Фрагмент для ознакомления
2
- распространение информации о несовершеннолетнем, который пострадал в результате противоправных действий (бездействия);
- распространение информации, содержащей инструкции по самодельному изготовлению взрывчатых веществ и взрывных устройств;
- распространение информации об алкогольной или спиртосодержащей продукции, розничная продажа которой запрещена или ограничена законодательством;
- использование в общих и специальных средствах массовой информации скрытых вставок и иных технических приемов, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье.
Таким образом, из представленного перечня можно сделать вывод, что формы злоупотребления свободой массовой информации могут носить как реальный, так и косвенный характер.
Как отмечается в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2010 г. № 16 «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», при выяснении вопроса, имело ли место в соответствующем случае злоупотребление свободой массовой информации, суду необходимо выяснять не только употребленные в теле- или радиопрограмме или статье выражения (формулировки) и слова, но и заложенный в них контекст, в рамках которого они были использованы (например, стиль или жанр статьи, программы или ее соответствующей части; каким образом следует воспринимать выраженные в них мнения, как политические дискуссии либо некий способ привлечения внимания общества к обсуждению общественно значимых вопросов; на чем основаны программа, статья или материал и каково отношение представителя редакции СМИ или интервьюера к суждениям, мнениям, утверждениям, высказанным в ходе проведения программ либо опубликования статей и материалов), а также принимать во внимание существующую на тот момент в стране или в отдельном ее регионе общественную и политическую обстановку (в пределах которого были распространена соответствующая информация). Кроме того, оценивая соответствующую информацию в качестве злоупотребления свободой массовой информации, необходимо также обращать внимание на особенности использования сатирического и юмористического жанров, которые в отличие о других литературных жанров в основе построения своих текстов используют больше преувеличения, свободы и гиперболизирования. В то же время граждане не должны вводиться средствами массовой информации в заблуждение относительно этих событий, обстоятельств и фактов.
Злоупотребление свободой массовой информации, выразившееся в нарушении требований ст. 4 Закона РФ «О средствах массовой информации», влечет привлечение виновных лиц к ответственности, предусмотренной действующим законодательством. Речь идет об установлении ответственности в нормах административного, уголовного, дисциплинарного и иного законодательства за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 59 Закона РФ «О средствах массовой информации».
Кодекс РФ об административных правонарушениях 2001 г. (далее - КоАП РФ ) ответственность за совершение административного правонарушения, связанного со злоупотреблением свободой массовой информации, закрепляет в ст. 13.15.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.15 КоАП РФ, являются общественные отношения, складывающиеся в сфере свободы массовой информации. Нормы ст. 13.15 КоАП РФ направлены на реализацию и исполнение требований не только Закона РФ «О средствах массовой информации», но и законодательства о противодействии экстремистской деятельности, в которых содержится запрет на злоупотребление свободой массовой информации, который не может рассматриваться как равнозначный цензуре, а означает охрану и защиту прав и интересов государства, общества и личности от недостоверной информации, распространяемой средствами массовой информации.
Объективная сторона злоупотребления свободой массовой информации выражается в совершении действий, перечисленных в ч. ч. 1 - 8 ст. 13.15 КоАП РФ, которые по своему содержанию аналогичны формам злоупотребления свободой массовой информации, закрепленным в ст. 4 Закона РФ «О средствах массовой информации».
Субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.15 КоАП РФ, является большое количество лиц, способных нести ответственность за свои действия. В их числе:
- граждане, достигшие возраста привлечения к административной ответственности (журналист);
- должностные лица СМИ, ответственные за выпуск в эфир соответствующей информационной продукции (главный редактор);
- юридические лица (учредитель, редакция).
Тем самым можно говорить о наличии на субъектной стороне административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.15 КоАП РФ, не двух, а трех лиц - главного редактора, журналиста и редакции СМИ.
Субъективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.15 КоАП РФ, характеризуется его совершением с умыслом или по неосторожности.
Обязательным признаком субъективной стороны рассматриваемого состава административного правонарушения является наличие вины, представляющее из себя психическое отношение виновного лица к совершенным им действиям и возможным последствиям (ст. 2.2 КоАП РФ).
Таким образом, злоупотребление свободой массовой информации следует признавать сложным и многоаспектным негативным правовым явлением. Совершение административного правонарушения, ответственность за которое установлена в ст. 13.15 КоАП РФ, сводится не только к нарушению информационных прав и свобод других лиц, но и к воздействию на подсознание людей.
