Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Картина мира понимается как отражение объективного мира в психике человека в форме материи и её когнитивного образа. По постоянному развитию теории речевой деятельности, по мнениям русских психолингвистических учёных, речевая деятельность понимается как взаимосвязь картины (отражения) и процесса (деятельности). Считается, что в психолингвистике должна рассматриваться взаимосвязь коммуникативной речевой деятельности и языковой картины мира (ЯКМ) человека.
Язык человека - это его взгляды на мироустройство, его мировоззрение и поведение. Как говорит человек, так, соответственно, и думает, ведь важнейшей функцией речи как деятельности является функция выражения мысли, интеллекта человека. Благодаря речи-языку можно судить о том, с кем мы имеем дело: определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной «закомплексованности». Связь речи и мышления двусторонняя: речь в мысли не только формулируется, но и формируется. Четкое выражение своей мысли, точный подбор слов, богатство речи формируют мышление человека и его профессиональные навыки во всех областях человеческой деятельности. Язык и его практическое воплощение - речь - отражают состояние нравственности общества.
Культурный аспект коммуникации невозможно представить вне учения о культуре речи. Анализируя данный раздел науки о языке, нельзя не затронуть ретроспективный, исторический фактор, который очень значим в этой области знания, несмотря на то, что культура речи - это сравнительно новая дисциплина лингвистического знания. В процессе истории формировались функции культуры речи, накапливался опыт, возникали споры и дискуссии, ее языковой аспект определялся стабилизацией литературного языка. Русский язык формировался на основе славянского, он признан языком литературы и образования в XVIII в., а так называемый современный русский литературный язык ведет свою историю от эпохи А.С. Пушкина. Действительно, несмотря на постоянное обновление, литературный язык той эпохи понятен нашим современникам и служит образцом. Становление литературного языка породило понятие и правило нормы: в области произношения, словообразования, словоупотребления, формообразования, сочетания слов и их связи в предложении. Огромный вклад в развитие лингвистики внесли М.В. Ломоносов, А.Х. Востоков, И.А. Бодуэн де Куртене, В.В. Виноградов. Место риторики в XIX в. заняла стилистика, включавшая и элементы постепенно вызревавшей в недрах филологии XX в. культуры речи, как научной дисциплины. В XX веке В.И. Чернышев, Л.В. Щерба, Г.О. Винокур, Б.Д. Томашевский, В.В. Виноградов, С.И. Ожегов и их многочисленные ученики постепенно, все полнее и шире осмысливали совокупность явлений, обозначаемую термином «культура речи» или «речевая культура».
Объект исследования – языковая картина мира. Предмет исследования – взаимодействие языковой картины мира с иными целостными представлениями о реальности.
Цель работы – характеристика категории языковой картины мира.
В соответствии с целью исследовательские задачи работы предусматривают:
1. Анализ явления языка в конструировании жизненного мира с точки зрения феноменологии.
2. Характеристику роли языка в разделении смыслов.
3. Обзор концепции лингвистической относительности.
4. Описание взаимодействия языковой картины мира и социального запаса знаний.
1.Роль языка в конструировании жизненного мира с точки зрения феноменологии (Э. Гуссерль)
Структурализм – интеллектуальное течение в гуманитарных и социальных науках середины ХХ века, раскрывающее модели, которые лежат в основе культурно-социальных явлений.
Уже позднее это течение распределилось в других областях, распространяя методы лингво-семиотического анализа на другие области культуры. Такое распространение лингво-семиотических приемов на другие области гуманитарных наук не случаен, поскольку лингвистика в этот период занимала первое место в гуманитарном знании, язык понимался одним из самых достоверных фиксаторов мысли и опыта в любой области. К тому же общей тенденцией всего 20 века было устремление к анализу и критике языка, а не критика и анализ сознания.
Структурная лингвистика – дисциплина, занимающаяся изучением языка, который выступает ее предметом и изучается с позиции строения и организации в общем и с точки зрения строения состоящих из него компонентов.
Строением любого элемента языка принято называть структурой, поэтому языковые структуры становятся предметом структурной лингвистики. Специфичным в структурной лингвистике становится взаимоотношения компонентов друг с другом какого-либо языкового объекта.
Структурная лингвистика выступает в роли методологического образца для структурализма. Это одно из самых влиятельных течений 20-го века в науке о языке.
Лингвисты прибегают к способу описания скрытых противопоставлений, правил, структур, которые характеризуют языковые высказывания, делая их возможными. Структуралисты в свою очередь делают объектом своего изучения одежду, литературу, миф, жест, пытаясь определить скрытую систему противопоставлений, которая будет определять структуру конкретных действий.
Проблематикой структурализма выступает то, как человек воспринимает окружающий мир через языковую призму. На мир в свою очередь набрасывается языковая сетка, поскольку в мире есть то, что есть в языке. Таким образом, проблема языка становится центральной для структурализма.
Основоположником структурализма и современной лингвистики является Ф. де Соссюр (1857 – 1913). Лингвистика включается в научную область, а «Курс общей лингвистики» де Соссюра оказывает большое воздействие на представителей языковедения.
Заслуга де Соссюра в лингвистике основывается на том, что он вывел различие реальных актов речи и той системой, которая лежит в их основе.
