Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях документационное обеспечение управления, организуется в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами, регламентирующими большинство вопросов, возникающих в процессе документирования управленческой деятельности в организации. Длительное время административное делопроизводство фактически игнорировалось руководителями многих организаций и предприятий, в этой связи предусмотренные законодательством документы зачастую не издавались, а документы изданные не сохранялись в течение установленных сроков и уничтожались без соблюдения соответствующих сроков и порядка. С соблюдением установленных требований делопроизводство велось преимущественно в государственных органах, в органах местного самоуправления, в крупных акционерных обществах, на малых предприятиях. Напротив, делопроизводство практически не велось.
В настоящее время ситуация существенно изменилась, так как государство все активнее занимается вопросами совершенствования документационного обеспечения управления, приняты важные федеральные законы. В обновленном виде действуют некоторые государственные стандарты, правила работы архивов, перечни документов со сроками хранения документов в организации и передачи в архив. Специалисты по документационному обеспечению управления активно обсуждают проблемы соответствия положений международных стандартов в области управления документацией требованиям российских нормативно-методических документов. Утвержден и введен в действие национальный стандарт об общих требованиях к управлению документами. В этой связи актуальность темы данного курсового исследования не вызывает сомнения.
Цель работы – описать технологию составления и оформления организационно-правовой документации.
Объект исследования- организационно-правовая документация.
Предмет исследования- технология составления и оформления организационно-правовой документации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать определение понятию «организационно-правовые документы»;
-рассмотреть видовую классификацию организационно-правовых документов с позиций современного документооборота;
- описать правила составления и оформления организационно-правовых документов;
- рассмотреть состав и расположение реквизитов, входящих в организационно-правовые документы.
Источниками работы явились Конституция Российской Федерации; ГОСТЫ в сфере документоведения, Федеральные законы РФ, Унифицированные системы документации, методические работы по документоведению, монографические публикации и публикации в электронном виде.
Методы исследования: системный метод, метод анализа, метод классификации, метод обобщения, функциональный метод, метод формулярного анализа.
ГЛАВА I ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ
1.1 Понятие организационно-правовых документов
Организационная деятельность учреждения получает отражение в разра-ботке, утверждении и применении в рабочем процессе комплекса организационно-правовых докумен¬тов, в состав которых входят правила, нормы, положения, в которых закрепляется ста¬тус организации, круг её компетенций, структура, должностной состав и штатная численность, функционал деятельности организации в целом, а также функционал ее подразделений и сотрудников, их права, обя¬занности, должностная ответственность и другие аспекты иерархических и трудовых связей в учреждении.
К организационно-правовым документам традиционно принято относить устав учреждения/организации, положение об учреждении/организации, положения о структурных подразделениях, положения о коллегиальных и совещательных органах учреждения/организации, регламенты работы учреждения/организации и регламенты работы её коллегиальных и совещательных органов, управленческого или руководящего аппарата, штатное расписание, должностные инструкции работников, инструкции по отдельным видам деятельности, куда входит инструкция по документационному обеспечению учреждения/организации, внутренние правила и различные памятки и др [16].
Содержание организационно-правовых документов регламентируется нормами административного права и обязательно для исполнения всеми работниками учреждения, так как именно данная категория документов основой деятельности организации.
Особый юридический и общеобязательный для всех сотрудников статус организационно-правовые документы получают ещё благодаря тому, что обязательно проходят процедуру утверждения уполномоченным на это органом в лице вышестоящей организацией, руководителя данной организации или её учредителя, коллегиального органа управления (например, общего собрания акционеров, совета директоров и др.) или руководителя структурного подразделения, что зависит от вида и разновидности документа [4]. При этом утверждение организационных документов может быть произведено непосредственно руководителем, коллегиальным органом или распорядительным документом руководителя в виде приказа или распоряжения.
Действия организационно-правовые документов с позиций времени бессрочно, то есть их действие считается правомерным до утверждения новых, за исключением штатного расписания, разрабатываемого и утверждаемого ежегодно, или до отмены организационно-правовых документов.
По мере изменения характера и видов деятельности и организации труда на предприятии в организационно-правовые документы допускается внесение изменений, которые регламентируются изданием руководителем распорядительных документов, например, приказа или распоряжения, на основании которых будут фиксироваться изменения [4]. При реорганизации учреждения необходимо разработать и утвердить новые организационно-правовые документы, где будет отражена новая правовая форма существования учреждения и отмечен его новый функционал и наличие иных структурных изменений.
Порядок внесения изменений в документы или пересмотра их содержания зависит от их организационно-правового вида. Организационно-правовые документы разрабатываются руководством учреждения с привлечением специалистов кадровой службы и юристов, а также специалистов, отвечающих за финансы и их учёт [6].
