Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Анализ литературных источников показал, что, несмотря на то, что арт-терапия, как самостоятельное направление в коррекционной работе начинает приобретать все большую популярность, практических работ по изучению возможности арт-терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми младшего школьного возраста нет.
Принимая во внимание выше указанные тенденции, стоит отметить, что имеются и определенные противоречия в том, что с одной стороны арт-терапию часто рассматривают как средство коррекции эмоциональной сферы детей, а с другой стороны по отношению к детям этот вопрос мало изучен, и недостаточно представлен в литературе.
Отсюда следует проблема исследования как необходимость в совершенствовании содержания, форм и методов работы со слабослышащими детьми по коррекции эмоциональной сферы средствами арт-терапии. Противоречие между востребованностью данного вида коррекции и недостаточной разработанностью ее практического аспекта и определило цель данного исследования.
Таким образом, это и определило тему нашей работы: Арт-терапия как средство коррекции психо-эмоциональных нарушерий.
Цель исследования: изучить арт-терапию как средство коррекции психо-эмоциональных нарушений.
Объектом исследования являются эмоциональные нарушения у подростков.
Предмет исследования – Арт-терапия как средство коррекции психо-эмоциональных нарушений.
Гипотеза – эмоциональные нарушения у подростков изменятся, если разработать и реализовать психолого-педагогическую программу их коррекции.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Раскрыть возрастные особенности эмоциональных нарушений у младших школьников.
3. Теоретически обосновать психолого-педагогическую коррекцию эмоциональных нарушений у младших школьников средствами арттерапии с помощью целеположения и моделирования.
4. Описать этапы, методы и методики исследования
5 Дать характеристику выборки и проанализировать результаты исследования.
Методологической основой исследования стали исследования в области арт-терапии Бурно М. Е., Гришиной А. В., Копытина А. И., Лебедевой Л. Д., Уэлсби К. Чуткиной Г.М.
Глава 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ
1.1 Сущностная характеристика эмоциональных состояний подростков
Значительные социокультурные изменения, происшедшие в нашей стране в последние десятилетия, повлияли на характер социальной ситуации развития детей разных возрастов, и подростковый возраст не является здесь исключением – ученики подросткового возраста находятся в эпицентре внимания современных педагогов и психологов. Модернизация системы общего образования, основанная на внедрении Федерального образовательного стандарта, предполагает активную роль всех участников образовательного процесса в развитии личности учащихся. Актуальной задачей национальной системы образования является забота о психологическом здоровье учащихся.
В частности, стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №413 от 17.05.2012 г.) среди пятнадцати личностных результатов освоения основной образовательной программы определяет следующий «бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь».
Термин «психологическое здоровье личности», введенный в научный лексикон И.В. Дубровиной для конкретизации основной цели психологической службы образования – «максимальное содействие психическому и личностному развитию детей и школьников» – предполагает внимание к внутреннему миру ребенка: к его уверенности или неуверенности в себе, в своих силах, пониманию им своих собственных способностей, интересов, его отношению к людям и окружающему миру. Глубокий анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме психологического здоровья выполнен В.Э. Пахальяном [7], который определяет психологическое здоровье как динамическое состояние внутреннего благополучия (согласованности), позволяющее человеку актуализировать свои индивидуальные и возрастно-психологические возможности на любом этапе.
В.В. Зацепин и В.Э. Пахальян показали, что психологическое здоровье ребенка во многом определяется теми взаимоотношениями, которые складываются в течение жизни между формирующейся личностью и ее ближайшим взрослым окружением. Причем эти взаимоотношения становятся источником отношения самих школьников к своему здоровью. И.А. Баева [1] полагает, что психологическое здоровье человека зависит от возможности человека адаптироваться к особенностям своего поведения, к содержанию собственной психики, через осознание своего отношения к самому себе человек способен к самооценке своих поступков, мыслей, чувств. Проблема психологического здоровья приобретает особую актуальность для человека, проживающего в мегаполисе, поскольку здесь возникает значительно большее количество негативных состояний: страхов, депрессий, агрессии.
Авторы [1] перечисляют условия сохранения (восстановления) психологического здоровья ребенка: создание психологически безопасного пространства жизнедеятельности ребенка, в том числе образовательного, на основе здоровьесберегающих технологий; осуществление эффективного психологического сопровождения жизнедеятельности ребенка и его референтного окружения, оказание оперативной квалифицированной психологической помощи в случаях нарушения безопасности жизнедеятельности; снижение уровня всех форм насилия, прежде всего психологического, во взаимодействии всех участников образовательной среды.
