 389 с.
5. Ильина В.О. Образование на Руси в период нашествия татаро-монголов // Материалы международного научно-практического форума «Евразийский научный форум» - СПб.: МИЭП при МПА ЕврАзЭС, 2017 – С. 111-123
6. Казанцев А.А., Сорокина А.Л. Концепция развития образования на Руси с появления Московской Греко-славянско-латинской академии // Материалы международного научно-практического форума «Евразийский научный форум» - СПб.: МИЭП при МПА ЕврАзЭС, 2015 – С. 20-25.
7. Калдор М. Первые русские ВУЗы. Принципы созданий и функционирования / пер. с англ. П. Бортник, М. Давыдов. – СПб.: ИД Черная речка, 2016. 446 с.
8. Карнаухов Г.З. Школьное образование на Руси. – Хабаровск: Орион, 2015. – 287 с.
9. Кастрыкин М.В., Карелин А.С. Проблема изучения становления и развития школьного образования на Руси до и после крещения Руси// Материалы международного научно-практического форума «Евразийский научный форум» - СПб.: МИЭП при МПА ЕврАзЭС, 2015 – С. 34-49
10. Кирилова Т.А., Подгорная А.В. Крещение Руси и развитие русского общества. – Екатеринбург: Капитолий, 2017. – 1476 с.
11. Корецкий В.И. История становления высшего и среднего образования в России. – Новосибирск: Pro&Contra, 1986. — 386 с.
12. Костомаров Н.И. О роли православия в развитии и становления системы образования в России // Исторические монографии и исследования. Кн. 1. М.: Академия, 2015. – 386 с.
13. Котов М.С., Егоров С.С. Причины и следствия становления образования на Руси. – Уфа: Курган, 2016. – 365 с.
14. Курылев К.П., Мартыненко Е.В., Пархитько Н.П., Станис Д.В. Анализ взаимосвязи исторических ВУЗов в России // Вестник международных организаций. 2017. Т. 12. № 4. С. 130-149
15. Лебедева М.М. Знаменитые выпускники первых российских ВУЗов // Материалы международного научно-практического форума «Евразийский научный форум» - СПб.: МИЭП при МПА ЕврАзЭС, 2016 – С. 94-103
16. Мартыненко Е.В., Сырхаев А.А. Эволюция системы обучения в Московской Греко-славянско-латинмкой академии// Материалы международного научно-практического форума «Евразийский научный форум» - СПб.: МИЭП при МПА ЕврАзЭС, 2017 – С. 78-93
17. Михайленко А.Н. История взаимосвязи Москрвской Греко-славянско-латинской академии и Московского государственного университета // Материалы международного научно-практического форума «Евразийский научный форум» - СПб.: МИЭП при МПА ЕврАзЭС, 2015 – С. 124-138
18. Михайлова Ю.С. Орлова Ю.И. Высшее профессиональное образование на Руси. – Казань: Пальмира, 2015. – 432 с.
19. Най С. Джозеф (младший). Религиозное влияние на образование на Руси / пер. с англ. Е.А. Соловьевой. – Самара: Май, 2014. – 445 с.
20. Назарова А.М. Влияние православной церкви на развитие системы образования на Руси / А.М. Назарова, Е.В. Тимофееева // Материалы международного научно-практического форума «Евразийский научный форум» - СПб.: МИЭП при МПА ЕврАзЭС, 2014 – С. 130-41
21. Назарова А.М. Место церковно-приходских школ в обучении населении Руси// Материалы международного научно-практического форума «Евразийский научный форум» - СПб.: МИЭП при МПА ЕврАзЭС, 2015 – С. 116-129