Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что прошло более 20 лет с момента принятия Конституции РФ, которая в ст. 14, 28 закрепила принцип светского государства: запрет установления какой-либо религии в качестве государственной или обязательной, свободу вероисповедания. Последние изменения в нормативном правовом механизме функционирования этого института указывают, по мнению некоторых авторов, на практическое закрепление в России концепции пассивного секуляризма.
Думается, такая точка зрения верна лишь отчасти с учетом особенности религиозности российских граждан. Последние социологические исследования в этой области служат тому подтверждением. Они показывают, что говорить о полной отмене религиозных институтов, конечно же, не приходится, однако их значимость как регуляторов повседневной жизни современного российского общества незначительна. Широко распространенная ранее позиция, в соответствии с которой радикальная модернизация и урбанизация, осуществляемые в России на всех уровнях государственной и общественной жизни, прямо пропорциональны религиозному доминированию, показала свою несостоятельность.
В этой связи вполне очевидной представляется выработка новой содержательной парадигмы взаимодействия светской власти и религиозных групп в рамках формирования современного конституционного демократического государства, реализации идеи народовластия, прав и свобод человека и гражданина как обязанности государства.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с взаимоотношением государства и церкви.
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, регулирующие взаимоотношения государства и церкви, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме работы.
Целью настоящее работы является изучение основ взаимоотношений государства и церкви.
Задачами работы ставится:
• рассмотреть понятие и признаки светского государства;
• выявить проблемы реализации светскости в России;
• исследовать государственно-конфессиональные отношения в СНГ;
• проанализировать особенности взаимоотношений государства и церкви в России.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. Светское государство, проблемы реализации светскости в РФ
1.1. Понятие и признаки светского государства
Все государства уникальны и каждое из них по-разному выстраивает отношения с религиозными объединениями в зависимости от конкретного этапа своего исторического развития, с учетом социальных, политических, национальных и других особенностей. В зависимости от конституционного и фактического определения места и роли религиозных объединений в жизни той или иной страны, государства в правовой науке принято делить на теократические, клерикальные, светские и атеистические. При этом последние иногда рассматриваются как разновидность светских.
Обращаясь к опыту построения взаимоотношений между государством и религиозными объединениями, различные ученые пытались определить признаки светских государств. Так, в частности, выделяют следующие:
1) закрепление в законодательстве отделения религиозных объединений от государства.
2) нормативное закрепление равенства религиозных объединений перед законом.
3) равенство всех религий.
4) равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от отношения к религии, религиозных убеждений, принадлежности к религиозным или общественным объединениям и запрещение любых форм ограничения прав и свобод граждан по признакам религиозной принадлежности.
5) ни одна религия или религиозное объединение не пользуются никакими преимуществами и не могут быть подвергнуты никаким ограничениям по сравнению с другими.
Так же выделяют: запрет на установление какой-либо религии в качестве государственной или официальной; отсутствие обязательного вероисповедания для государственных служащих; светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; признание свободы атеизма; религиозные догмы и каноны не признаются в качестве источников права; гарантии прав граждан на замену военной службы альтернативной гражданской службой по религиозным мотивам и многие другие.
Можно признать, что среди российских юристов весьма интересной представляется классификация признаков светского государства, которую выделил И.В. Понкин. Он различает существенные группы признаков (лат. differentia specifica) светскости государства: отделение религиозных объединений от государства и недопустимость установления общеобязательной религии. В рамках первой группы И.В. Понкин рассматривает такие признаки, как: «1) независимость государства от религиозных объединений и независимость религиозных объединений от произвольного, не основанного на законе вмешательства государства; 2) недопустимость смешения и подмены компетенции государства и религиозных объединений; 3) недопустимость вмешательства религиозных объединений в совокупность урегулированных правом политических, публично-властных отношений и преследования религиозными объединениями политических целей; 4) недопустимость признания религиозных норм или решений религиозных организаций в качестве источников права в государстве (светский характер правовой системы государства)».
В качестве признаков второй группы И.В. Понкин называет следующие: «...запрет на законодательное закрепление какой-либо религии в качестве общеобязательной; свобода мировоззренческого самоопределения; равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от убеждений и отношения к религии; равенство религиозных, а также общественных объединений перед законом».
Таким образом, секуляризм с правовой точки зрения означает, что социальные функции церкви как учреждения, организующего и управляющего религиозной жизнью населения страны, передаются государству. В науке под секуляризмом понимается строгое разделение церкви (религии) и государства (публичной власти), внутренняя независимость соответствующих институтов общества и их равенство (юридическое, а не фактическое), гарантированность свободы вероисповедания, включая право не исповедовать никакой религии (быть атеистом).
