Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы работы обосновывается тем, что в настоящее время наше общество находится на стадии структурных преобразований и изменений общесистемного характера. Именно сейчас, проводя реформы во всех сферах общественной жизни, закладывается фундамент, основы будущего экономического, политического, социального устройства. Объективно создается реальная система гарантий законности в государстве.
Как отмечено, было главой государства В.В. Путиным в феврале в 2019 в Послании Федеральному собранию «нравственным каркасом» российского общества являются семейные ценности. Поэтому государство оказывает всестороннюю поддержку семьям. В этой связи Владимир Путин анонсировал увеличение детских пособий и налоговых льгот, а также снижение ипотечных ставок и прямое выделение средств из федерального бюджета на погашение ипотеки многодетным семьям. По его словам, сокращение налоговой нагрузки на семьи в стране должно быть реализовано по принципу: «больше детей – меньше налогов».
Эффективные и развитые национальные системы социального обеспечения являются мощными инструментами предоставления гарантированного дохода, предотвращения и сокращения бедности и неравенства и построения инклюзивного общества. Таким образом, они укрепляют социальную сплоченность и способствуют установлению и поддержанию социального мира. Проведенные исследования Международной организации труда (далее - МОТ) показывают, что адекватная социальная защита повышает производительность и развитие человеческого потенциала, позволяет работникам адаптироваться к изменениям и способствует объективным и инклюзивным структурным изменениям. Инвестирование в социальную защиту - это инвестирование в здоровое, продуктивное и равноправное общество.
Целью данной работы ставится комплексное изучение источников права социального обеспечения.
Для достижения поставленной цели представляется необходимым решение следующих задач исследования:
• Рассмотреть источники права социального обеспечения теоретико-правовой аспект (понятие, классификация);
• Исследовать систематизацию источников права социального обеспечения;
• Рассмотреть международные нормы как источник права социального обеспечения;
• Проанализировать национальное законодательство РФ о социальном обеспечении
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с правом социального обеспечения в России.
Предметом исследования данной работы являются нормы действующего законодательства и иные нормативные правовые акты, составляющие право социального обеспечения, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме исследования.
В работе применяются общие и частные методы исследования, в том числе описательный, историко-юридический, системно-правовой, формально-юридический, метод сравнительного анализа.
Нормативно-правовой основой данной работы составили международные и внутригосударственные нормативные правовые акты, официальные документы, статистические данные, обзоры юридической практики, справочная литература.
Эмпирическую основу исследования составили материалы судебной практики, содержащие сведения о социальном обеспечении в Российской Федерации.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1 ГЛАВА. ПОНЯТИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1.1. Источники права социального обеспечения теоретико-правовой аспект (понятие,классификация)
Высшей юридической силой в Российской Федерации обладает Конституция, являющаяся актом прямого действия. В этом качестве она выступает основополагающим источником права социального обеспечения.
В статье 7 Конституции закреплены исходные юридические начала развития Российской Федерации как социального государства. Кроме того, принципиальное значение для всей системы права социального обеспечения имеют закрепленные Конституцией субъективные права и юридические гарантии в социальной сфере.
С точки зрения юридической силы выделяют также законы и подзаконные нормативные акты. В силу принадлежности права социального обеспечения к числу комплексных отраслей, оно не имеет единого кодифицированного законодательного источника регулирования. Однако среди его источников можно отметить значительное число законов, регулирующих общественные отношения применительно к конкретным видам социального обеспечения, такие как Федеральные законы «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и др.
Подзаконное регулирование также имеет важное значение в формировании системы источников права социального обеспечения. Наиболее существенным признаком подзаконных нормативных актов является принятие их в соответствии с законами и в их развитие.
В иерархии подзаконных нормативных актов наибольшей юридической силой обладают указы и распоряжения Президента Российской Федерации. Ступенью ниже в этой иерархии находятся постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации. Правом издавать нормативные акты по вопросам, отнесенным к их компетенции, наделены также другие органы исполнительной власти - министерства, федеральные агентства, федеральные службы. Значительное количество среди подзаконных источников права социального обеспечения составляют постановления и приказы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
С точки зрения территориальной сферы действия нормативные акты делятся на федеральные, нормативные акты субъектов Российской Федерации и муниципальные нормативные акты.
