Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что существует достаточно небольшое количество научных источников и архивных документов, которые раскрывали бы в полной мере картину существования феминистской критики политических исследований в середине XX столетия, несмотря на то, что это очень интересный раздел политологических исследований, который стоит внимания ученых.
Феминизм как социально-политическое и культурное явление, на первый взгляд, изучен в достаточной степени, но существует ряд направлений исследований, которыми практически никто не занимается.
В первую очередь можно сделать вывод о фактическом отсутствии российских исследований в сфере политического компонента феминизма, поэтому для данной курсовой работы использовался ряд иностранных источников, которые с различных сторон рассматривают данную проблему.
Цель исследования – проанализировать феминистскую критику исследований электорального поведения 1940–1960 годов.
Объект исследования – феминистская критика.
Предмет исследования – феминистская критика исследований электорального поведения 1940–1960 годов.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд задач исследования:
1. Привести общее представление о феминистской критике.
2. Выявить особенности феминистской культуры в 40–60-е годы XX столетия.
3. Проанализировать феминистскую критику политической системы в 1940–1960-е годы.
4. Охарактеризовать право женщин на политическую деятельность в исследованиях феминисток 1940–1960-х годов.
Методы исследования: анализ научной литературы, описательный, сравнительный, хронологический, историографический, классификация, синтез, моделирование.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ФЕМИНИСТСКАЯ КРИТИКА КАК СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ И КУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ В 60–80-Е ГОДЫ XX СТОЛЕТИЯ
1.1. Общее представление о феминистской критике
Феминистская критика – это литературно-критическое культурологическое движение XX столетия. Феминистская критика не представляет собой какую-то конкретную школу, которая обладает характерными аналитическими инструментами или собственным методом, потому что она существует на стыке нескольких критических подходов и направлений: культурного, социологического, постструктуралистского, неофрейдистского и т.д.
Авторов феминистской критики объединяет единственный принцип женской эмансипации .
В области литературоведения движение за права женщин, за их подлинное, а не формальное равенство принимает особые, сублимированные формы теоретической рефлексии, которые приобретают специфические признаки «мифологического научного мышления» и «литературной фантастики».
Исходным постулатом современного «феминистского сознания» является убеждение, что доминирующей культурной схемой, культурным архетипом буржуазного общества современности является «патриархальная культура».
Другими словами, все сознание современного человека, независимо от его пола, пронизано идеями и ценностями «мужской идеологии» с ее «мужским шовинизмом», приоритетом мужского принципа, логикой, рациональностью, насилием .
Этот «неизменный» факт современной культуры обосновывает необходимость «феминистского пересмотра» традиционных взглядов, а также необходимость создания истории женской литературы и поддержки суверенитета женского начала, который не укладывается в жесткие рамки мужской логики.
Критика «чисто мужских» ценностей в значительной степени раскрылась в англосаксонской, в основном американской, литературной феминистке, чьи усилия в настоящее время создали обширную литературу, многочисленные антологии женской литературы, исследовательские центры, программы и курсы для изучения этого предмета.
При этом ни в одном американском университете нет курсов или семинаров по феминистской литературе и критике .
Однако основная часть феминистской критики развивается не столько в соответствии с социокритическим направлением, сколько под влиянием постструктурализма, созданного неоферйдистами, в духе идей Дж. Деррида, Дж. Лакана и М. Фуко.
Именно Деррида описала основную тенденцию западноевропейской культуры, ее основной образ мышления воспринимается как «западный логоцентризм», то есть стремление найти порядок и смысл во всем, отыскать первопричину и тем самым навязать смысл и упорядоченность всему .
После Лакана «отцовские логотипы» были отождествлены с фаллосом как его наиболее представительным символом и введен в обращение термин «фаллология и центризм», подобранный феминистской критикой. Специфика феминистской критики заключается в том, что логоцентризм является основным предметом критики исследователей постструктурализма и деконструктивизма, он воспринимается как фаллоцентризм .
В зависимости от своей философской и теоретической направленности, феминистские критики решали эту проблему противостояния с логотипом «отцовской культуры» по-разному, но на самом деле всегда шли по пути размышлений об особой интуитивно-бессознательной природе женского образа жизни, понимания мира и его специфического образа «бытия», «активности» в нем.
Этот общий подход не указывает, однако, на единство методологической практики этого направления. Сложность состава феминистской критики говорит о попытках его классифицировать .
