Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Развитие субъектов малого предпринимательства имеет большое значение в целом для развития экономики Российской Федерации. Роль субъектов малого предпринимательства в экономике Российской Федерации крайне велика. Малые предприятия обеспечивают высокий темп экономического роста, не требуют больших вложений, помогают снизить объем безработицы путем формирования самозанятости населения, особенно в муниципальных районах и округах, а также обеспечивают высокую производительность труда, а также способствуют установлению равновесия рынка. Помимо этого, субъекты малого предпринимательства способны наиболее оперативно реагировать на колебания потребительского спроса и на изменение структуры рынка, и этим обеспечивать экономику дополнительной устойчивостью.
Плюс малый бизнес способен заполнить те ниши в своей деятельности, которые были не заполнены до определенного момента. Стоит также добавить, именно на долю малого предпринимательства приходится наибольшая доля инноваций. Это тем более удивительно, что данный тип бизнеса слабо обеспечен ресурсами, имеет ограниченный бюджет и малую рабочую силу. Также негативно на предприятиях сказывается внешняя, в частности, экономическая среда, так как в последнее время функционировать в таких условиях достаточно нелегко. Неудивительно, что в последнее время наблюдается снижение представителей малого бизнеса. Как широко известно, чем больше доля малых предприятий, тем более развитой считается экономика страны. В экономике развитых стран малые предприятия достигают 50% от общего числа занятых.
В текущих экономических условиях России возможности малого бизнеса используются достаточно слабо.
Цель исследования – изучить и проанализировать малые предприятия преимущества, недостатки, перспективы развития.
Задачи исследования:
1) изучить теоретические основы малого предприятия (бизнеса);
2) проанализировать малые предприятия преимущества, недостатки, перспективы развития.
Объект исследования – малые предприятия в РФ.
Предмет исследования – преимущества, недостатки, перспективы развития предприятий.
Работа по структуре состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ (БИЗНЕСА)
1.1 История развития малого бизнеса в РФ
Устойчивое развитие любой экономической системы невозможно без появления малых или частных предприятий. Элементы малого предпринимательства зародились очень давно, но основное развитие пришлось на середину 80-х годов, начало положил Закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности» от 19.11.1986 г. Появление рыночных отношений, увеличивающаяся потребность в товарах и услугах, способствовали созданию кооперативов, которые стали прообразом малых предприятий. Количество их росло. Кооперативы не требовали крупных стартовых вложений, имели высокую скорость оборота денежных средств, быстро реагировали на любые изменения рынка, поэтому объемы произведенных и проданных ими товаров, и услуг возрастали .
В истории развития малого предпринимательства в России можно условно выделить пять ступеней.
Период с 1986 г. по 1991 г. – первая ступень в истории развития отечественного предпринимательства. В это время происходило зарождение и стихийное развитие малого бизнеса, накопление капитала, увеличение доли частной собственности, развитие нормативно-правовой базы. 4 июня 1990 года Законом «О предприятиях в СССР» вводится такое понятие как «малое предприятие».
Вторая ступень развития с 1992г. по 1994г. совпала с массовой приватизацией государственного имущества. В этот период количество малых предпринимательских структур увеличилось в три раза, что способствовало повышению занятости и самозанятости населения. Но при этом возросло криминальное влияние на развитие бизнеса: рэкет, взятки и другие противоправные действия. Со стороны государства малые предприятия получили различные льготы. В 1992 году они были перерегистрированы и получили организационно-правовую форму.
На третьей ступени развития с 1995 по 1997 гг. прирост малых предприятий значительно сокращается. В связи с высокими рисками при ведении бизнеса, банки проводят избирательную политику кредитования в отношении малых предприятий, что приводит к нехватка свободных денежных средств. Кроме того, основная масса бизнеса была сконцентрирована в торгово-посреднической сфере, что способствовало насыщению рынка и снижению возможности быстрого получения прибыли. Для дальнейшего развития малых предприятий необходимо было осваивать другие сферы деятельности. Государством разрабатываются программы поддержки малого бизнеса в производственной и инновационной сферах. Давление криминала ослабло.
Четвертая ступень развития (с 1998 г. по 2001 г.) совпала с августовским кризисом 1998 года. Финансовая база малого бизнеса была уничтожена. Реализация инвестиционных проектов прекратилась. Потребительская активность населения снизилась. Многие малые предприятия приостановили или совсем прекратили деятельность. Но сама структура малого предприятия: простота управления, быстрая мобилизация финансовых средств, внедрение достижений науки и техники, гибкость, – позволила быстрее восстановиться после кризиса и занять свободные ниши на рынке .
Пятую ступень развития (с 2002г.) характеризуют существенные изменения в сфере налогообложения. В июле 2002 года вступил в силу новый Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц», который упрощает процедуру регистрации малых предприятий. Для совершенствования налогообложения субъектов малого предпринимательства принят Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 101-ФЗ «О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о принятии утративших силу отдельных положений законодательных актов РФ» .
1.2 Малый бизнес: понятие, сущность, виды
Предпринимательством считается особый вид деятельности, связанный с финансовым риском, ограниченностью ресурсов и конкурентной борьбой и направленный на создание материальных благ и услуг с целью получения прибыли. Слова «предпринимательство» и «бизнес» часто используют как синонимы.
