Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Проблема организации сопровождения людей с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время является чрезвычайно актуальной. При этом важную роль играет поддержка детей с ОВЗ, так как число новорожденных с проблемами здоровья за последнее время значительно увеличилось.
Актуальность темы исследования так же обусловлена государственной политикой РФ по отношению к обучению детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. Российская Федерация провозглашена демократическим государством, обеспечивающим равенство прав и свобод гражданина. Таким образом, политика нашего государства направлена на борьбу с дискриминацией, основанной на состоянии здоровья. Для этого в нашей стране реализуются такие программы как «Доступная среда», «Право-быть равным», «Перспектива», позволяющие детям с ОВЗ обучаться в образовательных учреждениях общего типа. В связи с актуальностью проблемы цель исследования - изучение специфики работы педагога-психолога с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, с учетом их психологических особенностей.
Основу исследования составили: основополагающие исследования и теоретико-методологические позиции отечественных специалистов в области специальной педагогики и психологии (А.Г. Литвак, Л.И. Солнцева,Л.И. Плаксина, В.А. Феоктистова); положение о единстве возрастных закономерностей развития нормального и аномального ребенка (Л.С. Выготский,М.С. Певзнер, В.И. Лубовский); учение Л.С. Выготского о роли социальных факторов в профилактике и коррекции нарушений развития.
Объект исследования: лица с ограниченными возможностями здоровья
Предмет исследования: социальная диагностика самооценки лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Цель: выявить особенности самооценки лиц с ограниченными возможностями на примере слабовидящих подростков.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, охарактеризовав содержание понятия «лица с ограниченными возможностями здоровья».
2. Охарактеризовать понятие «самомооценка».
3. Выделить методы изучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.
4. Провести эмпирическое исследование, направленное на изучение особенностей самооценки подростков с ограниченными возможностями здоровья.
5. Дать рекомендации по организации диагностики лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Были использованы как теоретические методы: анализ литературы, синтез, обобщение, так и эмпирические методы: эксперимент.
Структура и объем работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Глава 1. Теоретические основы диагностики самооценки лиц с ограниченными возможностями здоровья
1.1 Лица с ограниченными возможностями как социальная группа
Определение инвалидности (инвалида) зависит от ее понимания.
Существует четыре модели инвалидности: моральная, медицинская, реабилитационная, социальная. Моральная модель — первое понимание инвалидности, но мало использующееся в наши дни, — определяла инвалидность как позор и религиозное наказание за грехи.
Бурное развитие медицины в 19 веке послужило основанием для возникновения медицинской модели инвалидности, рассматривающей некоторые физические и психические отличия между людьми в терминах патологически отклонений и дефектов, а также «неполноценности». То есть инвалиды исполняли роль больного, роль социального аутсайдера, заключающуюся в неспособности к независимой жизни и отказе от ответственности и обязательств перед обществом, а также в ожидании повышения своего статуса после медицинского излечения.
Главная проблема инвалида с точки зрения реабилитационного подхода
— это наличие у больного не соответствующего норме тела или психики и нуждающегося в медицинском лечении и реабилитации, чтобы устранить или компенсировать возникшие функциональные расстройства. Так, данная модель предполагает адаптацию социальной сферы для нужд инвалидов.
Социальная модель не отрицает наличия дефектов и физиологических отличий, определяя инвалидность как нормальный аспект жизни индивида, а не девиацию, и указывает на социальную дискриминацию как на наиболее значительную проблему, связанную с инвалидностью.
Понятия «инвалид» и «лицо с ограниченными возможностями здоровья» сходны по своему значению и содержанию, но понятие «инвалид» - это больше медицинское понятие, выражающее результат экспертной оценки состояния здоровья и жизнедеятельности человека, чётко прописанный в документе определённой формы (справке о признании лица инвалидом)[3, c.85].
В настоящее время понятие «лицо с ограниченными возможностями с ОВЗ» чётко не определено, даже, несмотря на частое использование в законодательных, нормативных, методических и других документах, в печати и СМИ. К лицам с ОВЗ относят как инвалидов, так и лиц, которым не назначена инвалидность, но имеющие любое (пусть даже и временное, и незначительное) ограничение в здоровье. Таково, например, отнесение к лицам с ОВЗ в порядке приёма в высшие учебные заведения, утверждённом Министерством образования и науки Российской Федерации в 2009 и 2011 годах.
Что же касается понятия «лицо с ограниченными возможностями здоровья», которое носит гораздо более распространённый характер в России, нежели понятие «инвалид» - гораздо более широкое и общее, но при этом включающее только лиц, имеющих статус инвалида. Если говорить про мировую практику, то в ней существуют разные, деликатные подходы к определению людей с ограниченными возможностями здоровья. Одним из примеров такого понятия является термин «дети с особыми образовательными потребностями» (children with special educational needs)[11,c.102].
Этот термин используется в странах Западной Европы и США, где не ставят крест на человеке в целом, он фиксирует определенную изначальную ущербность, не позволяющую ставить таких людей в один ряд с условно здоровыми людьми.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) приняла вариант трехзвенной шкалы ограниченных возможностей:
а) недуг – это любая утрата или аномалия психологической, либо физиологической, либо анатомической структуры или функции;
б) ограниченные возможности любое ограничение или потеря способности (по причине дефекта) выполнять какую-либо деятельность таким образом или в таких рамках, которые считаются нормальными для человека;
в) инвалидность (недееспособность) – любое следствие дефекта или ограниченных возможностей конкретного человека, которое препятствует или ограничивает выполнение им какой-либо нормативной роли (исходя из возрастных, половых и социо-культурных факторов).
