Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена те, что в государственном механизме органы охраны правопорядка занимают особое место. Государство выполняет свои функции при помощи специального механизма, представляющего собой материальную силу, посредством которой оно может успешно решать поставленные задачи и добиваться определенных целей. Органы государства учреждаются в установленном законом порядке. Они наделяются государственно-властными полномочиями. Свою деятельность осуществляют от имени и по поручению государства.
Принятие 12 декабря 1993 г. Конституции Российской Федерации явилось важнейшей вехой в становлении российской государственности. Ее принятие позволило Российской Федерации пережить непростой этап кардинального реформирования общественного и политического строя страны, обусловленного кризисными явлениями, имевшими место в развитии российского государства, в том числе в сфере национальных отношений, усилением различного рода центробежных тенденций во взаимоотношениях между федеральным центром и субъектами Федерации, имевших место в начале 1990-х гг.
Изучение механизма государства применительно к нашей стране, помимо почего обусловлено и тем, что действующая Конституция РФ закрепляет весьма специфичную форму правления Российской Федерации, в теории конституционного права называемую полупрезидентской республикой или республикой смешанного типа.
С целью повышения эффективности деятельности государственного механизма возникает необходимость анализа принципов его организации и функционирования, о определения места правоохранительных органов в механизме.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с механизмом государства.
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, регулирующие механизм государства ,практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме работы.
Целью данной работы является изучение правоохранительных органов в механизме современного государства
Задачами работы ставится:
• рассмотреть понятие и признаки механизма государства;
• исследовать структуру механизма современного государства;
• рассмотреть понятие, признаки и виды государственного органа;
• изучить понятие и признаки правоохранительных органов;
• исследовать функции правоохранительных органов;
• проанализировать разграничение полномочий в координации деятельности по борьбе с преступностью.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
Глава 1. Механизм государства и государственные органы
1.1. Механизм государства - понятие и признаки
Механизм государства состоит из различных частей, имеющих специфическое устройство и выполняющих свойственные им функции. Государство выполняет свои функции при помощи специального механизма, представляющего собой материальную силу, посредством которой оно может успешно решать поставленные задачи и добиваться определенных целей. Органы государства учреждаются в установленном законом порядке. Они наделяются государственно-властными полномочиями. Свою деятельность осуществляют от имени и по поручению государства.
В своей совокупности они образуют государственный аппарат, позволяющий осуществлять управляющее воздействие на общество, которое имеет двоякий характер: непосредственная реализация государственной власти, допускающая возможность принуждения; берет на себя финансовые обязательства по обеспечению общества набором обязательных услуг - медицина, образование, культура, местное самоуправление, правоохранительная деятельность и т.д.
При анализе категории «система органов государственной власти» необходим учет по крайней мере следующих конституционных проблем: во-первых, содержание понятия «орган государственной власти» в его соотношении с термином «государственный орган» в структуре государственного аппарата; во-вторых, сущность категории «система» применительно к организации государственной власти; в-третьих, исследование фактически сложившейся системы органов государственной власти в современной России в аспекте обеспечения надлежащего баланса между централизацией и децентрализацией, единством суверенной государственной власти и конституционным принципом разделения властей и т.д.
В большинстве теоретических исследований подчеркивается, что государственный орган (или орган государственной власти) - это элемент государственного аппарата. В отличие от государства, представляющего собой форму общественной организации, государственный аппарат характеризуется в качестве «системы государственных органов», осуществляющих от имени государства его функции. При такой трактовке термина «государственный аппарат» может сложиться впечатление, что это понятие полностью тождественно категории «система органов государства».
Вместе с тем между понятиями «государственный аппарат» и «система органов государства», на наш взгляд, имеются определенные различия. Первая категория имеет преимущественно теоретико-правовую направленность исследования и характеризует внешний аспект взаимодействия государства (как совокупности граждан, проживающих на определенной территории и политически организованных посредством суверенной государственной власти) с его частью, именуемой «аппаратом» (совокупностью должностных лиц, государственных служащих и других носителей власти, организованных в систему государственных органов). Термин же «система государственных органов» акцентирует внимание на конституционно-правовой проблематике «внутреннего» институционального устройства государственного аппарата. Здесь имеют ключевое значение такие конституционные факторы, как статус органа (законодательный, исполнительный, судебный или иной), его конституционные полномочия и функции (характеризующие понятие «компетенция»), механизмы формирования, взаимодействия и досрочного прекращения полномочий. Если допустима подобная аналогия, можно сказать, что понятия «государственный аппарат» и «система государственных органов» находятся в том же соотношении, что термины «правовая система» и «система права».
