Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Получение необходимых для осознания сущности права знаний возможно только при установке связи между жизнью разных поколений, обоснование правового наследия человечества как целостного субъекта мировой истории.
Актуальность темы. Одной из важнейших философско-правовых проблем современных теоретических исследований является проблема исследования природы и сущности права, его исходных оснований. Проблема правопонимания, безусловно, является определяющей в юридической науке. Образ права, сложившийся в рамках определенного типа правопонимания, становится базой для построения правовой теории и принципа познания всех правовых феноменов. Таким образом, понимание того, что есть право, обычно воплощает в себе общую правовую концепцию.
Национальные правовые системы, существующие сегодня и существовавшие ранее, формировались в определенных культурных условиях. Право, как и культура, зарождается, распространяется, сохраняется, разрушается, то есть переживает ряд значительных метаморфоз.
Цель работы состоит в определении подходов к сущности, содержанию и формам существования права; обоснование исторического подхода в современных процессах познания сущности права.
В соответствии с установленной целью при написании работы поставлены следующие задачи:
- изучить причины и особенности возникновения и дальнейшего развития права;
- обосновать необходимость применения исторического подхода в познании права;
- привести различные современные концепции происхождения права, дать им характеристику.
Настоящая курсовая работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованной литературы.
1. Особенности, причины и условия возникновения права
Предпосылки возникновения права во многом являются общими с предпосылками возникновения государства.
На определенном этапе своего развития общество требовало качественного совершенствования системы регулирования общественных отношений. Общие для всех, выработанные в течение веков наиболее рациональные правила поведения, закрепленные в первобытных обычаях - мононормах, перестали удовлетворять в равной степени потребности общественных групп, интересы которых отличались. Возникла объективная необходимость в появлении нового универсального регулятора общественных отношений. Таким регулятором становится право.
Первобытный человек не отделял себя от общества, воспринимал правила поведения не только как созданные людьми, но и наделял их божьей силой. Именно поэтому такие нормы воспринимались как правильные, справедливые и в дальнейшем по содержанию этих норм у многих народов, в разных языках закрепились такие названия, как право, jus, right, recht, что означало «правда», «справедливость». В этом аспекте право возникает раньше, чем государство, и необходимость обеспечения соблюдения обычных правил является одной из предпосылок возникновения государства.
На определенном этапе развития первобытного общества произошло его расслоение и появилась или обособленная социальная группа, которая осуществляла руководство обществом на основе распоряжения общественной собственностью (Восток), или класс, который отделился от общества на основе частной собственности (Запад). Это был этап, который характеризовался неравенством в человеческих отношениях и необходимостью преодоления споров, связанных с нежеланием придерживаться существующих правил поведения. Столетние обычаи, предусматривающие безапелляционное подчинение тем, кто осуществлял руководство обществом, перестали быть актуальными, участились случаи их нарушения со стороны тех, на кого они распространялись. Хозяйствующая верхушка - класс или социальная группа, в руках которых сосредоточивалась и власть, и собственность, - была заинтересована в прекращении подобных нарушений. На этом этапе обычаи первобытного общества приобретают характер принудительной защиты, становятся правовыми, то есть такими, которые обеспечиваются силой государственного принуждения. Наиболее полезные из обычаев были санкционированы государством и превратились в источники обычного права. Но со временем в силу своей устойчивости, низкой мобильности, непригодности к быстрому реагированию на бурное развитие общественных отношений, правовые обычаи доказывают свою неспособность быть эффективным регулятором человеческого поведения.
Новыми формами закрепления правил поведения становятся нормы, принятые представителями правящих групп или классов. Такие нормы характеризуются большей формализованностью, приобретают ранг закона. В отличие от обычаев правовые нормы фиксируются в письменных документах, содержащих четко сформулированные разрешения и запреты. Меняются процедура и порядок обеспечения правовых норм, контроль за их выполнением. Если выполнение обычаев первобытного общества обеспечивалось их удобством и авторитетом рода, то выполнение норм права обеспечивалось принуждением специально созданных групп людей - полиции, армии. Санкции характеризуются отсутствием равенства - с момента своего возникновения право регламентировало общественные отношения в интересах господствующего класса.