Нарушение, недостаток развития может возникнуть внезапно после несчастного случая, болезни, а может развиваться и усиливаться на протяжении долгого времени, например, по причине воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды, вследствие длительно текущего хронического заболевания. Недостаток, нарушения могут устраняться (либо полностью, либо частично) медицинскими и психолого-педагогическими, социальными средствами или уменьшаться в своем проявлении.
В соответствии с различными профессиональными подходами к данному предмету и различными основаниями для систематики существуют разные классификации. Наиболее распространенными основаниями являются следующие:
• причины нарушений;
• виды нарушений с последующей конкретизацией их характера;
• последствия нарушений, которые сказываются в дальнейшей жизни [12,c.45].
Так, в классификации А.Р. Маллера, основой которой является характер нарушения, недостатка, определяют следующие категории лиц с ограниченными возможностями здоровья:
• глухие;
• слабослышащие;
• позднооглохшие;
• незрячие;
• слабовидящие;
• лица с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;
• лица с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
• лица с нарушением интеллекта;
• дети с задержкой психического развития (труднообучаемые);
• лица с тяжелыми нарушениями речи;
• лица со сложными недостатками развития [8, c.65].
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Бадалян, Л.О. Невропотология [Текст] / Л.О. Бадалян. - М.: «Академия», 2001.- 350 с.
2. Бурменская Г.В.Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков[Текст]/ Г.В.Бурменская, Е.И.Захарова, О. А.Карабанова. М.: Просвещение, 2002. - 406 с.
3. Волков, Б.С. Психология подростка[Текст] / Б.С. Волков. М.: Гаудеамус, 2005.-205 с.
4. Выготский, JI.C. Психология[Текст] / Л.С. Выготский. - М.:Эксмо - Пресс, 2000. - 1006 с.
5. Евладова, Е.Б.Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС // Воспитание школьников[Текст] /Е.Б.Евладова. - М., 2012. - № 3.- С.15-26.
6. Кислюк, С.А. Медико-психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушением зрения в условиях школы-интерната // Специфика профессиональной ориентации детей и молодежи с нарушением зрения [Текст] / С.А. Кислюк. - М.: Наука, 2006. – 98 с.
7. Коновалова, М.Д. Модель психологической помощи в развитии социально-перцептивной компетентности подростков с нарушениями зрения // Проблемы социализации детей и молодежи с нарушением зрения [Текст] / М.Д. Коновалова. -М.: Флинта, 2004. -240 с.
8. Корнилова, И.Г. Личность и проблемы адаптации: Личностное своеобразие и особенности социально-психологической адаптации подростков с патологией зрения[Текст] / И.Г. Корнилова. - СПб.: Издво РГПУ им. А.И. Герцена, 2004.-143 с.
9. Корнилова, И.Г. Роль зрительного дефекта в формировании самоотношения подростков // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена[Текст] / И.Г. Корнилова. - 2003. - № 6-3. – С. 68-74.
10. Литвак, А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учебное пособие [Текст] / А.Г. Литвак. – СПб.: Изд-во РГПУ им. Герцена, 2006. – 210 с.
11. Никулина, Г.В. Охраняем и развиваем зрение. Учителю о работе по охране и развитию зрения учащихся школьного возраста // Учебно-методическое пособие для педагогов образовательных учреждений общего назначения. [Текст] / Г.В. Никулина, Л.В. Фомичева. - СПб.: ДЕТСТВОПРЕСС, 2002. – 168 с.
12. Образование лиц с ОВЗ. ФГОС для детей с ОВЗ [Текст] // Образовательная политика. - 2015. - № 3.
13. Основы специальной психологии [Текст] / под.ред. Л.В.
14. Кузнецовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 296 с.
15. Основы специальной психологии [Текст] / под.ред. В.И. Лубовского. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 224 с.
16. Психология воспитания детей с нарушением зрения / Под ред. Л.И. Солнцевой, В.З. Денискиной. - М.:Вестник, 2004. - 320 с.
17. Ростомашвили, И.Е. Особенности самосознания подростков в условиях зрительной депривации. Дис. канд. психол. наук [Текст] / И.Е. Ростомашвили. -СПб, 2000. -228 с.
18. Селигман, М. Новая позитивная психология [Текст] / М. Селигман. - Киев: София, 2006. - 367 с.
19. Солнцева, Л.И. Психология воспитания детей с нарушениями зрения [Текст] / Л.И. Солнцева, В.З. Денискина. – М.: Просвещение, 2004. – 254 с.
20. Солнцева, Л.И. Психология детей с нарушениями зрения (детская тифлопсихология)[Текст] / Л.И. Солнцева. - М.:Классике Стиль, 2006. - 256 с.
21. Феоктистова, В.А. Участие семьи в интеграции слепых детей и подростков // Интеграция лиц со специальными потребностями: Докл. международной научной конференции [Текст] /В.А. Феоктистова. - Шауляй, 2003. - С. 40-43.
22. Черкасова, Е.Л. Обучение и воспитание учащихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС основного общего образования // Справочник заместителя директора школы [Текст] /Черкасова, Е.Л. - 2014. - № 6. - С.5- 12.