Представляется, что злоупотребление свободой массовой информации может быть выражено не только в формах, закрепленных в ст. 13.15 КоАП РФ (изготовление, распространение, незаконное и публичное распространение, производство либо выпуск продукции СМИ), но и в формах, закрепленных в составах ст. ст. 5.12, 5.13, 5.26, 6.13, 7.12, 8.5, 13.11, 13.14, 13.17 КоАП РФ и нормах ст. 4 Закона РФ «О средствах массовой информации».
В целом анализ состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.15 КоАП РФ, дает нам возможность прийти к выводу о сложности привлечения к административной ответственности виновных лиц за совершение подобных противоправных действий, в особенности при совершении данных правонарушений в глобальной сети Интернет, поскольку средства массовой информации имеют разное воздействие на людей, могут как причинять, так и не причинять соответствующий вред. Тем самым в каждом случае необходимо использование индивидуального подхода для обнаружения соответствующего злоупотребления со стороны средств массовой информации.
Решению подобной задачи, на наш взгляд, может способствовать разработка единой научно-технической программы, которая бы могла выявлять подобные административные правонарушения, а также привлечение соответствующих специалистов, способных определять подобные злоупотребления со стороны СМИ.
2.2 Актуальные и перспективные вопросы организации и деятельности СМИ
В развитии современного цивилизованного общества одна из важнейших ролей отводится средствам массовой информации. СМИ являются основным инструментом информирования населения о происходящих событиях
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников и литературы
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 23.05.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2006. – № 52 (ч. 1). – Ст. 5496.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 18.03.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 1 (часть 1). – Ст. 1.
4. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 18.03.2019) // Собрание законодательства РФ. – 2006. – № 31 (1 ч.) – Ст. 3448.
5. О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию: Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ (ред. от 18.12.2018) // Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 1. – Ст. 48.
6. О связи: Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 28. – Ст. 2895.
7. О средствах массовой информации: Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 18.04.2018, с изм. от 17.01.2019) // Российская газета. –1992. – № 32.
8. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы: Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 // Собрание законодательства РФ. – 2017. – № 20. Ст. 2901.
9. Об утверждении Правил выбора обязательного общедоступного телеканала субъекта Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 16 ноября 2016 г. № 1205 // Собрание законодательства РФ. – 2016. – № 47. – Ст. 6678.
10. Приказ Роскомнадзора от 18 января 2018 г. № 3 «Об утверждении Порядка аннулирования разрешения на распространение продукции зарубежного периодического печатного издания на территории Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
11. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2010 г. № 16 «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2008. – № 8.
12. Определение Верховного Суда РФ от 27.02.2008 № 3-Г08-3 // СПС «КонсультантПлюс».
13. Алексеев С.В. Спортивный маркетинг и спортивная реклама. Правовое регулирование // Конкурентное право. 2015. - № 1. - С. 32 - 36.
14. Анхимова Р.В., Дорохин В.В. Концепции воздействия средств массовой информации на личность // Российский следователь. 2015. - № 10. – С. 29 - 34.
15. Балытников В.В., Кузнецов Д.А. Актуальные проблемы правового регулирования масс-медиа в решениях европейских судов наднационального уровня // Международное правосудие. 2015. – № 1. – С. 88 - 101.
16. Бойко М.А. Особенности личности потерпевшего-журналиста и преступника // Российский юридический журнал. 2016. – № 3. – С. 146 - 151.
17. Быкова Т.И., Лебедев А.О. Взаимодействие помощника судьи со средствами массовой информации и гражданами // Администратор суда. 2014. – № 1. – С. 3 - 10.
18. Бычков А.И. Книжная отрасль в России: традиции и пути развития. М.: Инфотропик Медиа, 2017. – 232 с.
19. Винокурова М.Ю. Особенности взаимодействия органов судейского сообщества и средств массовой информации // Российский судья. – 2014. – № 5. – С. 31 - 34.
20. Винокурова М.Ю. Новости экономического правосудия, или К вопросу о критерии социальной значимости // Администратор суда. – 2015. – № 4. – С. 49.
21. Гаврилов Е. Миллион за репутацию // ЭЖ-Юрист. 2015. – № 24. – С. 14.
22. Гриб В.В. Право на получение информации и проблемы его реализации субъектами общественного контроля в Российской Федерации и за рубежом // Российская юстиция. 2015. – № 10. – С. 16 - 19.
