Фрагмент для ознакомления
2
Антимонопольное регулирование - это комплекс экономических, административных и законодательных мер, которые осуществляются государством и направленных на тог, чтобы обеспечить конкретные условия для рыночной конкуренции, но при этом нельзя допустить монополизацию рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма. Антимонопольное регулирование осуществляет регулирование определенных уровней концентрации и монополизации производства, при нем также происходит разработка и применение стратегии, тактики предприятия, внешнеэкономической деятельности, ценовое и налоговое регулирование.
Антимонопольное законодательство рассматривается, как сложная разветвленная сеть законов, судебных решений, правовых норм, все эти мероприятия направлены на подержание конкурентной среды, с помощью них происходит противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции, а также происходит регулирование определенных действий компаний, предприятий, фирм, которые участвуют в корпорации на рынке по предоставлению услуг, товаров и на рынке капиталов, но они могут признаваться недобросовестными, некачественными по отношению к правам производителей, потребителей и вредными для общества.
Разработка и принятие антимонопольного законодательства – является необходимым условием в государственном регулировании экономики. Особенность антимонопольного законодательства, заключается в том, чтобы оно прежде всего было направлено на защиту олигополии рыночного механизма. Развитию предпринимательства препятствует монополистическая деятельность у предпринимателей (хозяйствующие субъекты), они рассматриваются как правовые нарушения. Согласно статьи 4 Закона о конкуренции, монополистическая деятельность - характеризуется определенными действиями (бездействиями) хозяйствующих субъектов, но они противоречат антимонопольному законодательству РФ и направлены на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.
Рассмотрим основные виды монополистической деятельности, к ним относятся:
• Статья 5 Закон о конкуренции, рассматривает злоупотребление хозяйствующего субъекта, который может занимать доминирующее положение на рынке, наибольшее значение оно приобретает на товарном рынке, доля его составляет 65% (статья 4 Закон о конкуренции). Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%. Злоупотребление хозяйствующего субъекта доминирующим положением рассматривается в антимонопольном законодательстве, с помощью него происходит запрещенность определенных действий, а также может произойти изъятие товаров из обращения для создания дефицита на рынке; предложение невыгодных для него условий договора; включение в договор дискриминирующих условий, ставящих контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами; согласие заключить договор при условии включения таких товаров, в которых контрагент не заинтересован (ст. 5 Закона о конкуренции); Злоупотребление хозяйствующих субъектов доминирующим положением на рынке выражается в том, что антимонопольное законодательство запрещает им совершать такие действия, как: изъятие товаров из обращения для создания дефицита на рынке; навязывание контрагенту невыгодных для него условий договора; включение в договор дискриминирующих условий, ставящих контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами; согласие заключить договор лишь при условии включения таких товаров, в которых контрагент не заинтересован (ст. 5 Закона о конкуренции);
• Согласованные действия хозяйствующих субъектов ограничивают конкуренцию (статья 6 Закон о конкуренции). Запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными полностью или частично достигнутые в любой форме соглашения конкурирующих хозяйствующих субъектов, имеющих в совокупности долю на рынке определенного товара 35%.
• Акты и действия органов власти и управления, направленные на ограничение конкуренции (ст. 7 Закона о конкуренции);
• Соглашения (согласованные действия органов власти и управления, ограничивающие конкуренцию (ст. 8 Закона о конкуренции);
• Участие должностных лиц органов государственной власти и государственного управления в предпринимательской деятельности. В соотвествии со статьей 9 Закона предусмотрено то, что должностным лицам запрещается заниматься самостоятельной предпринимательской деятельностью, а также иметь в своей собственности предприятия, фирмы, компании; занимать определенные должности в органах управления хозяйствующего субъекта РФ и другое.
При рассмотрении отдельного блока можно сделать вывод, что в нем в основном составляют конкретные правовые акты о Государственном Реестре предприятий монополистов, при этом у них происходит регулирование их деятельности. Эти правовые основы антимонополизма содержатся в Законах о предприятиях и предпринимательской деятельности, об арбитражном суде, арбитражном процессе, в нормативных, документах, регулирующих процесс приватизации. Включение предприятия в государственный Реестр объединений и предприятий-монополистов означает признание предприятия монополистом. Составление и утверждение Государственного Реестра возложено на ГКАП России. При составлении реестра использовался один из признаков - доля на рынке, в то время как понятие доминирующее положение требует установления в каждом конкретном случае наличия некоторых признаков, характеризующих положение предприятия как доминирующего.
Порядок формирования государственного Реестра, виды Реестров, порядок исключения из Реестра определен приказами ГКАП РФ № 60 от 10 октября 1991 г. и №45 от 20 февраля 1992 г. В них предусмотрены порядок уведомления предприятий-монополистов о включении в Реестр, обязательная публикация Реестра в средствах массовой информации.
