Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы заключается в том, что системный подход к развитию физической культуры и спорта, расширение самостоятельности государственных и муниципальных учреждений, модернизация физического воспитания населения и подготовки спортивного резерва, требуют изменения приоритетов деятельности, функций и структуры органов управления физической культурой и спортом всех уровней.
В настоящее время на всех уровнях государственного управления растет осознание необходимости решения проблем обеспечения массового спорта, организации пропаганды физической культуры, в целях укрепления здоровья, предупреждения заболеваний, повышения и популяризации здорового образа жизни.
Важнейшая социальная задача современного общества состоит в том, чтобы вырастить поколение граждан, гармонически сочетающих в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. При этом важнейшим материальным, интеллектуальным и духовным средством воспитания гармонично развитой, социально активной личности является физическая культура и спорт.
Воспитание в человеке высоких моральных, волевых, эмоциональных, коммуникативных качеств означает оздоровление общества, гармонизацию социальной жизни и в результате повышение созидательного общественного настроя. Кроме того, в условиях все увеличивающейся нагрузки на человека в результате воздействия неблагоприятных экологических и антропогенных факторов, в условиях загрязнения окружающей среды, распространения вредных привычек, общего ухудшения здоровья населения немаловажным является воспитание в человеке стремления к здоровому образу жизни.
Особое место в вовлечении населения в систематические занятия физической культурой и спортом отводится общественным физкультурно - спортивным организациям, физкультурно-спортивным клубам и обществам, общественным молодежным организации и движениям.
Степень разработанности темы исследования. Физическую культуру и спорт как объект управления рассматривали М.И. Золотов, В.В. Кузин, М.Е. А.С. Соколов. Спортивную политику России на федеральном уровне рассмотрели А.А. Исаева, С.Е. Воронин, А.Ф. Антипов, и другие.
Объектом исследования является физическая культура и спорт.
Предмет исследования - современные тенденции развития спорта.
Цель работы – рассмотреть основные тенденции развития спорта и системы спортивной подготовки.
Задачи:
- рассмотреть понятия и структуру физической культуры ;
- определить ценностно-нормативную природу физической культуры;
- выявить социальный потенциал физической культуры и спорта ;
- рассмотреть приоритетные направления развития физической культуры и спорта в субъектах Российской федерации;
- проанализировать приоритетные направления развития физической культуры и спорта в субъектах Российской федерации.
Теоретической основой исследования служат труды ведущих в данной области отечественных ученых, таких как А.Ф. Антипов, С. Е. Воронин, В.Б. Зотов, М.И. Золотов, В.В. Кузин, В.М. Краснов, М.И. Золотарев, А.П. Исаев, С.А. Лычагина, Т.В. Потапова и другие.
Методы и организация исследования. Использовались такие методы научного исследования, как анализ научно-методической литературы и документальных материалов.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Тенденции развития современного спорта
1.1.Понятие и структура физической культуры
Физическая культура - это важная составляющая общей культуры человека, которая представляет собой специфический процесс, способ и средство физического совершенствования человека, направленного на укрепление и сохранение здоровья на долгие годы . Задачей физической культуры является предупреждение заболеваний, увеличение сопротивляемости организма вредному воздействию внешней среды, общее оздоровление организма. Иными словами, физкультура наряду с другими оздоровительными направлениями, представляет собой совокупность определённых ценностей и знаний, направленных на формирование оптимального фона для полноценной жизнедеятельности человека, и общества в целом.
Физкультура может выступать как эффективное средство для профилактики, гигиены, оздоровления и укрепления организма (оздоровительная физкультура), а так же как метод лечения при различных заболеваниях, реабилитации и восстановления здоровья (лечебная физкультура).
История физической культуры вскрывает закономерности становления и развития физической культуры как общественно - социального феномена. Под теорией физической культуры понимают как систему обобщающих понятий, положений, отражающую объективные закономерности её развития, а под методикой физического воспитания - совокупность приёмов для решения определённых теоретических и практических задач.
Теория и методика физического воспитания является наукой, изучающей закономерности процесса физического воспитания, и относится она к циклу педагогических наук. Она выясняет цели и задачи физического воспитания, взаимосвязь его с другими сторонами воспитания личности .
Современные представления о физической культуре личности связаны с формированием личности, способной использовать достижения физической культуры для собственного саморазвития и самосовершенствования.
Современные концепции физического воспитания - это основные направления в развитии физической культуры, направленные на удовлетворение потребностей людей в сфере физической культуры: оздоровительные системы ФК, спортивно - массовые .
Целенаправленность управления предполагает, что оно всегда направлено на определенный объект, который выступает в качестве объекта управления.
В самом общем виде объектом управления в сфере физической культуры и спорта является вся функционирующая в стране система физического воспитания в целом и составляющие ее соответственные звенья (воспитание по государственным программам, самостоятельно организованное физкультурное движение в различных сферах деятельности).
