Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Проблема изучения роли интернета в формировании социально-политических ориентаций населения стала особо актуальной последние несколько лет. Все больше людей получают информацию о политических и экономических процессах с помощью интернета, свидетельство тому данные социологических исследований: так предпочитают получать информацию о решениях властей из интернета 73% респондентов, по ТВ только 68%. При этом пользователи интернет имеют возможность не только получать сведения из различных сайтов, но и представлять на общественное обсуждение свое мнение, отстаивать личную позицию в блогах, на форумах. С их помощью оказывается постоянное и массированное формирование ориентаций и установок индивидов, как на характер восприятия информации, так и возможные действия под ее влиянием.
Данная тема посвящена изучению стилистических особенностей комментариев к текстам политической направленности (на примере групп во «ВКонтакте»). Все выше сказанное и указывает на актуальность проблемы.
Объектом изучения данной работы является комментарии к текстам политической направленности (на примере групп во «ВКонтакте»).
В качестве предмета исследования рассматриваются стилистические особенности комментариев к текстам политической направленности (на примере групп во «ВКонтакте»).
Целью работы является выявление стилистических особенностей комментариев к текстам политической направленности (на примере групп во «ВКонтакте»).
Для того чтобы достичь поставленной цели необходимо решить ряд задач:
– раскрыть понятие «Интернет-коммуникация»;
– проанализировать социальную сеть «Вконтакте» как современный канал политической коммуникации;
– рассмотреть стилистические средства выражения;
– исследовать стилистику комментариев к текстам политической направленности.
Материалом исследования послужили выборки комментариев к текстам политической направленности (на примере групп во «ВКонтакте»).
Методы исследования, которые применялись для решения поставленной задачи:
- анализ научной литературы;
- обобщение;
- метод сплошной выборки;
- качественный анализ сообщений;
- синтез.
Все вышесказанное обусловило структуру работы. Данное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Социальные сети как главная основа коммуникации во «ВКонтакте»
1.1. Понятие «Интернет-коммуникация»
Важнейшим фактором развития современного общества является информатизация. Она оказывает воздействие на коммуникацию разных уровней. Данный феномен привел к развитию инфосферы, главной целью которой является – сделать информацию доступной различным Категориям пользователей в удобное для них время и в любом месте. Из этого следует, что доминантным целям в современном обществе свойственна потребность в информатизации. Формирующемуся информационному обществу характерны новые формы коммуникации и их протекание через особое социальное пространство посредством сети Интернет.
Под коммуникацией мы понимаем социально-обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по различным каналам с помощью разных коммуникативных средств.
Исследовательским объектом лингвистики Интернета является электронная коммуникация, под которой понимается коммуникативное взаимодействие в глобальной компьютерной сети Интернет, а предметом исследования становятся лингвистически релевантные особенности электронной коммуникации на различных языковых уровнях: морфологическом, лексическом, синтаксическом, текстовом (на уровне текста или совокупности текстов), коммуникативном (уровне коммуникативной стратегии) и т.д.
Среди основных особенностей интернет-коммуникации можно выделить следующие характеристики.
1 Снятие временных и пространственных ограничений на процесс виртуального общения.
2 Анонимность общения, которая может привести к более свободной форме высказывания своей точки зрения, вплоть до агрессивности, взаимных оскорблений, сарказма, так как риск разоблачения и личной отрицательной оценки окружающими минимален. Отсюда возникает стремление к нетипичному, ненормативному поведению. Участники интернет-общения получают возможность реализовать определенные качества личности, примерить роли и пережить эмоции, недопустимые или неприемлемые в реальном общении.
3 Добровольность и желательность контактов, выбор собеседника в зависимости от личных предпочтений.
4 Преимущественно статусное равноправие участников. В виртуальной среде перестают действовать различного рода условности и ограничения. Демократичный стиль общения диктует уважительное отношение ко всем участникам, «зарабатывающим» авторитет только своим речевым поведением.
Независимо от уровня образования, звания и должности виртуальные личности имеют равное право на отстаивание собственной точки зрения, выражение согласия/несогласия с собеседником или изложение альтернативного способа решения выдвинутой проблемы.
Грубияны, допускающие нецензурные выражения, не умеющие лаконично и понятно излагать свои мысли или оскорбляющие других участников, не принимаются виртуальным сообществом. Наоборот, неконфликтное речевое поведение, направленное на поиски компромисса, оценивается как приемлемое и достойное признания.
5 Затрудненность в выражении эмоционального компонента общения из-за отсутствия прямых средств выражения чувств и эмоций. В результате для обозначения эмоций используются компенсаторные способы, такие как суррогатные, частично типизированные эмоциональные реакции – эмодзи и эмотиконы. Эмодзи (от англ. emoji, где из япон. e – картинка, moji – письмо) – это идеографический знак, изображающий эмоции и используемый в электронных сообщениях и на веб-страницах. Эмотиконы, в отличие от эмодзи, возникли как средство изображения эмоций существующими типографическими пользователей.
