Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Вопрос рассмотрения правового статуса в контексте современного законодательства занимает одно из важнейших мест. Многие специалисты административного права рассматривают понятия «правовой статус», «статус государственных служащих» в различных аспектах с использование различных правовых конструкций. Правовой статус государственных служащих включает в себя следующие элементы: права, свободы, обязанности, ограничения, запреты, ответственность служащих, установленные законодательством и гарантированных государством. Статус государственного служащего приобретается с момента заключения служебного контракта и издания приказа о назначении на должность либо с момента утверждения результатов конкурса и издания приказа, в некоторых случаях – с момента принятия присяги.
Целью курсовой работы является анализ административно-правового статуса государственного служащего.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
– раскрыть понятие государственного служащего;
– исследовать классификацию государственных служащих;
– рассмотреть права, обязанность, ответственность, поощрение государственного служащего;
– охарактеризовать государственные гарантии при прохождении государственного служащего;
– исследовать ограничения и запреты, связанные с государственной службой;
– проанализировать особенности правового статуса государственного служащего.
Объектом курсовой работы являются общественные отношения в сфере административно-правового статуса государственного служащего.
Предметом исследования выступают правовые нормы, регулирующие административно-правовой статус государственного служащего.
Методологическую основу работы составили общенаучные методы познания, такие как анализ, синтез, системный подход, логические приемы индукции и дедукции.
Теоретическую основу исследования составили труды таких авторов, как: А.А. Голиков, А.В. Ефремов, Е.Г. Воробьев, М.Ю. Дитятковский, А.Е. Стручкова, Т.В. Бураков, Е.Е. Карпов и другие.
Нормативно-правовую базу исследования составили Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», другие нормативные правовые акты.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя введение, две главы, разделенных на шесть параграфов, заключение и список использованной литературы.
Глава 1. Понятие государственных служащих и классификация государственных служащих
§ 1 Понятие государственного служащего
Для реализации своих функций государство создает и содержит специальный аппарат, то есть совокупность людей, профильно-занимающихся выполнением функций государства. Государственной службой называется комплексный, правовой институт, состоящий из норм и различных отраслей права.
Государственным служащим признается, гражданин Российской Федерации, исполняющий в установленном законном порядке обязанностей по государственной службе за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет, соответствующего бюджета.
Государственная служба – это трудовая деятельность работников направленная на служение государству, за плату от него в виде определенной деятельности по реализации ими служебных функций и задач государства. Служба государству неразрывно связана с самим государством, его ролью в жизни общества.
Государственная служба, несомненно, является важнейшей составляющей успешного и сбалансированного функционирования государства. Государственные служащие, занимающие различные должности в различных учреждениях, реализуют свои обязанности во благо своей страны. Между тем, очень часто возникают трудности с определением понятия «государственная служба» и далеко не каждый человек понимает, кого можно относить к государственным служащим.
Основным законом в сфере государственной службы является Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации», определяющий государственную службу, как профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:
– Российской Федерации;
– федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;
– субъектов Российской Федерации;
– органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации;
– лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;
– лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.
В юридической литературе можно найти множество определений и подходов к понятию «государственная служба». По мнению П.Н. Кижаевой, государственный служащий – это гражданин РФ, назначенный в установленном порядке нормативно-правовыми актами на должность государственной службы для осуществления служебной профессиональной деятельности в объеме предоставленных по ней полномочий и получая за эту деятельность заработную плату .
Важнейшим специфическим признаком государственной службы, отличающим ее от других видов трудовой деятельности, является ее публичный характер. Публичность государственной службы означает, что она осуществляется от имени и по поручению государства, имеет властную составляющую. Цель государственной службы – реализация государственных функций. Наделение государственного служащего государственно-властными полномочиями осуществляется на основе контракта о службе, являющегося особым видом административного соглашения.
Важно, что правовое положение (статус) государственного гражданского служащего имеет сугубо административно-правовой характер, который в отличие от трудовых отношений определяет особый смысл ограничений конституционных прав и свобод в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации.