Исследователи выделяют семь различных типов представителей феминистской критики :
– «социофеминистки»;
– «семиофеминистки»;
– «психофеминистки»;
– «марксистские феминистки»;
– «социосемиомарксистские феминистки»;
– «лесбийские феминистки;
– «черные феминистки».
Предположение о существовании многих видов феминистской критики объясняется издержками «классификации мании», поскольку она не подтверждается конкретными доказательствами.
Феминистская критика не является монолитным явлением, о чем постоянно говорят ее сторонники. Как правило, для «практикующих феминисток» характерен определенный набор приемов и подходов, исключающих любую возможность детализации и классификации .
1.2. Особенности феминистской культуры в 40–60-е годы XX столетия
Послевоенный мир, казалось, не оставлял места для социальных протестов и недовольства. В общественном сознании гендерные отношения должны были выглядеть так же гармонично. В военные годы женщины, которые были вынуждены устраиваться на работу для мужчин, работать в учреждениях и на фабриках, теперь могут вернуться к своей обычной «естественной» деятельности и найти удовлетворение в традиционном домашнем кругу, не заботясь о своих амбициях и правах в общественной сфере .
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агишева О.Ю. Политические и социальные основы феминизма. – Волгоград: Смена, 2013. – 180 с.
2. Архипенко С.С., Поляковская И.М., Лавриненко С.Г. Современные и классические подходы к исследованию феминистических концепций в зарубежных странах // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития современной политической деятельности в странах Европы и США». – Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2017. – С. 15–27
3. Григорьева С.А., Малышева М.И. Специфические особенности организации феминистического движения в политической сфере в 40–60-е годы XX века // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы организации эффективной деятельности политических объединений в США и Европе». – Нижний Новгород: Нижегородский государственный университет, 2016. – С. 97–116
4. Еропкин И.М., Скакунова М.А. Особенности политических взглядов американских и европейских феминисток в середине XX столетия // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы социальной, политической и экономической сфере в США и Европе в XX столетии». – Новосибирск: Сибирский федеральный университет, 2018. – С. 124–135
5. Идеология феминизма // Феминизм. Россия. Информационно-тематический портал. – [Электронный ресурс] http://feminism-russia.ru/ideologiya-feminizma/ (Дата обращения: 08.05.2019)
6. Королева Т.А. Феминизм: идейно-теоретические основы и политическая практика. Дисс. на соиск. уч. ст. к. полит.н. – СПб. Российский государственный педагогический университет им А.И. Герцена, 2007. – 164 с.
7. Королева Т.А. Феминизм как политическая идеология // Киберленинка. Научный портал. – [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/v/feminizm-kak-politicheskaya-ideologiya (Дата обращения: 05.05.2019)
8. Кэрролл С.Дж., Зерилли Л.М. Феминистские вызовы политической науке // Political Science: The State of the Discipline II. Ed. by Ada W. Finifter. Washington (D.C.), 1993. P. 46–58
9. Назарова Г.В., Чуркин И.М. Основные концепции рассмотрения политической активности женщин в феминистических теориях XX столетия // Материалы научно-практической конференции «Актуальные вопросы социальной и политической сфере в Российской Федерации и зарубежных странах». – Красноярск: Красноярский государственный университет, 2016. – С. 77–90
10. Попкова Л., Жидкова Е. Феминизм или история борьбы женщин за права человека // Feminisnts. Информационный портал о феминизме. – [Электронный ресурс] https://www.feminisnts.info/2641-феминизм-или-история-борьбы-женщин-за.html (Дата обращения: 04.05.2019)
11. Сарбаева Р.Е. Мировая политика с гендерных позиций: феминистские теории международных отношений // Научные статьи Казахстана. – [Электронный ресурс] https://articlekz.com/article/16471 (Дата обращения: 06.05.2019)
12. Феминизм и политика // Живой журнал. Социальная сеть. – [Электронный ресурс] https://urtica-monoica.livejournal.com/ (Дата обращения: 05.05.2019)
13. Феминистская критика // Путь к осознанности. Все самое интересное о познании себя и мира. Информационный портал. – [Электронный ресурс] https://www.litdic.ru/feministskaya-kritika/ (Дата обращения: 04.05.2019)
14. Beckwith K. American Women and Political Participation: The Impacts of Work, Generations, and Feminism. New York, 1986. Р. 103–116
15. Carroll S.J. Women's Autonomy and the Gender Gap: 1980 and 1982 // The Politics of the Gender Gap: The Social Construction of Political Influence (ed. C.M. Mueller). Newbury Park (Cal), 1988. Р. 132–150