Он утверждал, что лингвистике необходимо сконцентрировать свое внимание на том, чтобы описывать систему через определение ее элементов и их взаимоотношения. Это исследование языка как системы знаков, с целью выявления противопоставлений, которые создают значения, комбинирования для управления построения языковых последовательностей.
Де Соссюр вывел в лингвистике ряд идей, которые были приняты в последующем всеми структуралистами:
• Разделение понятий языка и речи.
• Направленность лингвистики на исследование языка.
• Представление о языке как системе знаков.
• Деление лингвистики на синхроническую и диахроническую.
• Установление отношений языковых единиц друг с другом.
Концептуальные черты структурализма доработались и окончательно оформились тремя школами:
1. Пражский лингвистический кружок – основанный чешским лингвистом Вилемом Матезиусом в 1926 году, который теоретически выдвигал принципы структурного описания языка, и определял его как систему средств выражения, которая представлялась как функциональная система, имеющая свою целевую направленность, что привело к весьма верному пониманию функционирования языковой системы.
2. Копенгагенский лингвистический кружок - Глоссематика, основанный в 1931 году Л. Ельмслевом и В. Брёндалем развивающая идею Соссюра о языке, который выступает как система чистых отношений, без акцента на категорию времени.
3. Американская школа структурной лингвистики - Дескриптивизм, основанный Л. Блумфильдом в 1920-х годах, отталкивающаяся не от абстрактных процессов, а от опыта описания языка, пытаясь изучить объекты через образец естественных наук.
На современном уровне развития исследований в области философии языка можно наблюдать две основные тенденции - в рамках аналитической традиции и в рамках феноменологии. Исследования в рамках аналитической философии обусловлены изучением функционирования языка как средства коммуникации, прояснением его глубинных логических структур и противопоставлением особенностей его грамматического строя, эксплицируя при этом его смысловое богатство (от Г. Фреге и Л. Витгенштейна к Д. Остину, Д. Серлу и др.). Интерес феноменологов обусловлен интересом к тому, как действительность воспринимается человеком, вопросами деятельности сознания, а значит и функционированием языка, при этом реальность поставляет лишь сырой аморфный материал, подлежащий полной переработке сознанием. Важным в этой связи становится выявление характеристики так называемого «чистого сознания», «чистой субъективности», так как они определяют все возможные формы жизненного мира, а, следовательно, и формы научно-практической деятельности человека. При этом сознание выполняет двойную функцию: оно является одновременно и предметом, и средством аналитической деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Акишина А.А., Каган О.Е. Учимся учить: Для преподавателя русского языка как иностранного. 2-е изд., испр. и доп. М.: Русский язык. Курсы, 2002. 256 с.
2. Балыхина Т.М. Методика преподавания русского языка как неродного (нового): учебное пособие. Изд. 2-е, испр. М.: РУДН, 2010. 188 с.
3. Виноградов В. В. Словообразование в его отношении к грамматике и лексикологии // Виноградов В. В. Исследования по русской грамматике. М., 1975.
4. Винокур Г. О. Заметки по русскому словообразованию // Избр. работы по русскому языку. М., 1959.
5. Земская Е. А. Современный русский язык. Словообразование. М., 1973.
6. Крючкова Л.С., Мощинская Н.В. Практическая методика обучения русскому языку как иностранному: учебное пособие. 2-е изд. М.: Флинта: Наука, 2011. 480 с. (Русский язык как иностранный).
7. Лопатин В. В. Русская словообразовательная морфемика. М., 1977.
8. Лопатин В. В., Улуханов И. С. Словообразование // Русская грамматика. М., 1980. Т. 1.
9. Марочкин А.И. Лексико-фразеологические особенности молодежного жаргона: на материале речи молодежи Воронежа: автореф. дис. … канд. филол. наук. – Воронеж: 1988.
10. Михайлов, В. А. Особенности развития информационно-коммуникативной среды современного общества / В. А. Михайлов, С. В. Михайлов // Актуальные проблемы теории коммуникации: сб. науч. тр. - Санкт-Петербург, 2004. - С. 34-52.
11. Моисеев А. И. Основные вопросы словообразования в современном русском языке. Л., 1987.
12. Мусатов В.Н. Русский язык: морфемика, морфонология, словообразование: учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2010. 360 с.
13. Нахимова Е.А. Прецедентные имена в массовой коммуникации- Екатеринбург, 2017.
14. Немченко В. Н. Современный русский язык. Словообразование. М., 1984.
15. Пешковский А. М. Избранные труды. М., 1959.
16. Смирницкий А. И. Некоторые замечания о принципах морфологического анализа слов // Доклады и сообщения филол. фак-та МГУ : изд-во МГУ. 1948. Вып. 5.
17. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц : в 2 ч. Ч. 2 : Морфология. Синтаксис / В. В. Бабайцева. Н. А. Николина, Л. Д. Чеснокова и др.; под ред. Е. И. Дибровой. М., 2002.
18. Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: в 2 т. М., 1985.
19. Требования по русскому языку как иностранному. Первый уровень. Общее владение. 2-й вариант / Н.П. Андрюшина и др. 2-е изд. М.; СПб.: Златоуст, 2009. 32 с.
20. Филиппова Л.С. Современный русский язык. Морфемика. Словообразование: учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2009. 248 с.