Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы работы. Любознательность и умение объяснять причинно-следственные связи, самостоятельность в деятельности и интерес к новому, активность и инициативность при получении знаний, способность принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности - все это «требования», которые предъявляет общество и государство к современному дошкольнику. Казалось бы, с этими требованиями, не всегда может справиться современный взрослый, как же быть ребенку? Однако если обратиться к литературным источникам по проблеме психологии дошкольного возраста, то все вопросы и противоречия снимаются.
Дошкольный возраст - это период детских «открытий». Ребенок исследует, познает предметный мир, мир детско-взрослых отношений, делает свои выводы, принимает решения.
Очевидно, что познавательная деятельность ребенка (под которой принято понимать поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества, наряду с игровой оказывает влияние на развитие его личности, на успешность социализации.
Задача взрослого - лишь поддержать, заложенную самой природой познавательную активность ребенка, его интерес к исследованию, создав условия, в которых познавательная деятельность дошкольника будет окрашена положительными эмоциями, как самого ребенка (который совершил «открытие»), так и взрослого.
Цель: Теоретически изучить и экспериментально исследовать диагностику познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Объект: Познавательная активность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет: Методы диагностики познавательной активности в старшем дошкольном возрасте.
Гипотеза: Если осуществляется своевременная диагностика познавательной активности старших дошкольников, то это позволяет определить готовность ребенка к школе и скоординировать работу в данном направлении с целью успешного перехода к школьному обучению.
Задачи:
1) Изучить специальную литературу по рассматриваемой проблеме.
2) Рассмотреть содержание ключевых понятий.
3) Выявить оптимальные условия, методы и показатели и их влияние на успешную диагностику.
Место проведения исследования - детский сад № 248 города Новокузнецк, старшая Б группа.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Познавательная активность и её развитие в дошкольном возрасте как проблема современной педагогики и психологии
В исследованиях Щукиной Г.И. говорится о особенностях познавательного развития, которые эффективно влияют на формирование познавательной активности детей дошкольного возраста, и проявления детской любознательности. Раскрываются условия и направления педагогической деятельности по развитию познавательных интересов в дошкольном возрасте. Выделяется целый спектр составляющих сформированности у ребенка познавательного отношения к окружающему, где наиболее значимыми выступают познавательная активность и познавательный интерес. В работах М.И. Лисиной, Г.И. Щукиной выделены условия формирования познавательной активности детей: своевременное и адекватное соотнесение познавательных интересов с предметом, их стимулирование и развитие во всех сферах деятельности ребенка, отбор форм и методов работы с детьми, учет личностных особенностей ребенка .
Ориентация дошкольных учреждений на гармонизацию процесса образования и развития личности ребенка, предполагает необходимость гармоничного сочетания учебной деятельности с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков детей, их познавательной активности.
Использования понятия «познавательный интерес» вызывает необходимость формулирования его определения. В «Большом толковом словаре русского языка» семантическое значение слова «интерес» раскрывается в нескольких вариантах, что свидетельствует о его многозначности: 1) внимание, любопытство; 2) значение, важность, привлекательность; 3) содержание мыслей, забот, речи.
Феноменологическая природа познавательного интереса в ее психолого-педагогическом аспекте осмыслена исследователями В.А. Дмитриенко и Е.А. Меньшиковой, которая связывает содержание понятия с мотивом, основанном на «врожденной познавательной потребности» . С точки зрения психолого-педагогического подхода раскрыто значение познавательного интереса исследователем А.Е. Красильниковой: по ее мнению, это личностное образование, которое формируется исключительно в процессе воспитания, а не дано человеку изначально .
В публикации исследователя Э.А. Барановой, посвятившей свою работу изучению познавательного интереса в структуре общих способностей детей дошкольного возраста, это внутреннее условие формирования субъектности в деятельности . В этой же статье автором перечислены функции познавательного интереса: побудительная, организующая, стимулирующая, направляющая, регулирующая.
В диссертационном исследовании Ю.Ю. Березиной «Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста», познавательный интерес является процессом познания, благодаря чему познающее сознание постигает сущность явления (объекта). Познание всего нового, незнакомого обычно сопровождается эмоциональной окрашенностью, что в свою очередь стимулирует познавательные процессы .
В качестве одного средств, способствующих повышению эмоционального восприятия объектов окружающего мира можно назвать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Включение в занятия фрагментов мультфильмов, презентаций, иллюстраций, демонстрационных опытов и т. п., которые максимально привлекают внимание детей и мотивирует их к дальнейшей познавательной деятельности.
Педагогические условия развития познавательного интереса включают в себя организацию образовательного процесса в совокупности педагогических средств, методов и форм организации образовательного процесса, конкретных способов педагогического взаимодействия, информационного содержания образования, особенностей психологического микроклимата.
К педагогических условиям познавательного интереса относятся:
• формирование у детей мотивации к познанию окружающего мира через решение проблемных ситуаций;
• развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе организации опытно-экспериментальной деятельности.
Из первого педагогического условия следует что, для успешного развития познавательного развития у детей дошкольного возраста важно использовать мотивацию. Мотивация может быть как внутренней, так и внешней. Внешняя мотивация выражается в отношении к субъекту при какой-либо ситуации, при определенном обстоятельстве, а внутренняя мотивация связана непосредственно с содержанием деятельности.
Проблемная ситуация характеризует взаимодействие субъекта и его окружение, а также определяет психическое состояние личности, которое стремится к познанию, включенную в объективную и противоречивую по своему содержанию среду.
Определить проблемную ситуацию можно, как интеллектуальное затруднение ребёнка, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом, что побуждает его искать новый способ объяснения или способ действия.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155.
2. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников / Э.А. Баранова. – СПб.: Речь. 2005. – 128 с.
3. Березина Ю.Ю. Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста: автореф. дисс. … к. пед. н. – М., 2014. – 24 с.
4. Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. – СПб.: Норинт, 2001. – 1536 с.
5. Дмитриенко В.А. О психолого-педагогической природе познавательного интереса / В.А. Дмитриенко, Е.А. Меньшикова // Современные проблемы и инновационный опыт развития образования в Сибири / Под ред. В.А. Дмитриенко. – Томск: Том.гос. ун-т, 2002. – С. 217–273.
6. Журавлева, И. В. Дидактические игры по воспитанию сенсорной культуры детей дошкольного возраста //Дошкольная педагогика. - 2010. - № 8. - С. 65-68.
7. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста: методическое издание / Н.А. Короткова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. – 208 с.
8. Красильникова А.Е. Познавательный интерес как психолого-педагогический феномен / А.Е. Красильникова // Вестник Шадринского государственного педагогического института. – 2013. – № 2 (18). – С. 72–78.
9. Красновский Э.А. Показатели в образовании // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2002. – № 5. – С. 53-57.
10. Левашева И.И. Формирование учебно-познавательной компетенции в исследовательской деятельности старших дошкольников / И.И. Левашева // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2011. – № 3(6). – С. 180–182.
11. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Россоха, О.В. Шапарь; под ред. В.Б. Шапаря. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 808 с.
12. Ульенкова, У.В. Дети с задержкой психического развития / У. В. Ульенкова. - Н. Новгород : НГПУ, 1994. - 230 с.
13. Урунтаева, Г. А. Специфика дидактической игры дошкольника //Дошкольное воспитание. - 2016. - № 2. - С. 8-15.
14. Щукина, Г. И. Проблема познавательных интересов в педагогике. - М.: Просвещение, 2010. - 234 с.