Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Тема исследования понятия и сущности основ конституционного строя РФ достаточно актуальная на современном этапе. Это объясняется прежде всего тем, что исследуя ее, анализируются важнейшие и первостепенные постулаты конституционного права. Анализ и оценка положений Конституции важна потому, что в нормах главы 1 основного закона сосредоточены те конституционные нормы, которые закрепляют исходные принципы и характеристики всех иных политико-правовых институтов нашего государства.
Основы конституционного строя - это особая и системная совокупность закрепленных Основным законом страны фундаментальных принципов и постулатов, в соответствии с которыми выстраивается вся государственная модель и которые отражают сущностные характеристики самой государственности. Основы конституционного строя моделируют и предопределяют принципиальные аспекты российского государства и отражают основные идеи гражданского общества.
Именно в этой части науки конституционного права сконцентрированы фундаментальные характеристики российского государ¬ства. Основы конституционного строя — это основополагающие положения конституции, которые формируют общий характер российской государственности.
Таким образом, данная тема носит фундаментальный и основополагающий характер, что обуславливает ее актуальность.
Объектом исследований является современная научная концепция об основах конституционного строя РФ.
Предмет исследований: теоретические положения о понятии конституционного строя, а также конституционно-правовые нормы, закрепляющие конституционный строй РФ.
Цель работы – проанализировать современную научную концепцию о понятии конституционного строя и исследовать основные характеристики и особенности конституционного строя РФ.
Задачи работы:
1. Исследовать многоаспектность понятие конституционного строя в науке конституционного права.
2. Изучить содержание и основные научные характеристики конституционного строя.
3. Осветить основные конституционные характеристики современного российского государства, закрепляющие основы конституционного строя в РФ.
Цели и задачи обусловили структуру работы, которая состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе анализируется понятие основ конституционного строя. Вторая глава работы последовательно освещает экономические основы конституционного строя РФ. Заключительная третья глава работы посвящена изучению политических основ конституционного строя.
Работа основана на исследованиях основных учебников по конституционному праву РФ, различных публикаций в периодических правовых изданиях.
Методология работы представлена наиболее распространенными методами и приемами исследований( анализ и синтез научной и учебной литературы, структурно-логический подход и т.п.) . При этом особую роль в этом плане сыграли: исторический метод (изучение истории развития соответствующих взглядов о политическом режиме.), сравнительно-правовой метод (исследование различных политических режима.), формально-юридический прием ( использование в работе общепринятых и наиболее распространенных категорий, понятий).
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РФ В КОНСТИТУЦИИ И ПРАВОВОЙ ДОКТРИНЕ
1.1 Конституционный строй: понятие и общая характеристика
Для того чтобы перейти к рассмотрению непосредственно основ конституционного строя, необходимо сначала выяснить, что представляет собой конституционный строй. Конституционный строй по сравнению, например, со строем общественным, представляет собой явление более обширное, но вместе с тем более конкретное и носящее более юридический характер.
Государство, принимая конституцию, одновременно ставит себе целью и обязанностью сделовать порядкам и установлениям, содержащимся в основном законе.
Однако, понятие «конституционный строй» содержит в себе не только обязанность соблюдать конституционные нормы и правила, но и обязанность государства охранять права и свободы человека и гражданина.
Несмотря на то, что государство создает конституцию, это не освобождает его от подчинения праву. Подчинение праву должно быть подкреплено гарантиями, только тогда строй сможет быть назван конституционным в полной мере.
Конституционный строй становится реальным только в том случае, когда конституция носит истинно демократичный характер и реализуется обществом и государством .
Таким образом, конституционный строй - это особая совокупность формы и способа организации самого государства, основанного на праве и основных передовых государственных ценностей современного мира .
Конституционный строй являет собой определенный порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а государство действует в соответствии с конституцией, называется конституционным строем. Понятие конституционного строя обусловлено не только провозглашением, реализацией и гарантированием прав, но и иными элементами, подчеркивающими его многогранность и структурность: правосознанием, политической культурой и т.д.
Можно рассматривать конституционный строй и его основы как один из институтов конституционного права. В такой роли он может трактоваться как система конституционно-правовых установлений, норм и принципов, которые закрепляю конституционное содержание государственного и общественного строя .
Итак, конституционный строй представляет собой определенный порядок, при котором в обязательно соблюдаются права и свободы человека и гражданина. При этом правительство любой страны должно действовать согласно установленным законам, а сам порядок, при котором устанавливается конституционный строй, должен начинаться с точного определения главных принципов формирования государственных органов и власти в соответствии с требованиями гражданского общества.
Конституционный строй — это комплекс социальных, экономических и политико-правовых взаимоотношений, которые устанавливаются и охраняются конституцией и другими правовыми нормами.
Данная концепция в полной мере обеспечивает подчинение граждан правительственной власти. В демократическом государстве с указанным устройством общество занимает определенное положение. Государственный строй предполагает, что народ будет выступать в виде системы, которая полностью находится под управлением действующего правительства, а также одновременно исполняет роль саморегулирующейся структуры. При этом правительственные органы считаются инструментом регулирования, находящегося в то же время в прямой зависимости от действий социума и его потребностей.
1.2 Понятия и сущность основ конституционного строя РФ.
