Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Планирование деятельности фирмы включает в себя, как определение основных или промежуточных целей и задач предприятия, так и поиск наиболее оптимальных способов их достижения. Соответственно, конечной целью внутрифирменного планирования является достижение поставленных задач с наибольшей эффективностью и наименьшими затратами. Оно может касаться как общих планов фирмы в целом, так и планов конкретных подразделений или даже отдельных сотрудников.
Существует большое количество инструментов внутрифирменного планирования, таких как матрица BCG, матрица Маккинзи и многие другие методы экономико-математического и маркетингового анализа. В целом, можно выделить 3 вида внутрифирменного планирования, касательно выбранного временного периода: краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное планирование. Рассмотрим каждый вид по отдельности.
1. Теоретические основы планирования на предприятии
1.1. Сущность планирования на предприятии
Планирование деятельности фирмы включает в себя, как определение основных или промежуточных целей и задач предприятия, так и поиск наиболее оптимальных способов их достижения. Соответственно, конечной целью внутрифирменного планирования является достижение поставленных задач с наибольшей эффективностью и наименьшими затратами. Оно может касаться как общих планов фирмы в целом, так и планов конкретных подразделений или даже отдельных сотрудников. Существует большое количество инструментов внутрифирменного планирования, таких как матрица BCG, матрица Маккинзи и многие другие методы экономико-математического и маркетингового анализа. В целом, можно выделить 3 вида внутрифирменного планирования, касательно выбранного временного периода: краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное планирование. Рассмотрим каждый вид по отдельности.
Долгосрочное планирование
Обычно под долгосрочным планированием подразумевается составление планов фирмы на срок от 5-ти лет. Основными целями долгосрочного планирования является прогнозирование перспектив и составление стратегии фирмы на достаточно длинный промежуток времени.
Сюда входит выявление перспектив отрасли, в которой работает фирма, постановка долгосрочных целей и составление стратегии их достижения, будущее развитие технологий и исследовательские разработки, поиск выгодных поставщиков, взаимодействие с потенциальными или будущими конкурентами, а также многое другое. Вдобавок к этому, при долгосрочном планировании, в большинстве случаев, закрепляются основные принципы деятельности компании. Именно они определяют корпоративную культуру предприятия.
Среднесрочное планирование
Среднесрочное планирование деятельности фирмы обычно осуществляется на срок от 1 до 5 лет. Осуществление среднесрочных планов предприятия происходит путем принятия бюджета компании, состоящего из финансовых планов для каждого подразделения компании на определенный период времени. Принятые бюджеты подразделений потом консолидируются в единый бюджет предприятия, в основе которого лежит прогноз будущих продаж, оценка различного рода издержек и прогноз прибыли фирмы. Во многих компаниях пренебрегают среднесрочным планированием, включая его в краткосрочное или долгосрочное.
Краткосрочное планирование
К краткосрочному планированию относят составление планов на временной период до одного года. Краткосрочное планирование ориентируется на решение текущих задач предприятия, достижение основных плановых показателей, повышение качества продукции, оптимизацию трудовых ресурсов. При краткосрочном планировании деятельности фирмы делается больший акцент на подразделения, отделы, дочерние компании и другие структурные образования компании.
Однако нужно понимать, что такое разделение довольно условное, так как внутреннее планирование деятельности компании — вещь достаточно индивидуальная. Каждая компания выбирает ту политику и стратегию, которую считает наиболее подходящей и эффективной.
Таким образом, внутрифирменное планирование — одна из важнейших вещей для организации успешной деятельности предприятия. Именно оно задает основные цели и задачи экономической деятельности, определяет корпоративную структуру и внутреннюю политику предприятия.
1.2. Система планирования на предприятии
Эффективность производства имеет не только чисто экономический, но и социальный аспект. С точки зрения социально-экономической эффективности на первый план выдвигается вопрос о том, как и при каких данных наиболее полно удовлетворить потребность всех работников предприятия и, соответственно, всех членов общества.
Социальная эффективность падает тогда, когда изменения в производстве улучшают положение одних за счёт ухудшения положения других.
Эффект производства на уровне предприятия за определённый промежуток времени выражается объёмом продукции. Объём продукции может оцениваться при помощи натуральных, условно-натуральных показателей и в стоимостном выражении.
Объём продукции характеризуется валовой, товарной и реализованной продукцией.
Валовая продукция представляет собой исчисленный в денежном выражении суммарный объём продукции. Она охватывает как конечную, завершённую, так и незавершённую продукцию и включает в себя комплектующие изделия, полуфабрикаты и продукцию, изготовление которой уже начато .
Товарная продукция - это объём всей произведённой предприятием конечной продукции.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Акулов В.Б., Рудаков М.Н. Теория организации: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 243 С.
2. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. – 2-е издание. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 480 С.
3. Дистергефт Л.В., Выварец А.Д. Технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта: Учебное пособие. Екатеринбург, 1997.
4. Добротворский И.Л. Менеджмент. Эффективные технологии. Учебное пособие. - М.: Издательство «ПРИОР», 2007. – 464 С.
5. Ильенкова С.Д., Кузнецов В.И. Основы менеджмента: Уч.-практ. пособие – М.: МЭСИ, 1998 – 179 С.
6. Менеджмент на промышленном предприятии. / Кошкин Л.И., Хачатуров А.Е., Булатов И.С. – М.: Эколайн, 2002.- 380 С.
7. Мескон М. и др. Основы менеджмента: Учебник / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури: Пер. с англ. - М.: Дело, 2006. – 720 С.
8. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2000. – 480 С.
9. Ойхман Е.Г., Попов Э.В. Реинжиниринг бизнеса: реинжиниринг организаций и информационные технологии – М., 1997 – 224 С.
10. Организация производства: практикум. / Сост. О.В. Шамов. – Гродно: ГрТУ, 2005 – 72 С.
11. Рогожин С.В., Рогожина Т.В. Теория организации: Учебное пособие. - М.: «Экзамен», 2006. – 314 С.
12. Савицкая Г.В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности. – М.: ИНФРА-М, 2006 – 340 С.
13. Серебренников Г.Г. Организация производства: Учебное пособие. – Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2004. – 96 С.
14. Серебренников Г.Г. Экономические аспекты организации производства: Учебное пособие. – Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2003. – 82 С.
15. Экономика предприятия: Учеб. / Под ред. Е. П. Кантора. СПб.: Питер, 2003. – 572 С.