Значимым обстоятельством является и то, что правой статус государственного гражданского служащего имеет существенные особенности в зависимости от категории занимаемой должности, а иногда и от статуса государственного органа, в штате которого должность установлена государственным реестром. Это отражается на особенностях реализации права на равный доступ к государственной службе и на регламентации прохождения разновидностей государственной гражданской службы в подзаконных актах.
§ 2 Классификация государственных служащих
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» система государственной службы включает в себя: государственную гражданскую службу; военную службу; государственную службу иных видов.
Государственный гражданский служащий – это не просто гражданин Российской федерации, замещающий должности гражданской службы и получающий денежное довольствие из средств соответствующего бюджета (федерального, регионального). Но и агент публичной власти, действующий от имени и по поручению государства и обладающий специальным статусом, устанавливающий его основные права и обязанности, ограничения и запреты, служебное поведение и гарантии. Поэтому нормативно-правовое регулирование государственной гражданской службы должно начинаться именно с нормативно-правового регулирования правового статуса государственного гражданского служащего. Именно со статуса начинается гражданский служащий, а с гражданского служащего начинается вся гражданская служба.
В Российской Федерации устанавливает и регулирует правовой статус государственных гражданских служащих на федеральном уровне Федеральный Закон № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» , так же в каждом регионе есть свои нормативно-правовые акты, дополняющие положения, прописанные в ФЗ № 79-ФЗ (например, дополнительные гарантии и т.п.).
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Раздел I. Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2009. – № 4. – Ст. 445.
2. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 27 декабря 2018 г.) «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 47. – Ст. 4472.
3. Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. от 18 марта 2019 г.) «О воинской обязанности и военной службе» // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 13. – Ст. 1475.
4. Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 23 мая 2016 г.) «О системе государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 22. – Ст. 2063.
5. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 11 декабря 2018 г.) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2004. – № 31. – Ст. 3215.
6. Федеральный закон от 28.12.2010 № 403-ФЗ (ред. от 27 декабря 2018 г.) «О Следственном комитете Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 1. – Ст. 15.
7. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 1 апреля 2019 г.) «О полиции» // Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 7. – Ст. 900.
8. Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ (ред. от 3 августа 2018 г.) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 49 (ч. 1). – Ст. 7020.
9. Федеральный закон от 13.07.2015 № 262-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения видов государственной службы и признании утратившей силу части 19 статьи 323 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2015. – № 29 (часть I). – Ст. 4388.
Раздел II. Литература
10. Артемьева, Е.А. Особенности административно-правового статуса гражданского государственного служащего / Е.А. Артемьева // Право. Общество. Государство: Сборник научных статей. – Санкт-Петербург, 2017. – С. 12-15.
11. Белкина, Е.Н.. Государственные гарантии гражданских служащих / Е.Н. Белкина, Б.С. Костенко, А.В. Курбатова // Open innovation: Сборник статей II Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. – 2017. – С. 26-28.
12. Зудаева, В.В. К вопросу о правовом регулировании льгот, гарантий и компенсаций, предоставляемых государственным гражданским служащим / В.В. Зудаева // Тенденции развития науки и образования. – 2018. – № 43-1. – С. 28-30.
13. Кижаева, П.Н. Государственная служба и проблема определения видов государственной службы / П.Н. Кижаева // Наука через призму времени. – 2017. – № 4 (4). – С. 75-78.
14. Кузнецов А.А., Гудкова Е.В. Особенности правового статус государственного служащего в Российской Федерации / А.А. Кузнецов, Е.В. Гудкова // Вестник современных исследований. – 2018. – № 12.6 (27). – С. 138-140.
15. Кузнецов, А.А. Особенности правового статус государственного служащего в Российской Федерации / А.А. Кузнецов, Е.В. Гудкова // Вестник современных исследований. – 2018. – № 12.6 (27). – С. 138-140.
16. Насибуллина Д.Р. Особенности правового статуса государственного служащего / Д.Р. Насибуллина // Аллея науки. – 2018. – Т. 4. – № 5 (21). – С. 794-797.
17. Шайхатдинов, В.Ш. К вопросу о государственной службе иных видов / В.Ш. Шайхатдинов // Бизнес, менеджмент и право. – 2016. – № 3-4. – С. 55-57.