В современном мире большое количество стран декларирует приверженность светскому принципу государственно-церковных отношений (Италия, Канада, Китай, США, Турция, Франция и др.). В качестве одной из основ конституционного строя провозглашен он и в России (ст. 14 Конституции РФ 1993 г.). В отношении отдельных признаков секуляризма в Российской Федерации можно констатировать, что они действительно соблюдаются. Например, государство не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов публичной власти и государственных учреждений (ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее - Закон N 125-ФЗ)), не могут создаваться политические партии по религиозному признаку (ч. 5 ст. 4 Закона N 125-ФЗ, ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ «О политических партиях», отсутствуют распространяющие свою юрисдикцию на всех граждан религиозные суды (ст. 4 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», установлен запрет на легальное закрепление какой-либо религии в качестве государственной/официальной (ст. 14 Конституции РФ), не допускается дискриминация по религиозному признаку (ч. 4 ст. 3 Закона N 125-ФЗ) и др.
Однако в отношении других признаков светского государства можно заключить, что они лишь провозглашаются, но не реализуются. Более того, на отдельные правомочия свободы совести накладываются правовые ограничения. Например, резко сужены с 2016 г. возможности религиозным организациям свободно осуществлять миссионерскую деятельность, введена уголовная ответственность за оскорбление религиозных чувств верующих и т.д.
Отсюда можно предположить, что хотя многие страны, в том числе и Россия, пытаются внедрять светскую политику, однако на практике эта концепция в силу национальных, исторических, политических и других причин реализуется по-разному. Поэтому в последнее время стали появляться работы, преимущественно зарубежных авторов, в которых делается попытка выделить разновидности светских государств. Так, например, А. Куру выделяет «пассивный» (англ. passive) и «напористый» (англ. assertive) секуляризм. В последнем случае политика государства нацелена на недопущение общественного резонанса религиозных вопросов, религия исключается из публичной сферы и вытесняется преимущественно в область частной жизни человека (например, Турция и Франция). Тем самым государство определяет роль религии в общественной жизни. Так, во Франции республика гарантирует свободу совести, свободное осуществление поклонения при соблюдении ограничений, установленных в интересах обеспечения общественного порядка; государство не осуществляет финансирование или субсидирование ни одной религиозной конфессии. С одной стороны, допускаются все религиозные практики и гарантируется свобода религии. С другой стороны, наблюдается в целом непосредственное включение государственной власти в реализацию этой свободы.
«Пассивный» секуляризм, напротив, не запрещает и законодательно не устанавливает ограничений исповеданию никакого вероучения и допускает религию в публично-правовую сферу (например, Венгрия, США, Чехия).
1.2. Проблемы реализации светскости в России
Что бы выявить проблемы реализации светскости в России, представляется, что необходимо понять, какое место в жизненных приоритетах россиян занимает религия.
Летом 2013 г. Фондом общественного мнения был проведен опрос о значимости религиозных ценностей для россиян, о том, сколько россиян верят в Бога, посещают храм и молятся своими молитвами.
Для пожилых людей наибольшую ценность имеют вопросы, затрагивающие идеалы мира и справедливости, тогда как финансовое благополучие становится менее значимым. Средняя возрастная категория предпочитает стабильность, молодежная среда, как правило, критикует существующее положение властеотношений.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.08.2000, N 32, ст. 3340.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 3.
4. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Собрание законодательства РФ. 1997. N 39. Ст. 4465.
5. Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ «О политических партиях» // Российская газета. 2001. 14 июля. N 133.
6. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // Российская газета. 1997. 6 января. N 3.
7. Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Собрание законодательства РФ, 29.09.1997, N 39, ст. 4465.
8. Федеральный закон от 30.11.2010 N 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» // Собрание законодательства РФ, 06.12.2010, N 49, ст. 6423.
9. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598.
10. Федеральный закон от 13.03.1995 N 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России» // Собрание законодательства РФ, 13.03.1995, N 11, ст. 943.
11. Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Собрание законодательства РФ, 29.09.1997, N 39, ст. 4465.
12. Распоряжение Президента РФ от 24 апреля 1995 г. N 192-рп «О взаимодействии Президента Российской Федерации с религиозными объединениями» (ред. от 17.03.2001) // Собрание законодательства РФ. 1995. N 18. Ст. 1644.