Как уже отмечалось, социальными нормами первобытного общества были мононормы (обычаи и табу). Большая регулятивная роль в нем принадлежала обрядам, ритуалам и мифам - набору примеров хорошей и плохого поведения.
В процессе перехода от присваивающей экономики к производящей (так называемая неолитическая революция) и появления государства происходит разделение мононорм на нормы права и нормы морали, то есть как социальный институт право возникает вместе с государством. Это объясняется тем, что во многом они были призваны обеспечить эффективность действий друг друга.
Исторически право возникло как результат противостояния в обществе и выражало волю и интересы экономически господствующих слоев населения (это видно, например, если проанализировать нормативно-правовые акты рабовладельческих, феодальных государств).
В отличие от мононорм, содержавшиеся в сознании и поведении людей, правовые нормы начали оформляться письменно для всеобщего ознакомления.
При этом право было более сложным регулятором, чем мононормы, ведь, кроме запретов, содержали обязательства и права.
Возникновение права является следствием осложнения социальных связей, обострение противоречий, с урегулированием которых мононормы уже не могли справиться.
На сегодня известны три пути образования права:
1) перерастание мононорм в нормы обычного права и их санкционирования силой государства;
2) правотворчество государства, выражающееся в издании специальных документов - нормативно-правовых актов;
3) прецедентное право, состоящее из конкретных решений судебных или административных органов.
История развития права свидетельствует, что в условиях перехода от первобытного общества к государственной организации сначала утверждалось «кулачное право», когда мононормы устанавливались и отменялись с помощью насилия (то есть кулака). И только потом наступил период господства права, которое фиксировалось в письменных источниках (так называемое «писаное право»).
Правовое регулирование в этот переходный период еще было недостаточно отделено от других разновидностей социального регулирования (морального, религиозного и т.д.).
Позже произошел переход к правотворчеству – создание органами законодательной, исполнительной и судебной власти законов, подзаконных актов и прецедентов. Старые юридические памятники (Законы Ману, Кодекс законов царя Хаммурапи, Законы XII таблиц, Русская Правда т.д.) воспроизводили нормы обычного права, содержали обобщенное изложение судебных прецедентов, а также некоторые непосредственно законодательные положения.
В ходе дальнейшего развития общества тот или иной элемент права приобретал доминирующее значение и тем самым способствовал формированию национальных правовых систем.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антонов, М. В. Теория государства и права : учебник и практикум для академического бакалавриата / М. В. Антонов. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 497 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-05901-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/410726.
2. Артемьев А. М., Зиннуров Ф. К. под ред. Правоведение: учеб. Пособие. — М. : Юнити, 2012 г. — 255 с.
3. Марченко, М.Н. Правоведение : учебник / М.Н. Марченко, Е.М. Дерябина ; Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Юридический факультет. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2016. - 640 с.
4. Невинский В.В. Естественные права человека на весах современного конституционализма // Конституционное и муниципальное право. 2016. N 8. С. 28 – 33 (Электронный ресурс) – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
5. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. 0-28 В.В. Лазарева. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2001. — 520 с.
6. Пономаренко Е.В. Современная наука теории права: цель, принципы, задачи и функции // Современное право. 2015. N 9. С. 11 – 15 (Электронный ресурс) – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
7. Правоведение. Элементарный курс : учебное пособие / А.В. Малько, В.А. Затонский. — М. : КНОРУС, 2016. — 246 с.
8. Сумской Д.А., отв. ред. Правоведение. — Москва: Издательство РГСУ 2012 г.— 458 с.
9. Теория государства и права : учебник для бакалавров / В. К. Бабаев [и др.] ; под ред. В. К. Бабаева. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2016. — 715 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-3384-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/387573.
10. Фатхутдинова А.М. Исторические и современные аспекты формирования морали и права // Современный юрист. 2016. N 2. С. 21 – 33 (Электронный ресурс) – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
11. Цечоев В.К., Швандерова А.Р. Теория государства и права: учебник. М.: Прометей, 2017. 330 с.