Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В XXI в. каналы воздействия государства на международные процессы и другие страны
расширяются. Если ещё недавно чуть ли не главным инструментом внешней политики считалась
жёсткая сила: военная мощь, экономический и технический потенциал, то сегодня более важным
фактором воздействия, чем обладание ядерным оружием и экономический успех является
идеологическая убедительность и культурная привлекательность страны.
Актуальность темы обусловлена следующими факторами: теоретической и практической
значимостью «мягкой силы» и культурных инструментов воздействия на современную систему
международных отношений и её акторов.
Остро стоит вопрос о возможности развития Россией своей «мягкой силы», а также
«противостояния» нашей страной влиятельной американской силе. Более того, требуется
тщательное изучение различных доктрин и инструментов «мягкой силы», их эффективности и
ответственности, которую должно нести современное государство, использующее «мягкую силу»
в своих интересах и транслирования своих ценностей другим акторам международных
отношений.
Глава 1. История возникновения, понятие и сущность концепции «мягкой силы»
«Мягкую силу» можно назвать политическим методом нового поколения. До конца XX века в
среде дипломатов, политиков и ученых не имелось обозначения подобного рода ведению
политики: никаких угроз и силовых воздействий, но внушение симпатии, «мягкое» и непрямое
побуждение к действию.
3
Прежде чем говорить о какой-либо концепции, стоит упомянуть ее автора и идеолога. Джозеф С.
Най - современный американский политолог, занимающийся разработкой концепций в рамках
неолиберализма; ведущий эксперт по международным вопросам .
Дж. Най является не только исследователем и профессором, длительное время он был
практикующим политиком, занимавшим важные посты в разведывательном, военном и
дипломатическом секторах американского правительства. Так отметим его основные посты и
должности. Сегодня Най почётный профессор Отделения международных отношений в Школе
управления имени Кеннеди при Гарвардском университете (Kennedy School of Government at
Harvard University), является членом Американской академии искусств и наук (American Academy
of Arts and Sciences), Американской академии дипломатии (American Academy of Diplomacy),
Британской Академии (British Academy), других научных ассоциаций, исполнительного комитета
Трёхсторонней комиссии (Trilateral Commission), коалиции Проекта по реформе национальной
безопасности (Project on National Security Reform).
Входит в состав редакционной коллегии журналов Foreign Policy и International Security. Ранее
возглавлял Международный институт стратегических исследований (International Institute for
Strategic Studies), был старшим научным сотрудником Института Аспена (Aspen Institute),
директором Аспенской стратегической группы (Aspen Strategy Group) .
Помимо этого Джозеф Най занимал и правительственные посты: в 1977-1979 гг. - помощник
заместителя Государственного секретаря по вопросам безопасности, науки и технологии,
председатель группы Национального совета безопасности по вопросам нераспространения
ядерного оружия; в 1993–1994 гг. - председатель Национального разведывательного совета; в
1994–1995 гг. - заместитель министра обороны по вопросам международной безопасности.
Ключевым моментом для формирования подхода Дж. Ная стала его тесная связь с Дэвидом
Рокфеллером. Перед своей государственной карьерой он был одним из основных функционеров
знаменитой в свое время Трехсторонней комиссии. Трехсторонняя комиссия была организована
влиятельнейшей финансово-энергетической группой американской элиты - кланом Рокфеллеров.
Главной целью комиссии, созданной в начале 70-х годов, была координация усилий
американской, европейской и японской элит в деле построения нового мирового порядка и
противодействия СССР.
Трехсторонняя комиссия стала одним из инструментов формирования тех наднациональных
элитных сетей, которые вместе с государствами являются основными акторами сегодняшней
мировой политики и экономики .
Глава 2. Особенности французской «мягкой силы»
Относительно «мягкой силы» во Франции стоит сказать, что данная страна привлекает внимание
экспертов по причине плохого осознания ею собственных сильных сторон и, в целом, имеющегося
у неё потенциала. Д. Най также говорит о богатом опыте Франции в рамках «мягкой силы» или пофранцузски «la puissance douce» , под которым французы понимают спокойное могущество,
основанное на:
- либеральном режиме;
4
- развитости, универсальности культуры и средствах её распространения;
- научно-техническом превосходстве;
- прогрессивной системе образования;
- передовой коммуникационной системе;
- национальной и социальной монолитности общества;
- политической воле и умении пользоваться своим могуществом;
- способности утверждать и отстаивать свою национальную самобытность и законные интересы .