Актами международного права, имеющими статус источника права социального обеспечения, являются конвенции Международной организации труда (МОТ), межгосударственные договоры и соглашения Российской Федерации. Среди последних важное значение имеют соглашения государств - участников СНГ.
В последние годы произошли существенные изменения в правовом регулировании социальной сферы. Были приняты новые Федеральные законы от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Указ Президента РФ от 7 июля 2011 г. № 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации», Постановления Правительства РФ от 19 июня 2012 г. № 608 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации», от 19 июня 2012 г. № 610 «Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации» и другие.
В юридической литературе развернулось широкое обсуждение новаций нового законодательства, регулирующего общественные отношения в социальной сфере.
Приведем пример на анализе новелл законодательства об охране здоровья граждан. Это право закреплено в ч. 1 ст. 41 Конституции РФ. В ст. 19 нового ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
В соответствии с предписаниями ст. 43 нового Закона, граждане, страдающие социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, теперь имеют одинаковый правовой статус в отношении оказания им медицинской помощи. Пробелы законодательства в отношении регулирования предоставления медико-социальной помощи этим двум категориям гражданам выражаются, по мнению А.А. Мохова, в следующем: «в Законе отсутствует легальное определение данных заболеваний; между социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
РАЗДЕЛ 1 НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ И ИНЫЕ ОФИЦИАЛЬНЫЕ АКТЫ
1. Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 // Российская газета, 10.12.1998.
2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // Бюллетень Верховного Суда РФ, № 12, 1994.
3. Конвенция № 102 Международной организации труда «О минимальных нормах социального обеспечения». Заключена в г. Женеве 28.06.1952.// Авторское право. Международная Организация Труда. Воспроизведение разрешено
4. Конвенция № 118 Международной организации труда «О равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения». Заключена в г. Женеве 28.06.1962 // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 - 1990. Т. II.- Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 1330 - 1337.
5. Конвенция № 128 Международной организации труда «О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца». Заключена в г. Женеве 29.06.1967 // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 - 1990. Т. II.- Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 1531 - 1552.
6. Конвенция № 157 Международной организации труда «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения». Заключена в г. Женеве 21.06.1982 // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 - 1990. Т. II.- Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 1971 - 1982.
7. Рекомендация № 67 Международной организации труда «Об обеспечении дохода» // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919 - 1956. Т. I.- Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 591 - 612.
8. Рекомендация № 69 Международной организации труда «О медицинском обслуживании». Принята в г. Филадельфии 12.05.1944 на 26-ой сессии Генеральной конференции МОТ // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919 - 1956. Т. I.- Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 616 - 633.
9. Рекомендация № 202 Международной организации труда «О минимальных уровнях социальной защиты». Принята в г. Женеве 14.06.2012 на 101-й сессии Генеральной конференции МОТ) // Авторское право. Международная Организация Труда.
10. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // СЗ РФ.2014. № 31. Ст. 4398.
11. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ // СЗ РФ.1996. № 1. Ст. 16.
12. Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ // СЗ РФ.2002. № 1. Ст. 3.
13. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133.
14. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2011. № 48. Ст. 6724.
15. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. № 51. Ст. 4831.
16. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. № 52. Ст. 4920.
17. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2012. № 53. Ст. 7598.
18. Федеральный закон от 21.12.2013 № 371-ФЗ «О внесении изменений в статьи 26.3 и 26.3-1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 2013. № 51. Ст. 6691.
19. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2013. № 52. Ст. 7007.
20. Указ Президента РФ от 07.07.2011 № 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации» // СЗ РФ. 2011. № 28. Ст. 4168.
21. Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 № 610 «Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации» СЗ РФ. 2012. № 26. Ст. 3528.
22. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // СЗ РФ. 2008. № 47. Ст. 5489.
РАЗДЕЛ 2 ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
23. Андрющенко О.Е. Формирование модели социальной защиты населения в условиях социальной модернизации России // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2012. № 3. С. 172 - 177.
24. Барышникова Т.Ю. Право социального страхования как подотрасль права социального обеспечения // Социальное и пенсионное право. 2015. № 2. С. 13 – 18.
25. Беляева Ю.Н. О социальных функциях государства // Журнал российского права. 2016. № 1. С. 99 - 106.