13. Распоряжение Правительства Рос. Федерации от 22 июля 2013 г. N 1292-р Концепция федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России» // СЗ РФ. 2013. N 30 (ч. 2).
14. Письмо Минобрнауки России от 28.03.2013 N ДЛ-65/08 «Об установлении требований к одежде обучающихся» // Администратор образования», N 9, май, 2013.
15. Закон Республики Казахстан от 11 октября 2011 года N 483-IV ЗРК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» // Казахстанская правда. N 330 - 331 (26721 - 26722). 2011. 15 октября.
16. акон Республики Таджикистан от 26 марта 2009 года N 489 (ред. от 28 июня 2011 года) «О свободе совести и религиозных объединениях» // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 2009. N 3. Ст. 82.
17. Закон Кыргызской Республики от 31 декабря 2008 года N 282 (ред. от 7 декабря 2012 года) «О свободе вероисповедания и религиозных организациях в Кыргызской Республике» // ЭРКИНТОО. 2008. 16 января. N 3.
18. Закон Республики Беларусь от 17 декабря 1992 года N 2054-XII (ред. от 22 декабря 2011 года) «О свободе совести и религиозных организациях» // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2016.
19. Соглашение о сотрудничестве между Республикой Беларусь и Белорусской православной церковью, 12 июня 2003 года // Сотрудничество государства и Белорусской православной церкви в Республике Беларусь: Сб. документов / Под. общ. ред. А.В. Бройко. Минск: Центр православного просвещения преподобной Ефросинии Полоцкой, 2004. С. 7 - 10.
20. Указ Президента Республики Беларусь от 1 июля 2005 года N 300 (ред. от 29 ноября 2013 года) «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи» // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2016.
21. Определение Верховного Суда Рос. Федерации от 10 июля 2013 г. N 19-АПГ13-2 // СПС «КонсультантПлюс».
22. Агафонова А.А. Реализация принципа светского государства в России: современное состояние и перспективы развития // Вестник Томского государственного университета. 2012. Право. N 2(4).
23. Баев В.Г., Мещерякова С.В. Светскость государства как категория конституционного права: понятие и принципы // История государства и права. 2015. N 8. С. 46 - 51.
24. Бобоев А.Х. Конституционно-правовое регулирование статуса человека и гражданина в Республике Таджикистан: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011.
25. Исаева А.А. Внедрение «двухуровневой системы» религиозных объединений в России: анализ и оценка // Сравнительное конституционное обозрение. 2015. N 6. С. 106 - 124.
26. Исаева А.А. Запрет оскорбления религиозных чувств верующих и реализация прав человека: сравнительно-правовой анализ // Конституционное и муниципальное право. 2013. N 4. С. 37 - 42.
27. Исаева А.А. Правовое регулирование миссионерской деятельности: российские реалии и опыт стран Содружества Независимых Государств // Сравнительное конституционное обозрение. 2017. N 3. С. 27 - 45.
28. Исаева А.А. Признаки светского государства и особенности их реализации в современной России // Конституционное и муниципальное право. 2018. N 9. С. 28.
29. Осавелюк М.А. Государство и Церковь. М.: Изд-во Российского гос. торгово-экономического ун-та, 2010. С. 70 - 87.
30. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2003. С. 193 – 194.
31. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / Л.В. Андриченко, С.А. Боголюбов, Н.С. Бондарь и др.; под ред. В.Д. Зорькина. 2-е изд., пересмотренное. М.: Норма, Инфра-М, 2011. С. 156.
32. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. М.: Эксмо, 2009. С. 156.
33. Пибаев И.А. Конституционно-правовой статус военных священников в Российской Федерации и Италии: история и современные тенденции // Актуальные проблемы российского права. 2013. N 10. С. 1223 - 1231.
34. Понкин И.В. Современное светское государство: конструктивная светскость. Конституционно-правовое исследование. М.: Институт государственно-конфессиональных отношений и права, 2006. С. 156.
35. Религиозные организации в общественном пространстве Беларуси и Украины: формирование механизмов партнерства / Н. Кутузова, Л. Филлипович [и др.]. Вильнюс: ЕГУ, 2014. С. 53 - 69
36. Смоленский М.Б. Конституционное (государственное) право России. Ростов н/Д: Феникс, 2002. С. 161.
37. Узланер Д.А. Картография постсекулярного // Отечественные записки. 2013. N 1(52).
38. Чеснокова В.Ф. Тесным путем: процесс воцерковления населения России в конце XX века. М.: Академический проект, 2005. С. 78