Анализ работ, посвященных проблеме психологического здоровья школьников [1; 3; 7; 10], позволяет полагать, что основу психологического здоровья подростков составляет благополучие эмоционально-аффективной сферы личности. Мы поставили перед собой задачу выделить критерии оценки психологического здоровья школьников.
Теоретическое обобщение работ, рассматривающих особенности взаимодействия учащихся с учетом особенностей образовательных сред [1; 2; 4; 6; 9] позволило нам выделить два значимых параметра эмоционально-аффективной сферы личности подростков: влияние среды на личность и отношение личности к среде. При этом условия среды оказывают влияние на личность и могут приводить к отклонениям в ее развитии при соединении (и усилении) отдельных отрицательных воздействий среды. В то же время, адаптируясь к средовым условиям, личность сама влияет на среду, – формируется субъектное отношение к среде. Указанные параметры характеризуют эмоционально-аффективную сферу личности подростков и, согласно И.В. Дубровиной, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, В.Э. Пахальяну [3; 7; 8; 9], характеризуют психологическое здоровье подростков.
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. gopsy.ru/[электронныйресурс] URL: http:www.gopsy.ru/semja/vospitaniedetej/jesteticheskoe-vospitanie.html (дата обращения: 10.07.17)
2. list7i.ru/[электронный ресурс] URL: http:www.list7i.ru (дата обращения: 10.07.17)
3. maam.ru/ [электронныйресурс] URL: http:www.maam.ru/detskijsad/artterapevticheskoe-zanjatie-sila-tvorchestva-art-terapija-kakmetod-formirovanija-stresoustoichivostiv-podrostkovoi-srede.html (дата обращения: 10.07.17)
4. Алексеева М.Ю. Развитие творческого мышления младших школьников средствами арт-терапии (на материале обучения иностранному языку) / Дисс. канд. пед. наук. Курск, 2007. – 363 л.
5. Бизюк А.П. «Применение интегративного теста тревожности» / Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева / Новая медицинская технология. Санкт-Петербург, 2005 г. 23 с.
6. Кисилева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. Руководство для детских психологов, педагогов, врачей, и специалистов, работающих с детьми/ М.В. Кисилева. - СПб.: Речь, 2007. - 160 с.
7. Копытин А.И. Руководство по групповой арт-терапии/ А.И. Копытин. - СПб.: Речь, 2003. - 320 с.
8. Лебедева, Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. - СПб.: Речь, 2003. - С. 45.
9. Лебединский, В.В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В.В. Лебединский, О.С. Никольская. – М.: МГУ, 1990. – 87 с.
10. Лысых, Н.В. Арт-терапия в работе социального педагога / Н.В. Лысых, Е.А. Баркова // Успехи современного естествознания. - 2013. - № 10 . - С. 176-177.
11. Мамайчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. / И.И. Мамайчук. - СПб., Речь, 2003. – 494с.
12. Мардер, Л. Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста / Л. Мардер. – М., Генезис, 2007. – 143 с.
13. Марковская, И.Ф. Клиническая и нейропсихологическая диагностика детей с ЗПР / И.Ф. Марковская. – М.: Сфера. 1993. – 125 с.
14. Медведева, Е.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. - М.: Издательский центр «Академия». 2001. – 54 с.
15. Медведева, И.Я. Разноцветные белые вороны. / И.Я. Медведева, Т.Л. Шишова. М.: Издательский центр «Академия». - 1996. – 123 с.
16. Неменский, Б.Н. Искусство, Культура, Образование: Цикл бесед / Б.Н. Неменский. – М.: Просвещение. 1993. – 411 с.
17. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн.
18. Попова Н.М. Комплексная характеристика здоровья подростков (на модели Удмуртской республики) // Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук // Москва, 2006. 40 с.
19. Попова Н.М. Особенности жизни и поведения городских и сельских подростков // Тезисы международного семинара «Проблемы общественного здоровья и здравоохранения». Ижевск, 2005. С. 97-105.
20. Попова Н.М. Характеристика факторов, влияющих на состояние здоровья подростков в процессе обучения // Объединенный медицинский журнал. М., 2005. № 2. С. 34-35.
21. Сидоров К.Н. Тревожность как психологический феномен // Журнал: Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика» // Выпуск № 2, 2013.
22. Сусанина И.В. Введение в арт-терапию/ И.В. Сусанина. - М.: Когито-Центр, 2007. - 95 с.