Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Цена является определяющим фактором, который оказывает существенное влияние на величину получаемой организацией (либо каким-либо лицом) прибыли. Кроме того, цена существенно влияет на ряд таких экономических показателей как рентабельность (прибыльность), оборачиваемость, качественные и маркетинговые характеристики продукта. Вместе с тем ценовые факторы определяют долю рынка и конкурентоспособность организации на рынке. Устойчивость предприятия в сфере своей деятельности определяется ценовой политикой предприятия, которая также оказывает влияние на спрос, предложение и другие основополагающие экономические категории. Ценовая политика предприятия определяется исходя из целей и задач деятельности, тактических и стратегических приоритетов. Кроме того, стоит выделить основную задачу деятельности любого предприятия – получение прибыли, что существенным образом характеризует векторы любой ценовой политики предприятия. Все вышеизложенное свидетельствует о деятельности организации, направленной на получение максимальной прибыли при минимизации издержек предприятия.
Как уже было сказано, ценовая политика предприятия определяет уровень устойчивости предприятия, и является отправной точкой к прогнозированию и определению будущих объемов выпуска, продаж, капитализации и прочих сопутствующих экономических показателей.
Неправильно выбранная ценовая политика может вызвать ряд негативных моментов, которые могут привести к таким последствиям как возрастающая кредиторская задолженность, возрастающее количество кассовых разрывов, перебои с обеспечением оборотными средствами и другие моменты, опасные для устойчивости предприятия. Все это также может являться сопутствующими признаками, наступающего банкротства.
Принимаемые решения в области ценовой политики и ценообразования являются наиболее ответственными и сложными по причине их многоаспектности, в том числе их завязку на большое количество бизнес процессов, а также управленческих решений.
Одной из основных задач процесса формирования ценовой политики предприятия является выявление основных рисковых точек, а также разработка решений по их устранению. Такие решения, как правило сопровождаются обоснованием в виде калькуляций и расчетов, отражающих актуальное состояние организации (финансовое, экономическое), а также план-факт анализ, который будет являться основой для принятия решений.
В настоящее время на российском рынке существует большое количество предприятий производства товаров и услуг, которые находятся в состоянии перманентного развития и оптимизации своей ценовой политики для достижения максимально возможных экономических показателей. Существенно влияет на рост профессиональных компетенций в сфере ценообразования возросшие показатели трансграничной мобильности предприятий, что вынуждает оптимизировать подходы в ценообразовании, для обеспечения наиболее сбалансированной политики ценообразования.
Процесс и метод ценообразования обусловлен множеством факторов, среди которых: размер предприятия, специфика деятельности предприятия, сложность структуры деятельности предприятия, внешняя среда деятельности предприятия и прочие факторы внешней среды.
Теоретической данного исследования выступила экономическая литература прикладной направленности, описывающая процессы хозяйственной жизни предприятия различных сфер деятельности.
Эмпирической основой исследования данной работы является система законодательных актов и экспертных оценок по вопросу применения методов ценообразования.
Методическая литература, описывающая множество способов проведения ценовой политики предприятия, свидетельствует о том, что как российский, так и зарубежный рынок руководствуется схожими методами ценообразования для создания наиболее сбалансированной ценовой стратегии в своей хозяйственной деятельности.
Кроме того, для того чтобы дать наиболее полное описание систем ценообразования, выраженных в методах и решениях организаций по исследуемым вопросам приведем описание параметрического метода ценообразования.
Задачами работы в рамках параметрических методов ценообразования могут являться следующие:
- рассмотрение основных параметрических методов ценообразования;
- провести исследование применения одного из исследуемых методов на примере;
Целью данной работы является выявление основных особенностей методов ценообразования, а также сфер их применения.
1. СИСТЕМА МЕТОДОВ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
1 .1 Общее понятие цены и ценообразования
Одна из наиболее важных категорий рыночной экономики является цена. Цена, как предмет взаимодействия спроса и предложения является одной из самых важных характеристик, определяющих процесс производства в рамках взаимодействия факторов производства: труда, земли и капитала. Кроме того, ценовой фактор определяет множество сфер хозяйственной деятельности предприятия таких как: маркетинг, кредит, налоги и пр.
Ключевые позиции стратегии деятельности предприятия также зависят от выбранной ценовой политики предприятия.
Цена представляет собой тот уровень денежного вознаграждения, который соответствует спросу определенного продукта на рынке. Это справедливо для системы, которая регулируется законами рыночной экономики. В других случаях, при контроле, который идет со стороны государства и иных органов (в частности действующие в рамках антимонопольного законодательства) речь идет об ограничениях, которые созданы для внешнего регулирования цен с целью недопущения их роста (как правило определяется на уровне себестоимости производства продукта с учетом планового показателя выпуска. Иными словами, можно определить такую категорию деятельности предприятия как «цена» в качестве справедливого уровня вознаграждения предприятия (производителя того или иного продукта) по итогам реализации того или иного продукта. Следовательно, сам процесс ценообразования определяется как совокупность процессов по определению такого уровня цены, при котором будет достигаться плановый показатель реализации продуктов или услуг на рынке, или обеспечиваться прогнозируемый уровень сбыта.
Таким образом определяют 2 вида ценообразования:
1. Рыночное. Рыночное ценообразование – ценообразование, в рамках которого процесс определения цены идет под воздействием рыночных сил, определяемых спросом и предложением. В системе знаний экономической теории, справедливая цена определяется как точка пересечения кривых спроса и предложения, проекции на оси цены и объема выпуска будут отражать равновесную цену и равновесный объем выпуска при данной цене. В случае, если предприятие не может обеспечить уровень себестоимости продукции ниже, чем складывается при построении прогнозной модели, можно сказать, что предприятие является заведомо убыточным. Кроме того, это обусловлено плотностью конкурентной среды, которая является важным фактором в процессе определения положения кривых спроса и предложения. Кроме того, при рыночных способах, исследуется структура издержек, которая может прояснить технологические особенности производства и определить слабые (узкие) места в производственном процессе предприятия.