23. Грибанов Д.В. Правовые основы национальной инновационной системы: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук / Д.В. Грибанов. Екатеринбург, 2014. – 37 с.
24. Дмитриева О.А. Особенность PR-службы в таможенных органах // Таможенное дело. 2017. №– 2. – С. 22 - 25.
25. Жарова А.К. Право и информационные конфликты в информационно-телекоммуникационной сфере: монография. М.: Янус-К., 2016. – С. 98.
26. Захарова Н.А., Коржов В.Ю., Кайль А.Н. Комментарий к Закону РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2018.
27. Знамеровский Е.В. Административная ответственность за злоупотребление свободой массовой информации: Дис. ... канд. юрид. наук. Хабаровск, 2005. – С. 196.
28. Казина Т.В. Правовые аспекты взаимодействия средств массовой информации и судебной власти // Администратор суда. 2016. – № 3. – С. 47 - 51.
29. Каменков В.С. Право на освещение // Спорт: экономика, право, управление. 2014. – № 2. – С. 9 - 13.
30. Каримова Ю.В. Определение объекта воспрепятствования законной профессиональной деятельности журналистов // Актуальные проблемы российского права. 2018. – № 6. – С. 126 - 133.
31. Куликова С.А. Запрет цензуры в Конституции Российской Федерации: опыт комплексного анализа // Конституционное и муниципальное право. 2017. – № 6. – С. 34 - 40.
32. Куликова С.А. Перспективы совершенствования правового регулирования деятельности СМИ и других источников массовой информации // Информационное право. 2017. – № 3. – С. 32.
33. Назаров Д.Г. Свобода мысли в сфере деятельности СМИ в России: понятие, содержание и реализация // Законы России: опыт, анализ, практика. 2016. – № 11. – С. 80 - 86.
34. Новикова Е. Защита деловой репутации: споры со средствами массовой информации // Административное право. 2017. – № 4. – С. 45 - 50.
35. Панкова О.В. Административные правонарушения в области дорожного движения: комментарий к главе 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (постатейный). М.: Статут, 2016. – 606 с.
36. Петрушин Е.В. Является ли Интернет либо его ресурсы (сайты) средством массовой информации? // Российская газета. – 2008. – 25 августа.
37. Просвирнин Ю.Г. Теоретико-правовые аспекты информатизации в современном Российском государстве: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2002. – 48 с.
38. Русецкий А.Е. СМИ как средство противодействия коррупции // Прокурор. 2016. – № 1. – С. 53 - 56.
39. Савичев А.А. Роль средств массовой информации в системе городского самоуправления в России: история и современность // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. – № 1. – С. 13 - 18.
40. Сизов И.Ю., Василенко Г.Н. Особенности организации взаимодействия сотрудников полиции с представителями средств массовой информации при исполнении служебных обязанностей // Современное право. 2017. – № 5. – С. 71.
41. Синцов Г.В. Правовое регулирование взаимодействия судов со средствами массовой информации // Администратор суда. 2016. – № 4. – С. 37.
42. Смушкин А.Б. Комментарий к Федеральному закону от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2015.
43. Суханов А.Г. Административная ответственность за злоупотребление свободой массовой информации // Российский судья. 2019. – № 1. – С. 28.
44. Тимошенко В.А., Смушкин А.Б. Комментарий к Закону РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2015.
45. Тогузаева Е.Н. Пропаганда, агитация и политическая реклама: проблемы и противоречия правового регулирования // Актуальные проблемы российского права. 2014. – № 12. – С. 2742 - 2745.
46. Уваров А.А., Кирпичникова А.В. Интернет в системе правового регулирования средств массовой информации // Информационное право. 2018. – № 2. – С. 21.
47. Уваров А.А. Средства массовой информации как институт гражданского общества (правовые аспекты) // Информационное право. 2014. – № 1. – С. 3 - 7.
48. Хелемендик В.С. Конвергенция как современная форма взаимодействия СМИ / В.С. Хелемендик // Проблемы современного образования. 2013. – № 3. – С. 106 - 123.
49. Хрулева М. Рекордную за всю историю СМИ компенсацию репутационного вреда должны заплатить ЗАО «Медиахолдинг «Эксперт» и ЗАО «Группа Эксперт» // Административное право. 2014. – № 4. – С. 85.
50. Шибаев Д.В. Этико-правовое регулирование сферы средств массовой информации // Информационное право. 2017. – № 3. – С. 34 - 38.