Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Перед тем, как приступить к освещению темы курсовой, следует отметить, что речь пойдет об обучении учащихся немузыкальных учебных заведений (общеобразовательных школ, колледжей, институтов, университетов и т. п.) с целью введения их в общемировую музыкальную культуру путем приобретения ими навыков любительского музицирования и ансамблевой игры на фортепиано.
Задачами данной курсовой являются:
- рассмотрение историографии фортепианной музыки в системе общего музыкального образования;
- рассмотрение методик экспресс-обучения игре на фортепиано;
- рассмотрение методик свободного музицирования, т. е. игре без нот популярных мелодий с аккомпанементом, а также игре в ансамбле и аккомпанирование азам сочинительства, поскольку приемы композиции входят в ряд методик преподавания;
- Рассмотрение методики обучения музицированию на основе логического понимания ребенком процесса и смысла создания музыкальной композиции.
Данные методики требует от педагога не только владения инструментом (т. е. пианистических навыков), но и (что более существенно!) достаточно глубоких музыкальных знаний: гармонии, полифонии, законов композиции, а также умения играть по слуху, сочинять, импровизировать.
Исходя из вышеизложенного, понятно, что методика преподавания в общеобразовательных учреждениях существенно отличается от традиционной, принятой в системе начального специализированного музыкального образования. И это естественно, ибо детские музыкальные школы (ДМШ) представляют собой ни что иное, как начальное звено длинной цепи профессионально-специализированного обучения академической музыке: школа-училище-консерватория, а потому подчинены всем своим существом (программой, учебным и репертуарным планом и т. п.) верхнему звену – консерватории.
Целью курсовой является рассмотрение форм и методов преподавания в системе общего музыкального образования. Объектом исследования будет выступать фортепианная музыка. Предметом исследования – методики преподавания фортепианной музыки в исторической перспективе.
Так как европейские методики преподавания по классу фортепиано являются в достаточной мере изученной и избитой темой, обратимся к отечественным наработкам.
ГЛАВА 1. ИСТОРИОГРАФИЯ ИЗУЧЕНИЯ ФОРТЕПИАННОЙ МУЗЫКИ В РОССИИ XIX-XXВ
1.1 Фортепиано и его роль в музыкальном воспитании и образовании
Фортепиано принадлежит к семейству клавишно-струнных инструментов (клавесин, клавикорд), главной отличительной особенностью которых является возможность исполнения многоголосия, что недоступно другим музыкальным инструментам (смычковым, духовым). Добавив к этому широкие звуковысотные, тембровые и динамические возможности инструмента, становится ясным тот факт, почему именно одна из конструкций фортепиано (его концертный вариант) получила название «рояль» (royal –королевский!).
Действительно, в исполнительском искусстве рояль – инструмент «номер один» (сольный и аккомпанирующий). Но и в быту, в мире любительского музицирования не обойтись без фортепиано: здесь его просветительская роль в музыкальном воспитании неоценима. Не обойтись без обучения игре на фортепиано и музыкантам самых различных специализаций: вокалистам и хоровикам, дирижерам и инструменталистам, теоретикам, композиторам, аранжировщикам.
Таким образом, воспитательные, образовательные и просветительские функции обучения игре на этом инструменте неоспоримы.
Это подтверждает и вся история развития пианистического искусства. Еще в XVI – XVIII веках обучение игре на клавире (родоначальнике фортепиано) трактовалось не с позиций профессионального исполнительства, а скорее в учебно-воспитательном, общем музыкально-образовательном ракурсе. Не требующие, как правило, себе музыкального партнерства (в отличие от сольных инструментов), удобные для использования в домашних условиях, клавишно-струнные инструменты составляли подлинный фундамент бытового музицирования. Популярность клавира (в Англии – верджинала, во Франции – клавесина) среди европейцев была исключительно велика. Клавир – непременный спутник всех музыкальных начинаний в домашних собраниях и разного рода художественных кружках, он обязательный «участник» великосветских празднеств и увеселений. Диапазон его практического применения необычайно широк: на нем исполняют сольные инструментальные пьесы, под его аккомпанемент поют и танцуют, его используют в камерных ансамблях и т. д. Владение клавиром почитается высоко, служит своего рода приметой истинно светского воспитания. Завоевав первоначально западноевропейский аристократический салон, став «благородной утехой» знати, клавир с течением времени, постепенно, но неуклонно, в глубь и вширь, захватывает средние, достаточно просвещенные слои населения, входит в моду в бюргерской, буржуазно-городской среде. Не случайно огромное количество пьес для клавира, созданных в XVI - XVIII веках, предназначалось непосредственно любителю.