1.2. Структура механизма современного государства
Механизм государства состоит из различных частей, имеющих специфическое устройство и выполняющих свойственные им функции. Государство выполняет свои функции при помощи специального механизма, представляющего собой материальную силу, посредством которой оно может успешно решать поставленные задачи и добиваться определенных целей. Органы государства учреждаются в установленном законом порядке. Они наделяются государственно-властными полномочиями. Свою деятельность осуществляют от имени и по поручению государства.
В своей совокупности они образуют государственный аппарат, позволяющий осуществлять управляющее воздействие на общество, которое имеет двоякий характер: непосредственная реализация государственной власти, допускающая возможность принуждения; берет на себя финансовые обязательства по обеспечению общества набором обязательных услуг - медицина, образование, культура, местное самоуправление, правоохранительная деятельность и т.д.
Государственное управление неразрывно связано с функционированием механизма государства, а также с управлением как явлением, воздействующим на внутренние и внешние процессы, происходящие в различных системах, объединенных общей целью функционирования, направленных на обработку поступающих сигналов (информации) с целью установления обратной связи, способствующим организации соответствующей системы, т.е. обеспечению ее функционирования в строгом порядке. Несмотря на порождаемые научным сообществом дискуссии о роли государства в сфере общественного управления, приходится констатировать факт его все более активного участия в механизме управления обществом в качестве масштабного регулятора социально-политических и социально-экономических процессов. В современный период развития российской государственности институты государственного управления отвоевывают все большие позиции в деятельности, направленной на реализацию принципов социального государства, обеспечивая различные публичные интересы. Значимость государственного регулирования возрастает и по причине усложнения социальной системы, появления новых субъектов, а также форм социальной активности.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921.
4. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 20.11.1995, N 47, ст. 4472.
5. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» // Собрание законодательства РФ, 14.02.2011, N 7, ст. 900.
6. Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» // Собрание законодательства РФ, 30.03.1998, N 13, ст. 1475.
7. Указ Президента РФ от 11.12.2010 N 1535 «О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка» // Собрание законодательства РФ, 13.12.2010, N 50, ст. 6656.
8. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. М., 2003. С. 17 - 18.
9. Амирбеков К.И. Правоохранительная деятельность и правоохранительный орган: понятие и критерии разграничения // Российская юстиция. 2017. N 4. С. 51.
10. Административное право: Учебник / Под ред. проф. Ю.М. Козлова и проф. Л.Л. Попова. М., 2005. С. 28.
11. Административное право России: Курс лекций / Под ред. проф. Н.Ю. Хаманевой. М., 2014. С. 7.
12. Бекетов О.И., Опарин В.Н., Сургутсков В.И. Сфера внутренних дел и современная система правоохранительных органов России // Российский юридический журнал. 2018. N 1. С. 137 – 142.
13. Бессарабов В.Г. Координация российской прокуратурой деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью (история, состояние, перспективы) // Журнал российского права. 2001. N 3.
14. Взаимодействие правоохранительных органов при расследовании преступлений: Учебное пособие. Бычков В.В. Челябинск: ГОУ ВПО «Челябинский юридический институт МВД РФ», 2009. С. 89.
15. Волеводз А.Г. Международные правоохранительные организации: понятие и современная система // Международное уголовное право и международная юстиция. 2011. С. 78.
16. Гулягин А.Ю. Правоохранительная деятельность в сфере административной юрисдикции: Монография. М., 2014. С. 25.
17. Капинус О.С., Жубрин Р.В. Реализация правоохранительной функции Российского государства в деятельности государственных органов // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2014. N 1. С. 6 – 7.
18. Конституция Российской Федерации. Доктринальный комментарий (постатейный) / Науч. ред. Ю.И. Скуратов. М.: Статут, 2013. С. 98.
19. Кравцова Е.А. К вопросу о содержании понятия «правовой статус государственных органов» // Конституционное и муниципальное право. 2016. N 7. С. 9 - 13.
20. Рыжаков А.П. Правоохранительные органы: Учебник для вузов. 4-е изд. // СПС КонсультантПлюс. 2015.