Объектом управления физической культурой является сознательно, целенаправленно поддерживаемая педагогически целесообразная пропорциональность между элементами системы физического воспитания, сбалансированное и планомерное развитие физической культуры и спорта, как в ведомственных народнохозяйственных сферах, так и административно - территориальных регионах.
Помимо знания теоретических основ физической культуры и спорта для управления деятельностью также необходимо иметь представление о социально-экономических и других аспектов жизни общества теоретические основы управления, нормативно-правовой базе спорта, а также социально - психологические основы управления.
1.2. Ценностно-нормативная природа физической культуры
В последнее время в нашей стране очень остро стоит проблема внешнеэкономического и политического кризиса. Социальная ситуация населения естественным образом отражается на молодежи, ухудшая его физическое и психическое состояние, что провоцирует стремительный рост злоупотребления алкоголя, наркотиков, курения и преступности среди молодежи. Говоря о современном российском обществе эти проблемы, не изменились и заключаются, в том, что темпы ухудшения физического состояния молодежи очень велики; а также, в том, что физический статус детей и молодежи по всем основным показателям имеет убывающую тенденцию, то есть продолжает ухудшаться с течением времени .
Поэтому стала очевидной потребность населения в использовании средств физической культуры для создания нового стиля жизни, нового менталитета молодежи в отношении основных ценностей физической культуры как важнейших факторов обеспечения жизнеспособности и активности молодежи.
Проблема понимания ценностей физической культуры молодого поколения показывает, как важно переосмысление простого понимания физической культуры лишь как средства «физического воспроизводства» человека с игнорированием и не пониманием ее действительного культурного, ценностного и духовного предназначения.
Анализ ценностей физической культуры молодого поколения актуален также в осмыслении таких важных понятий как жизнь,
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Алексеев, С.В. Физическая культура и спорт в Российской Федерации: новые вызовы современности: Монография / С.В. Алексеев, Р.Г. Гостев, Ю.Ф. Курамшин. - М.: Теор. и практ. физ. культ., 2013. - 780 c.
2. Виленский, М.Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: Учебное пособие / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. - М.: КноРус, 2013. - 240 c.
3. Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни. Проблемы и перспективы массовой спортивной индивидуализации. М., 2011. – с. 144.
4. Вулах М. Г. Понятие и сущность системы управления физической культурой и спортом в России как объекта правового регулирования административным правом // Спорт: экономика, право, управление. 2010. № 3. С. 12-14.
5. Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта: Учеб. пособие для студентов / Б.Р. Голощапов. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. – с. 98.
6. Коробейников Н.К. и др. Физическое воспитание. М.: Высш. шк., 2010. - 384 с.
7. Красников А. А. Проблемы общей теории спортивных соревнований. М.: СпортАкадемПресс, 2013. 324 с.
8. Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры. М., 2013., стр.47.
9. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. (Часть 1. Введение в общую теорию физической культуры). Учебник для высших специальных физкультурных учебных заведений: - М.РГАФК. 2012. стр. 127.
10. Мельник Т. Е. Проблемы правового регулирования в области физической культуры и спорта // Журнал российского права. 2013. № 1.С. 141.
11. Муллер, А.Б. Физическая культура: Учебник и практикум для СПО / А.Б. Муллер, Н.С. Дядичкина, Ю.А. Богащенко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 424 c.
12. Паначев В.Д. Влияние физической культуры и спорта на саморазвитие личности студента. Пермь, 2014. С. 200.
13. Пономарев Г. Н. Образование в области физической культуры: физкультурное или физическое? // Вестник Балтийской педагогической академии. Вып. 47. Т. 1: Актуальные научно-педагогические проблемы физической культуры. 2012. С. 342.
14. Проскурина Е. Ф. Влияние спорта на формирование личности [Текст] / Е. Ф. Проскурина, А. С. Горбовская // Научные исследования: от теории к практике: материалы X Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 30 окт. 2016 г.). В 2 т. Т. 1 / редкол.: О. Н. Широков. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 4 (10). — С. 251–253.
15. Серова Л.К. Психология личности спортсмена. - М.: АсТ, 2013. - 116 с.
16. Столбов В.В. История и организация физической культуры и спорта: учебное пособие. - М.: Просвещение, 2013. – с. 56.
17. Теория и методика физической культуры /Под общей редакцией Ж.К. Холодова, В.С. Кузнецова, Г.З. Карнаухова. – М.: 4-й филиал Воениздата, 2011., с.24
18. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. – М.: Советский спорт, 2012. с. 220.
19. Физическая культура и физическая подготовка: Учебник. / Под ред. В.Я. Кикотя, И.С. Барчукова. - М.: ЮНИТИ, 2016. - 431 c.
20. Физическая культура: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. - М.: Гардарики, 2010. – с. 52.
21. Хасанов А. Т. Физическая культура и спорт как важный аспект в формировании личности // Молодой ученый. — 2017. — №11. — С. 527-529
22. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. М.: Издательский центр «Академия», 2013., с.147
23. Царик А.В. О культуре физической и духовной. / А.В. Царик. - М.: Знание, 2009.- с. 67.