Характеризуя деятельность малого предпринимательства, можно выделить его функции: удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах; повышение качества и культуры обслуживания на пути к удовлетворению желаний потребителей; способствование структурной перестройке экономики; развитие производства благодаря внесению личных вкладов населения; предоставление на рынок труда новых рабочих мест; привлечение к трудовой деятельности социально-неустойчивых групп населения; стимулирование научно-технического прогресса; поддержка крупных предприятий благодаря изготовлению и поставке комплектующих изделий и оснастки; помощь государству в избавлении от убыточных и нерентабельных предприятий посредством их выкупа и аренды.
Как любая другая форма бизнеса, малое предпринимательство имеет ряд преимуществ и недостатков. Сначала рассмотрим его плюсы:
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Буздалина О.Б Развитие государственной финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства в условиях экономической неопределенности /. - М.:Дашков и К, 2015. - 11 с.
2. Глинова Т. А. Проблемы развития малого бизнеса в России / Т. А. Глинова // Концепт. – 2015. – № 08 (август). – С. 1-6.
3. Жемчугов А. М. Цель предприятия, организация и управление по достижению цели / А. М. Жемчугов, М. К. Жемчугов // Проблемы экономики и менеджмента. – 2015. – № 5(45). – С. 7-27.
4. Журавлев П.В., Конобеева А.Б. Проблемы государственного регулирования продовольственного рынка России //Вестник Академии. 2012. № 4. С. 135-138.
5. Завгородний А.Ф., Степанова Р.Г. Актуальность развития малого и среднего предпринимательства в России. Журнал "Символ науки", Выпуск № 3-1 / 2016
6. Конобеева А.Б., Макашин В.В. Продовольственная безопасность России в современных условиях. В сборнике: Open innovation Сборник статей II Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. 2017. С. 122-124.
7. Конобеева А.Б., Оганнисян А.А. Совершенствование муниципального управления малым предпринимательством как способ повышения благосостояния населения в городе Москве в современных условиях. В сборнике: Развитие экономики и предпринимательства в условиях экономических стратегий импортозамещения/ Материалы международной научно-практической конференции, сборник научных статей преподавателей, аспирантов и студентов. под ред. Малышкова В.И.. 2015. С. 93-95.
8. Кузнецова Е. Ю. Современный стратегический анализ : учеб. пособие / Е. Ю. Кузнецова. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. – 131 с.
9. Леликова Н.А., Конвисарова Е.В. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ // Успехи современного естествознания. – 2015. – № 1-3. – С. 496-498
10. Лысоченко А.А., Свиридов, О.Ю. Теоретические основы стратегического управления : Учебник / А.А. Лысоченко, О.Ю. Свиридов. – Ростов н/Д.: Содействие-XXI век, 2016. – 420 с
11. Макрушина Н. Н. Роль миссии и видения организации / Н. Н. Макрушина // Инновационная наука. – 2016. – № 11-1. – С. 108-111.
12. Митропольская-Родионова Н.В., Конобеева А.Б. Внешнеэкономическая деятельность в условиях глобализации мировой экономики. В сборнике: European research. Сборник статей победителей X Международной научно-практической конференции: в 3 частях. 2017. С. 91-94.
13. Михненко П. А. Динамическая модификация SWOT-анализа / П. А. Михненко // Экономический анализ: теория и практика. – 2015. – № 18(417). – С. 60-68.
14. Рахматуллина Е. С. Оценка конкурентных позиций предприятия как элемент разработки стратегии / Е. С. Рахматуллина, Е. А. Добросердова // Российское предпринимательство. – 2016. – Т. 17. – № 5. – С. 621-630.
15. Сатторкулов О. Т., Тошбоев Б. Б. Роль и значение малого бизнеса и частного предпринимательства в экономике Узбекистана // Молодой ученый. — 2015. — №6. — С. 455-458.
16. Тахтамышева М.Х. Изменение структуры малого и среднего бизнеса как потенциал модернизации экономики России в ближайшей перспективе // Интернет-журнал «Науковедение», 2014. №5 (24)
17. Тишин И. В. Конкурентоспособность и конкурентные стратегии компаний малого бизнеса / И. В. Тишин // Проблемы экономики и менеджмента. – 2016. – № 6 (58). – С. 84-89.
18. Тонкошкурая О.Г. РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 12-4. – С. 552-553
19. Яшина А. С. Сущность и значение малого предпринимательства в экономике России [Текст] / А. С. Яшина // Научное сообщество студентов : материалы VI Междунар. студенч. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 31 дек. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — С. 305–308
20. Влияние экосистемы МСП на мировую экономику - https://corpmsp.ru/pres_slujba/news_msp/vliyanie_ekosistemy_msp_na_mirovuyu_ekonomiku/
21. Оценка эффективности политики по поддержке малого и среднего бизнеса в системе государственных закупок РФ. - https://elibrary.ru/item.asp?id=35631844
22. Смагина И.А., Сергеева Т.Ю. Малый бизнес. Большой справочник, 2014 - http://www.iprbookshop.ru/1693.html
23. Что такое малый и средний бизнес, определения и отличия URL: https://www.shopolog.ru/metodichka/idei-dlya-malogo-biznesa/chto-takoe-malyj-i-srednij-biznes-opredeleniya-i-otlichiya/