26. Бондарь Н.С. Конституционный Суд Российской Федерации - гарант социальных прав граждан // Право и власть. 2002. № 2. С. 2.
27. Габов А.В. Баланс конституционно защищаемых ценностей и интересов как условие реализации социальных гарантий // Право и социальное развитие: новая гуманистическая иерархия ценностей: Монография / Отв. ред. А.В. Габов, Н.В. Путило. М., 2015.
28. Еременко В.И. Реорганизация государственных академий наук России // Законодательство и экономика. 2013. № 11;
29. Кирилловых А.А. Отдельные проблемы юридической техники и содержательной стороны норм Закона «Об образовании в Российской Федерации» // Законодательство и экономика. 2013. № 7;
30. Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Европейский Союз, Соединенные Штаты Америки, Япония: учеб. пособие. - 8-е изд., исправл. и доп.- М.: Инфотропик Медиа, 2012. С. 270 - 308.
31. Конституции государств Азии. Том 2. Средняя Азия и Индостан.- М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: Норма, 2010. С. 177 - 448.
32. Лушникова М.В., Лушников А.М. Курс права социального обеспечения. М., 2009. С. 5 - 9.
33. Мелехин А.И. Обзор норм и положений Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс». 2012. - 312 с.
34. Мальков В.Л., Наджафов Д.Г. Америка на перепутье. 1929 - 1938: Очерк социально-политической истории «нового курса» в США. М., 1967. С. 74.
35. Мохов А.А. Правовые режимы осуществления предпринимательской деятельности // Сборник научно-практических статей II Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы предпринимательского и корпоративного права в России и за рубежом» (22 апреля 2015 г., г. Москва) / Под ред. С.Д. Могилевского, М.А. Егоровой. М.: Юстицинформ, 2015. С. 64 - 67.
36. Мохов А.А. Социально значимые заболевания и заболевания, представляющие опасность для окружающих // Правовые вопросы в здравоохранении. 2012. № 1. С. 10 - 21.
37. Основной закон Федеративной Республики Германия. Принят 23.05.1949 // Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Европейский Союз, Соединенные Штаты Америки, Япония: учеб. пособие. - 8-е изд., исправл. и доп.- М.: Инфотропик Медиа, 2012. С. 164 - 245.
38. Путило Н.В. Юридические критерии социального государства: новые подходы // Журнал российского права. 2016. № 10. С. 19.
39. Рождественская Н.В., Богуславская С.Б. Измерение социального эффекта экологических инициатив // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экономический менеджмент». 2015. № 1. С. 198.
40. Социальное обеспечение: настоящее и будущее: Монография / Отв. ред. М.Л. Захаров, Ю.В. Воронин. М., 2017. С. 89.
41. Фрайот С. Социальные и экономические права в США: где их искать? // Сравнительное конституционное обозрение. 2008. № 1. С. 101 - 102.
42. Хабриева Т.Я. Основные векторы и проблемы развития социального законодательства // Журнал российского права. 2014. № 8.С. 9.
43. Черепанцева Ю.С. Современное состояние законодательства о социальном обеспечении: основные проблемы // Труды Оренбургского института (филиала) Московской государственной юридической академии. 2011. № 14. С. 156 – 161.
44. Шелудякова Т.В. Правовое регулирование и анализ принципов социальной политики государства // Социальное и пенсионное право. 2016. № 3. С. 15.
45. Эртель Л.А. Особенности правового регулирования медико-социальной помощи // Социальное и пенсионное право. 2013. № 2;
РАЗДЕЛ 3 ПОСТАНОВЛЕНИЯ ВЫСШИХ СУДЕБНЫХ ИНСТАНЦИЙ И МАТЕРИАЛЫ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ
46. Постановление Конституционного Суда РФ от 16.12.1997 № 20-П // Вестник Конституционного Суда РФ. 1998. № 1.
47. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации. 2017. № 1. Документ официально опубликован не был [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 19.04.2019).
48. Апелляционное постановление Октябрьского районного суда г. Барнаула от 11 декабря 2015 г. по делу № 10-46/15 Документ официально опубликован не был [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 19.04.2019).
49. Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 06.04.2016 № 33-6033/2016 по делу № 2-5308/2015 Документ официально опубликован не был [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 19.04.2019).