Для высказывания применяется блокировка верхнего регистра клавиатуры, т.е. написание фразы или ее части заглавными буквами, а также употребление большого количества восклицательных знаков или описание эмоций словами (в скобках после основного текста послания).
6 Посредством интернет–коммуникации возможен обмен различными видами информации: текстами, звуками, видео, GIF-анимацией, эмодзи, эмотиконами и т.д. С развитием технологий большинство из них, такие как эмодзи, видео и GIF-анимация стали неотъемлемой частью виртуального общения.
7 Неограниченность в выборе языковых средств. У коммуникантов возникает иллюзия сконструировать свой собственный мир, который не похож на реальный, но точно отвечает их запросам, вкусам и интересам. Коммуникативное поведение субъектов неповторимую индивидуальную нестандартном подходе к выбору псевдонима, или ника, который несет в себе информацию о личности и речевых поступках пользователя.
8 Речевая однородность. В речи виртуальных личностей используется специальный коммуникативный код, который понятен лишь «своим». Компьютерный жаргон, юмор, каламбуры служат своего рода индикатором принадлежности личности к определенному обществу «своих».
Другой особенностью речевой коммуникации в малой группе является преобладание оценочных и характеризующих слов. В интернет-сообществах, где люди объединены общим опытом и интересами, важно не столько название предмета, о котором идет речь, сколько его характеристика и оценка, т.е. новая информация.
Для общения в интернет-среде используется письменный вариант языка, однако в условиях интерактивной сетевой коммуникации темп речи приближен к ее устной разновидности. Виртуальное общение имеет свои синтаксические особенности, среди которых ключевыми характеристиками являются следующие:
1) промежуточное положение интернет-общения между письменной и устной формами речи; 2) использование гипертекста как формы организации высказывания. Противопоставление устной и письменной речи в электронной коммуникации предполагает учет не только типа кодирования (графический – звуковой), но и концептуальных особенностей высказывания. С одной стороны, электронная коммуникация сочетает в себе особенности письменной речи. С другой стороны, отсутствие паралингвистических
Фрагмент для ознакомления
3
1. Асмус Н.Г. Лингвистические особенности виртуального коммуникативного пространства: дис. … канд. филол. наук: 10.02.19. Челябинск, 2005. 89 с.
2. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет: воздействие на личность. М.: Можайск-Терра, 2000. 146 с.
3. Бирюкова Е.А. Интернет-коммуникация как средство межкультурного общения: жанровые и языковые особенности // Язык. Словесность Культура. 2014 № 6 С. 75-98.
4. Бондаренко С.В. Социальная структура виртуальных сетевых сообществ. Ростов – на – Дону: 2004. 198 с.
5. Гавра Д. П. Основы теории коммуникации. 1-е изд. СПб.: Питер, 2011. 288 с.
6. Горошко Е.И. Интернет-коммуникация: проблема жанра // Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе. Мужвуз. сб. науч. тр. Вып. 4 Орел, 2006. С. 47-49.
7. Горошко Е.И. Лингвистика Интернета: новое научное направление в лингвистике или как получить этот статус? (в печати). М., 2007. 5 с.
8. Ермолаев В.П. Социальная сеть «Вконтакте» как современный канал политической коммуникации // Социум и власть. 2017. № 3. С. 63-66.
9. Иванов Л.Ю. Язык в электронных средствах коммуникации // Культура русской речи. М.: Флинта - Наука, 2003. 208 с.
10. Иванов Л.Ю. Язык Интернета: заметки лингвиста // Словарь и культура русской речи. – М.: Азбуковник, 2000. 147 с.
11. Компанцева Л.Ф. Интернет-комммуникация: когнитивно-прагматический и лингвокультурологичкий аспекты. Луганск: Знание, 2007. 174 с.
12. Патрушева Л.С. Функционально-стилистические особенности форума как жанра Интернет-коммуникации. М., 2013. 128 с.
13. Халяпина Л.П. Интернет-коммуникация и обучение иностранным языкам. Кемерово, 2005. 256 с.
14. Штукарева Е.Б. Языковая специфика интернет-коммуникации // Интернет-коммуникация как новая речевая формация : колл. монография / научн. ред. Т.Н. Колокольцева, О.В. Лутовинова. М., 2014. С. 291–302.
15. Щипицина Л.Ю. Комплексная лингвистическая характеристика компьютерно-опосредованной коммуникации (на материале немецкого языка) : автореф. дис. … докт. филол. наук : 10.02.04. Архангельск, 2010. 108 с.