Относительно перечисленных характеристик Франция в настоящее время ещё не может
соперничать с США, как образцом «мягкой силы».
Возрождением политики влияния во Франции занимается Кэ д’Орсе – так в дипломатическом
обиходе именуется Министерство иностранных дел Франции.
Специфику французской дипломатии отражает Конституция Французской Республики. Внешняя
политика Республики берёт курс на соблюдение прав человека. Приведём цитату Ф. Олланда –
бывшего президента Франции, что прозвучала 25 сентября 2012 на открытии 67-й сессии
Генеральной Ассамблеи ООН: «Франция хочет быть образцом на политическом и
дипломатическом уровне».
Разберёмся с принципами политики «мягкой силы» во Франции.
Борьба с нарушениями прав человека является основным таким принципом. Он реализуется в
рамках международных форумов и в двусторонних отношениях. Франция известна своим
имиджем миротворца. Данный имидж ей удаётся поддерживать за счёт урегулирования
конфликтов, приёма иммигрантов и беженцев.
Заключение
В современном мире в условиях информатизации и глобализации фактор привлекательности
отдельно взятой страны может иметь гораздо большее значение, чем самая развитая военная
сила. Все больше американских деятелей и политиков приходят к выводу, что концепция «мягкой
силы» - технологии привлекательности, непрямого убеждения может быть гораздо более
действенной, нежели наращивание военного потенциала. Отметим, что применение «мягкой
силы» не только выгодней в материальном плане, но и имеет более долгосрочный и надежный
эффект.
В первой главе нами были выделены основные компоненты «мягкой силы», приобретение и
дальнейшее усовершенствование которых позволяет стране выходить на новый уровень
признания и улучшать свой имидж.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
5
1. Бурматов В.В. Уникальна ли «мягкая сила» для демократического общества? // Власть. 2012. №
11. С. 9 – 13.
2. Вилков А.А. «Мягкая сила» как элемент имиджевых технологий во внутренней и внешней
политике // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология.
2014. Т. 14., вып. 2. С. 66 – 76.
3. Дмитриев Т. Очарование «мягкой силы»: Соединенные Штаты теряют культурноидеологическое влияние в мире // Политическая власть. 2005. № 10. С. 18.
4. Касаткин П.И., Хрусталёв И.М., Аватков В.А. Евробезопасность, интеграция и «мягкая сила»
миграции в XXI веке // Вестник МГИМО Университета. 2012. С. 79 – 93.
5. Косенко С.И. Политика и система Франкофонии в эпоху глобализации (европейские аспекты) //
Вестник МГИМО. 2011. № 2. С. 21 - 45.
6. Лазутина И.В., Нагорнов В.А., Рахмангулов М.Р., Сахаров А.Г., Шелепов А.В. Систематизация
лучших зарубежных подходов к реализации политики «мягкой силы» // Вестник международных
организаций: образование, наука, новая экономика. 2014. Т. 9. № 2. С. 229 – 245.
7. Матвеенко Ю.И., Гелаева М.Г. «Мягкая сила» как фактор современной геополитики // PolitBook.
2015. № 1. С. 165 – 179.
8. Махалев А.В. Концепция «мягкой силы»: обзор подходов в зарубежной науке // Дискурс-Пи.
2014. С. 63 – 65.
9. Мухамедярова Р.Р. Стратегия мягкой силы Франции // Дискурс-Пи. 2014. С. 146 – 148.
10. Нагорнов В.А. «Мягкая сила» по-французски // Вестник международных организаций:
образование, наука, новая экономика. 2014. № 2. С. 167 – 189.
11. Паршин П.Б. Два понимания «мягкой силы»: предпосылки, корреляты и следствия // Вестник
МГИМО Университета. 2014. С. 14 – 21.
12. Русакова О.Ф. Концепт «мягкой» силы (soft power) в современной политической философии //
Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии
наук. 2010. Вып. 10. С. 173 – 192.
13. Смирнова Ю.М., Гудилина Е.Н. Институт общественной дипломатии как выражение «мягкой
силы»: современное состояние и особенности реализации // Среднерусский вестник
общественных наук. 2015. № 2 (38). С. 208 – 214.
14. Харкевич М.В. «Мягкая сила»: политическое использование научной концепции // Вестник
МГИМО Университета. 2014. С. 22 – 29.