Основами конституционного строя являются положения, нормы и принципы, закрепленные в конституции, которые носят наиболее фундаментальный и важный характер. Они имеют важное значение, и такую характеристику как высшая юридическая сила по сравнению со всеми остальными юридическими нормами.
Следует отметить тот факт, что Конституция Российской Федерации содержит в себе лишь основополагающие положения, потому что, как указывалось многими авторами и законодателем, нельзя предусмотреть и прописать все возможные грани и варианты конституционного строя. Более детально механизм реализации и правового регулирования частных правоотношений, возникающих при реализации основ конституционного строя, закреплен в отраслевом законодательстве и специальных законах .
Институт основ конституционного строя закрепляет за собой основополагающие методы и принципы, которые определяют необходимое развитие социума в целом и обеспечивают оперативное осуществление обществом его суверенной воли, а также основных требований .
Это ключевой конституционный институт, имеющий своей задачей:
• определить содержание философии, формирующей теоретические системы для понимания всех политико-правовых органов;
• создать прочную нормативно-правовую концепцию развития полноценных общественных отношений на ближайшую и отдаленную перспективы;
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
I.Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.), Российская газета от 25 декабря, 1993 года.
2. Договор "О создании Союзного государства" (Москва, 8 декабря 1999 г.). Собрание законодательства Российской Федерации от 14 февраля 2000 г., N 7, ст. 786
3. Федеративный договор (Москва, 31 марта 1992 г.)
4. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // "Российская газета", N 202, 08.10.2003
5. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // "Российская газета", N 206, 19.10.1999
6. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" // "Российская газета", N 106, 15.06.2002
II. Научная и учебная литература:
7. Баранов П., Овчинников А., Мамычев А. Конституционно-правовая политика современной России. Идеи, приоритеты, ценности, направления. Монография. М.: ИЦ РИОР, 2018 – 80с.
8. Битюцкий Е.В. Конституционная модель современного российского федерализма. Пенза, 2017 – 241с.
9. Бредихин А.Л. Суверенитет: политический и правовой смысл // Государственная власть и местное самоуправление.- 2017.- N 3.- С. 3-4
10. Виноградов В. А. Конституционное право РФ в 2 ч. Часть 2 : учебник для академического бакалавриата / В. А. Виноградов, В. Д. Мазаев, С. В. Масленникова ; под общ. ред. В. А. Виноградова. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 291 с,
11. Козлова Е. И, Кутафин О. Е. Конституционное право России. — М. : ТК «Вел-би» ; Проспект, 2016 – 450с.
12. Конституционное право России : учеб. пособие. – Т. 1 : Общая часть. – Томск : Издательский Дом Томского государственного университета, 2015 – 330с.
13. Лучин В.О. Конституционное право России: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция». М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018 – 415с.
14. Мамаева Я.Ю. Особенности формы правления в России в контексте реализации отдельных полномочий главы государства // Конституционное и муниципальное право. 2014. N 3. С. 48-49
15. Матафонова Ю.А. Управление федеративным государством: базовые институты федеративной системы // Власть. 2014. N 11. С. 133-134
16. Морозова Л.А. Проблемы современной российской государственности. С-Пб., 2016 – 280с.
17. Нарутто С.В. Единство и многообразие российского федерализма // Актуальные проблемы российского права. 2017. N 9. С. 56-57
18. Политова И.П., Городилов А.А. К вопросу развития договорной основы федерализма в России // Государственная власть и местное самоуправление. 2017. N 6. С. 20-21
19. Положенцева Н.Ю. Особенности взаимодействия государства и политических партий в условиях смешанной, парламентской и президентской форм правления // Конституционное и муниципальное право. 2015. N 8. С. 42-43
20. Семеновский И.Д. Конституционные основы регулирования принципов федеративного устройства в Бразилии, Индии и России // Современный юрист. 2017. N 2. С. 22-23
21. Семеновский И.Д. О некоторых особенностях государственно-территориального устройства современных федеративных государств // Конституционное и муниципальное право. 2017. N 2. С. 38-39
22. Стрекозов В. Г. Конституционное право России : учебник для академического бакалавриата / В. Г. Стрекозов. — 7-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018 – 510с.
23. Темираев А.В. Принцип территориальной целостности и право народов на самоопределение как принципы российского федерализма // Актуальные проблемы российского права. 2016. № 6. С. 89-90
24. Худолей К. М. Закрепление суперпрезидентской республики в Конституции Российской Федерации // Актуальные теоретические и практические вопросы развития юридической с науки: общегосударственный и региональный аспекты. 2015. № 1. С. 169-170
25. Чиркин В. Е. Конституционное право России : учебник. — М., 2017 – 605с.
26. Шарифов М.Ш. Влияние этнократизма на обеспечение государственного суверенитета и федерализма // Конституционное и муниципальное право. 2016. N 7. С. 29-30
27. Шарифов М.Ш. Влияние этнократизма на обеспечение государственного суверенитета и федерализма // Конституционное и муниципальное право. 2016. N 7. С. 24-25
28. Шустров Д.Г. Essentia constitutions: Конституция Российской Федерации в фокусе теорий конституции XX - XXI веков // Сравнительное конституционное обозрение. 2017. N 5. С. 82-83