Принципиально важно понимать следующее: популярный в быту более чем любой другой музыкальный инструмент, снискавший единодушные симпатии многочисленной армии меломанов, прибегавших к нему в собственной исполнительской практике, клавир сыграл в свое время самую активную роль в пропаганде музыкального искусства, в распространении музыкальных знаний, в приобщении миллионов людей к элементарным основам музыкальной культуры и грамотности. Именно он, инструмент салонов и гостиных, способствовал общему просвещению музыкального быта в XVI - XVIII веках, содействовал эстетическому и художественному воспитанию далеко не малочисленных кругов европейского общества.
1.2 Фортепиано в России в XIX столетии
Фортепиано появилось в России в конце XVIII века и достаточно быстро получила свое признание признание и достаточно прочно вошло в русский быт как один из обязательных и характерных из его атрибутов. Уже в первые десятилетия в обеих столицах наладили выпуск фортепиано отечественного производства, спрос населения на них постоянно превышал предложение. Вот что можно было прочесть в то время на страницах журнала «Москвитянин»: «Кто теперь не играет на фортепиано? Молодому человеку также неудобно сказать: «Я не играю», как «Я не танцую» . Предупреждая это положение, многие учатся фортепианной игре, жертвуя и средствами, и временем. Итак, игра на фортепиано сделалась достоянием общества, одним из условий при самом ограниченном воспитании, а сам инструмент – украшением комнаты».
Опираясь на тот же социальный фундамент, что и в западноевропейских странах, фортепианное музицирование в России первой половины XIX века культивируется в основном среди дворянства и широких слоев городской интеллигенции. Процветая в известных художественных салонах и кружках (музыкальные собрания М. Вильегорского, В. Одоевского, З. Волконской и т.п.), оно целиком и полностью отвечает возрастающей потребности русских людей слушать музыку. Приятное времяпрепровождение для одних, фортепианное музицирование служит важным, зачастую единственным средством удовлетворения музыкально-эстетических интересов и запросов других. Этим и определяется его существенная роль в культурном укладе русского дореволюционного быта.
Заметное место в русском фортепианном прошлом принадлежит частному преподаванию, музыкальным занятиям на дому. В специфических условиях любительского уклада русского музыкального быта фигура домашнего учителя-«фортепианиста» приобретает особое значение, играет исторически важную роль в процессе широкого общественного распространения музыкального воспитания и образования.
Наряду с частным преподаванием в России конца XVIII-начала XIX столетия заметно активизируется обучение игре на клавишных инструментах в государственных учебных заведениях различных типов и видов. Если прежде «клавикордные классы» как особая учебная дисциплина встречались в системе общественного образования разве что в порядке исключения
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Альшванг А.А. Советская школа пианизма. К.Н.Игумнов и его школа // Советская музыка № 10-11 1938 г, 16с
2. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1998.76с.
3. Апраксина О.А. О возможностях и содержании исследовательской работы учителя-музыканта в общеобразовательной школе // Музыкальное воспитание в школе. Вып 12. М.: Музыка, 1977, 110с.
4. Апраксина О.А. Современные требования к школьному учителю-музыканту.// Музыкальное воспитание в школе. Вып 15. М.: Музыка, 1982, 82с
5. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1984, 111с
6. Арчажникова Л.Г. Методика обучения игре на фортепиано. Учебное пособие для студентов 4 курса муз.-пед. фак-та МГЗПИ. М., МГЗПИ, 1982, 118с.
7. Асафьев Б.В. Инструментальное творчество Чайковского. Пд., 1922, 69с.
8. Асафьев Б.В. П.И.Чайковский. 1840-1893 гг. Пг., 1922, 35с.
9. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Книга 1,2. Интонация. Музгиз.1947, 36с
10. Асафьев Б.В. Избранные труды. Т.2, М., 1954, 383с.
11. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения в школе. -М.: Педагогика, 1984, 237с.
12. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982, 558с.
13. Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. М.: Музыка, 1969, 336с.
14. Баренбойм Jl. А. Фортенианно-педагогические принципы Ф.М.Блуменфёльда. М.: Музыка, 1964, 119с.
15. Благой Д. В классе № 42. В классе А.Б.Гольденвейзера. М.: Музыка, 1986, 245с.
16. Блонский П.П. Педагогические сочинения в 2 т. М.: Педагогика, 1979, 400с.
17. Буасье А. Уроки Листа. Л., Музыка 1964, 67с
18. Гинзбург Л.С. О работе над музыкальным произведением. Методический очерк. -М.: Музгиз, 1953, 65с.
19. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. М., Классика - XXI, 1998, 188с.
20. Журнал «Москвитянин», 1851г, часть 4, №8