Формирование региональных реестров ГКАП России предоставил своим территориальным управлениям. Включение в Реестр зависит от географического рынка, на котором предприятие занимает доминирующее положение и не зависит от формы собственности. Реестр содержит три раздела - товары народного потребления, услуги и продукция производственно-технического назначения. Включение и исключение из Реестра предприятий, признанных монополистами, постоянный контроль за ценами и производством осуществляется ГКАП России, Комитетом по ценам.
Доминирующее положение хозяйствующего субъекта вызывает другие правовые последствия: отнесение имуществе к федеральной собственности, ограничение и особенности приватизации и др. В связи с этим был принят совместный нормативный акт «О порядке взаимодействия Госкомимущества России, комитетов по управлению имуществом и государственных антимонопольных органов России в процессе приватизации государственных предприятий и создании холдинговых компаний». Процедура исключения объединений и предприятий из Реестра монополистов предполагает, что в Реестр они были включены правомерно. На практике же оказывается, что в Реестр попали предприятия, доля которых на рынке ниже 35%, или отсутствует второй признак доминирующего положения предприятия - способность ограничивать конкуренцию. Различные предприятия оспаривают правильность включения в Реестр. Законодательством предусматривается, что в этом случае предприятие вправе обратиться в арбитражный суд.
Включение предприятия в государственный Реестр вызывает применение к ним специального регулирования деятельности: восстановление сложившихся хозяйственных связей, введение принудительного распределения продукции, государственное регулирование цен и ряд других жестких мер, до реорганизации предприятий, злоупотребляющих монопольным положением.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
Нормативная литература
1. О естественных монополиях ФЗ РФ от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ (изм. от 25.12.2008 N 281-ФЗ) //Российская газета. – 2009. - №2.
2. О некоторых вопросах государственного управления и контроля в сфере антимонопольного и тарифного регулирования [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 21 июля 2015 № 373. – СПС «Консультант Плюс».
3. Об утверждении Административного регламента исполнения ФСТ государственной функции по формированию и ведению Реестра субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль [Электронный ресурс]: утв. приказом ФСТ РФ от 30 августа 2010 г. № 417-э. – СПС «Консультант Плюс».
4. Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в РФ на период 2013 – 2024 гг. [Электронный ресурс]: утв. Президиумом ФАС России 03.07.2013 г. – СПС «Консультант Плюс».
Литература
1. Абрамова В.Ж. Экономическая теория. – М.: Проспект. 2017. – 567с.
2. Андросова В.В. О совершенствовании законодательства о естественных монополиях в интересах потребителей (общие вопросы) // Предпринимательское право. - 2017. – 18-20 с.
3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. М.: - Юрайт, 2017. – 384 с.
4. Булатова Ф.С. Экономика. – М: Проспект, 2017. - с136
5. Вильсон Дж., В. Цапелик. Естественные монополии России \\ Вопросы экономики. 2015. №11. с. 33–37.
6. Винокурова М.А., Демина М.П. Экономическая теория. М.: - ИГЭА, 2016. – 356 c.
7. Воробьева А.А. Экономическая теория. – М.: ИГЭА, 2017. – 345с.
8. Государственная антимонопольная политика: практический опыт и задачи совершенствования законодательства // Российский экономический журнал. 2016. №3. С. 28–33.
9. Гребнев Л.С., Нуреев Р.М. Экономика.: М.: ВИТА-Пресс, 2016. - 432 с.
10. Гусев А. Концепция 2020: правильно ли избран стратегический вектор развития российской экономики? \\ Экономика и общество. 2015. №8. с. 14–19.
11. Демченко С.К. Структурные изменения в экономике и макроэкономическая динамика \\ Проблемы современной экономики, 2008. №2 (26). С23–28.
12. Еременко В.И. О реформировании российского антимонопольного законодательства // Адвокат. 2015. №4. с. 12–19.
13. Иохин В.Я. Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ. – М.: ИНФРА – М, 20016. – 450 c.
14. Исаев Е.Н. Антимонопольное регулирование. Антимонопольная политика. – М.: Просвещение, 2017. – 123с.
15. Колесова Е.Ж. Антимонопольное регулирование. Антимонопольная политика. – М.: Экзамен, 2016. – 234с.
16. Лансков А.В., Кушнаренко В.И. Российская экономика и зарубежный опыт регулирования естественных монополий. – СПб., 2015.– №2. – с. 93–100.
17. Литвинова А.А. Экономическая теория. – Воронеж ВИ МВД России, 2016. - 476с.
18. Никитин С., Глазова Е. Государство и проблема монополии \\ МЭ и МО, 2015, №7. С. 27–31.
19. Новиков В. Влияние российского антимонопольного законодательства на экономическое развитие // Вопросы экономики. – 2016. – №9.
20. Нураков Ф.Д. Курс микроэкономики. - М.: Экзамен, 2017. - 234с.
21. Носова С.С. Экономическая теория: учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2015. – 336 с.
22. Павлова Ю.В. Реформирование естественных монополий. – М.: Просвещение, 2017. – 123с.
23. Цыплаков Н.Г. Конкуренция и антимонопольное регулирование. - М.: Логос, 2016. – 234с.
24. Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. М.: - Экономика, ЮНИТИ, 2016. – 345с.