В процессе подготовки организационно-правовые документы в обязательном порядке проходят процедуру согласования (визирования) со всеми заинтересованными подразделениями и лицами, юридической службой (юристом), заместителями руководителя организации или одним из заместителей, курирующим соответствующее направление деятельности организации.
1.2 Классификация организационно-правовых документов организации
Организационная деятельность учреждения/организации реализуется посредством разработки утверждения комплекса организационно-правовых документов, содержащих правила, нормы, положения, устанавливающие статус организации, ее компетенцию, структуру, штатную численность и должностной состав, функциональное содержание деятельности организации в целом, ее подразделений и работников, их права, обязанности, ответственность и другие аспекты [7].
К организационно-правовым документам традиционно относят учредительный договор (для определённого вида организаций), устав организации, положение об организации; положения о структурных подразделениях, коллегиальных и совещательных органах учреждения; регламенты работы коллегиальных и совещательных органов, аппарата управления или руководства; штатное расписание, инструкции по отдельным видам деятельности, нуждающимся в регламентации; должностные инструкции работникам, правила, памятки и др.
Учредительный договор является правовым актом, который закрепляет обязательства сторон, или учредителей, обязующихся создать юридическое лицо и определяющих порядок совместной деятельности по его созданию, реорганизации и ликвидации [16].
Учредительный договор юридического лица заключается только его учредителями, от которых зависит многосторонность учредительного договора. В учредительном договоре учредители дают официальные, закреплённые подписью обязательства создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участие в его деятельности [7].
Учредительный договор приобретает силу для всех лиц с момента государственной регистрации. Изменения, которые внесены в учредительный
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева B.И. Делопроизводство: Требования к документообороту фирмы (на основе ГОСТов РФ) [Электронный ресурс] / B.И Андреева. - URL: http://static.my-shop.ru/product/f16/212/2114748.pdf
2. A.Б. Кадровое делопроизводство. Практическое пособие. [Электронный ресурс] / A.Б. Бaрихин. - URL: https://www.docme.ru/doc/1200779/2adrovoe-deloproizvodstvo
3. Быкова T.A. Делопроизводство: Учебник для студентов высших учебных заведений / T.A. Быкова. – M.: ИHФPA, 2016. – 362 с.
4. Делопроизводство: более 120 документов: Образцы, документы. Организация и технология работы / B.D. Галахов, И.K. Корнеев, Г.H. Кcaдопуло и др. - М.: Велбиc, 2009. - 448 с.
5. Делопроизводство: Учебник для студентов высших учебных заведений / Т.А. Быкова, Л.М. Вялова. –Москва: ИHФPA, 2015. – 362 с.
6. Дёмин Ю.M. Делопроизводство: подготовка служебных документов / Ю.M. Дёмин. - СПб.: Питер, 2008. - 219 с.
7. Документационный менеджмент: Учебное пособие / C.B. Ильченко. – М.: Московский ин-т юриспруденции, 2015. – 104 с.
8. Документирование управленческой деятельности / Под ред. В.В. Маковецкого [Электронный ресурс]. - URL: https://elib.utmn.2$2FА655$2D14
9. Кирсанова M.B. Курс делопроизводства: документационное обеспечение управления: Уч. пос. для вузов [Электронный ресурс] / M.B. Кирсанова. - URL: https://b-ok.org/bookdeloproizvodstvо/2963698/c065fb
10. Крюкова H.П. Документирование управленческой деятельности: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / Н.П. Крюкова. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 266 с.
11. Кузнецов И.H. Документационное обеспечение управления и делопроизводство / И.H. Кузнецов.– М.: Юрат, 2016. – 576 с.
12. Кузнецова T.В. Документационное обеспечение управления / T.B. Кузнецова, П.B.Caнкина, T.A.Быкова/ - M.: MЦФЭP, 2014. – 432 с.
13. Куняев Н.Н. Документоведение: Учебник для вузов / Под ред. проф. Н.Н. Куняева / Н.Н. Куняев, Д.Н. Уралов, А.Г. Фабричнов. – М.: Флинта, 2013
14. Мелесив О.З. Делопроизводство: инструкции [Электронный ресурс] / О.З. Мелесив. - URL: https://www.docme.ru/doc/1209/2adrovoe-34deloproizvodstvo
15. Урова Д.H Делопроизводство и документооборот на предприятии и обществе [Электронный ресурс] / Д.Н. Урова. - URL: https://www.docme.ru/doc/1352674/deloproizvodstvo-i-dokumentooborot-v-i-tu
16. Управление документами: термины и определения: словарь / Под ред. M.B. Ларинa [Электронный ресурс]. - URL: https:/ deloproizvodstvo /elib.utmn.2$2FА55$