2. Централизованное. Способ ценообразования, которые определяет деятельность организаций (как правило естественных монополий и прочих предприятий, непосредственно влияющих на социальную сферу деятельности государства). В случаях с централизованным ценообразованием, цену как правило определяет государство, органы исполнительной власти, муниципальные органы, и прочие государственные институты, действующие от лица государства. Примером такого регулирования может быть деятельность федеральной антимонопольной службы в рамках регулирования тарифов (цен) на услуги поставки тепловой энергии, электроэнергии и прочих услуг естественных монополий.
Реальные условия деятельности предприятий в российской предполагают использование этих двух видов ценообразования, которые в системе Российской экономике взаимодействуют друг с другом.
Рыночная цена помимо спроса и предложения обусловлена такими факторами как издержки (затраты), конкуренция, плановые показатели спроса и пр. Кроме того, рыночная стоимость продукта или услуги является максимально возможным уровнем денежного вознаграждения за реализацию рассматриваемого продукта или услуги в определенный момент времени.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Агапова, А. В. Ценообразование во внешней торговле [Электронный ресурс] / А. В. Агапова. — Электрон. текстовые данные. — СПб. : Интермедия, 2017. — 134 c.
2. Афонин, П. Н. Ценообразование во внешней торговле [Электронный ресурс] : учебное пособие / П. Н. Афонин, Е. В. Дробот. — Электрон. текстовые данные. — СПб. : Троицкий мост, 2016. — 232 c.
3. Беристенов А. Т., Лысова Н. М., Москвин В. Н. Ценообразование на рынке новых товаров // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2006. №2-2.
4. Бутова В. Г., Бойков М. И. Методология ценообразования на медицинские услуги // Российский стоматологический журнал. 2014. №1.
5. Горина, Г. А. Ценообразование [Электронный ресурс] : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Коммерция (торговое дело)» и «Маркетинг» / Г. А. Горина. — Электрон. текстовые данные. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 127 c. — 978-5-238-01707-5.
6. Гринчак Александра Викторовна Особенности ценообразования в условиях кризиса // Economics. 2015. №3 (4).
7. Ермоленко Анна Игоревна Затратные методы ценообразования // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2014. №5-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zatratnye-metody-tsenoobrazovaniya (дата обращения: 16.04.2019).
8. Зенина Елена Вячеславовна Аналитические преимущества нетрадиционных методов ценообразования // Universum: экономика и юриспруденция. 2014. №6 (7).
9. Иванова Наталия Георгиевна, Петухова Римма Алексеевна Методология и практика налогового регулирования трансфертного ценообразования // Известия БГУ. 2015. №3.
10. Ковалев Анатолий Павлович, Подколзин И. А. Определение ликвидационной скидки с позиций теории ценообразования применительно к машинам и оборудованию // Имущественные отношения в РФ. 2014. №10 (157).
11. Крестьянинов, А. Н. Основы ценообразования [Электронный ресурс] : учебное пособие / А. Н. Крестьянинов, Ю. Н. Жулькова, А. А. Сазонов. — Электрон. текстовые данные. — Нижний Новгород : Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2016. — 110 c.
12. Лев, М. Ю. Цены и ценообразование [Электронный ресурс] : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика», «Налоги и налогообложение» / М. Ю. Лев. — 2-е изд. — Электрон. текстовые данные. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 382 c.
13. Логиновский Олег Витальевич, Баль Александр Вячеславович Математическая модель для расчета розничных цен с коррекцией прогноза спроса на товары // Вестник ЮУрГУ. Серия: Компьютерные технологии, управление, радиоэлектроника. 2015. №1.
14. Малимонова Альбина Васильевна Регулирование ценообразования на сельскохозяйственную продукцию // Известия ОГАУ. 2014. №3.
15. Модели и механизмы распределения затрат и доходов в рыночной экономике [Электронный ресурс] : монография / B. H. Бурков, И. И. Горгидзе, Д. А. Новиков, Б. С. Юсупов. — Электрон. текстовые данные. — М. : Препринт, Институт проблем управления, 1996. — 61 c.
16. Наумкин Роман Борисович Ценообразование на розничном рынке электроэнергии и мощности // Вестник КузГТУ. 2014. №6 (106).
17. Сланченко Людмила Ивановна, Сидорова Дарья Геннадьевна Влияние экономической ситуации на ценообразование на рынке труда // Общество: политика, экономика, право. 2014. №2.
18. Соколова, Н. Г. Механизмы ценообразования на рынке трубопроводного газа России [Электронный ресурс] : монография / Н. Г. Соколова, М. А. Рослов. — Электрон. текстовые данные. — Саарбрюккен : Palmarium Academic Publishing, 2019. — 80 c.
19. Ценообразование в строительстве [Электронный ресурс] : сборник нормативных актов и документов / сост. Ю. В. Хлистун. — Электрон. текстовые данные. — Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2015. — 511 c.
20. [Электронный ресурс] : учебно-практическое пособие / П. Н. Шуляк. — Электрон. текстовые данные. — М. : Дашков и К, 2014. — 193 c.
21. Якубовская Д. Л. Ценообразование на банковские продукты в контексте Проблемы рентабельности кредитных организаций // ПСЭ. 2015. №1 (53).