Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Проблемами развития ресторанной критики в СМИ занимаются такие исследователи журналистики как А.Н. Тепляшина, Т.Е. Нерсесова. По их мнению, сервисная критика выросла в самостоятельное и достаточно объемное направление, и она – одна из самых популярных тематических специализаций.
Это тематическое направление носит междисциплинарный характер, потому что предметом оценки является специфическая деятельность, развивающаяся по своим законам и правилам. И она выдвигает определенные требования к организации дела, которое оценивают затем журналисты. Качество их рецензии будет тем выше, чем более они в своих оценках будут опираться на требование самого вида деятельности, который они рецензируют. Отсюда актуально проанализировать современную ресторанную критику с точки зрения ее профильной компетенции и журналистского мастерства одновременно.
ГЛАВА 1 РЕСТОРАННАЯ ЖУРНАЛИСТИКА КАК ЖАНР СОВРЕМЕННОЙ МЕДИАСФЕРЫ
1.1 Ресторанная журналистика как отдельная область оценочной деятельности
После вступления России в эру потребления появилось большое количество новых разнообразных товаров и услуг. Современный человек вынужден каждый день делать выбор, но сориентироваться в таком многообразии самостоятельно не представляется возможным. Одной из главных проблем является манипулятивное воздействие рекламы низкокачественных товаров. Как ответ на общественные ожидания, выросло новое направление критической журналистики – сервисная критика, занимающаяся вопросами критики ресторанов, моды, путешествий и т.д.
Сегодня сервисная критика является частным явлением на страницах периодических изданий, ее предметное поле и тематические специализации постоянно расширяются.
1.2 Предметная, методологическая и функциональная сущность рецензирования
Термин «рецензирование» (от лат. recensio) переводится как осмотр, обследование.
Рецензия по Г.В. Лазутиной - «аналитический текст, посвященный рассмотрению и оценке художественного явления, созданного литературой, музыкой, живописью, театром или кино» .
Рецензирование предполагает оценку предмета без строгой привязки к жанровой форме. И здесь замечается легко проводимая параллель с термином «критика» (в современных толковых словарях «критика» – это обсуждение, разбор чего-нибудь с целью дать оценку). Признается сходство обоих значений, которые на практике проявляются контекстуально. Таким образом, под критикой и рецензированием подразумевается как специфический вид деятельности, предполагающий разбор и оценку различных произведений, так и результат этой деятельности – тексты, содержащие разбор и оценку произведений15.
1.3 Основные жанровые модели рецензирования
Жанровая классификация в журналистике на данный момент носит дискуссионный характер. Многие современные исследователи отмечают радикальное изменение контента в условиях мультимизации, что делает традиционную жанровую систему неактуальной по отношению к новому содержанию.
«Исследователи журналистики отмечают смешение и взаимопроникновение жанров вплоть до конвергенции». Это объясняется специалистами по-разному: снижением профессионального уровня современных журналистов, влиянием постмодернизма, мощным воздействием на практическую журналистику новых коммуникационных технологий, вызывающий новый информационный феномен – гипертекст.
Но полемика по поводу систематизации жанров не породила за собой новые жанровые формы. Поэтому в нашем распоряжении остается уже сформировавшаяся историей жанровая палитра (классификация жанров приводится по Т.Е Нерсесовой) .
Исходя из современной практики критики, можно утверждать, что в ней есть почти все жанровые модели, если в тексте соблюдено главное условие: «предмет - артефакт - представлен в оценочном ракурсе».
Информационные жанры критики.
Группа этих жанров составляет подавляющий объем рецензирования в массовой прессе и достаточно большой объем – в качественной печати, в связи с огромным количеством информационных поводов, которые необходимо представить аудитории для обеспечения полной информативности.
- Событийная заметка. Предмет изображения – событие, имеющее культурное значение.
- Анонс как разновидность заметки. «Превентивные сообщения о будущих всевозможных культурных мероприятиях, выставках, концертах и пр.». Здесь присутствует предварительная оценка, реализующаяся на этапе отбора и осмысления общественной значимости предстоящих событий.
- Аннотация - возникшая как текст, «в котором даются предварительные сведения о содержании произведения» в современной журналистике расширила свое предметное поле, включив в него разного рода артефакты.
- Мини-рецензия - оценочная заметка, предметом которой является книга, кинофильм, пьеса. Цель публикации – сообщить о впечатлении без обоснования доказательствами.
- Мини-обозрение. Предмет изображения - совокупность событий, явлений; главная цель: сообщить о схожих явлениях без попытки выявления глубоких взаимосвязей.
2. КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ РЕСТОРАННОЙ КРИТИКИ КАК ВИДА ЖУРНАЛИСТСКОЙ ПРАКТИКИ
2.1 Характеристика изданий, публикующих ресторанную критику
Прежде чем провести комплексный анализ ресторанной критики, необходимо ознакомиться с характеристиками заявленных изданий, рассматриваемых в ходе работы. Отбор СМИ осуществлялся из числа наиболее популярных изданий, имеющих постоянную рубрику, посвященную ресторанной критике.
«Деловой Петербург».
Деловая газета Санкт-Петербурга. Начала выходить с 1993 года. Одно из правил, провозглашенных в газете, гласит, что в ней нельзя купить статью за деньги. У газеты есть свой слоган: «Важные вопросы – точные ответы». Исполнительный редактор изданий, Дмитрий Грозный, по сей день ведущий рубрику ресторанной критики «Грозный обзор», в 2013 году был назван лучшим ресторанным критиком по версии журнала «Where».
«Restoran.ru».
2.2 Комплексный анализ ресторанной критики
Для анализа текстов используются критерии, которые были определены нами в конце первой главы данной работы. Каждый из них рассматривается под отдельным номером.
Анализ публикации «Kazan–Mangal». («Деловой Петербург» от 23 марта 2018 года). Автор – Дмитрий Грозный.
1. Предмет рецензирования.
Предметом рецензирования является ресторан «Kazan–Mangal» в Санкт-Петербурге. Место необычно своим названием и оформлением.
- Качество кухни в заведении.
Автором описываются и кратко оцениваются заказанные блюда. Главный узбекский салат Ачик–чучук сначала пленил ценой (190), но плошка оказалась столь крохотной, а помидоры — столь скромных вкусовых достоинств, что не осталось ничего, кроме недоумения. Кутабы с бараниной (220) истекали живительным соком, правда, тесто, пожалуй, было чуть толстовато. Для описания шурпы язык не повернется использовать прилагательное "наваристая": вполне диетический суп или даже супчик с овощами и бараниной. Харчо, как и положено, здесь готовят с говядиной, но грецких орехов, видимо, пожалели, а сливу ткемали заменили чем–то более обыденным.
Люля–кебаб вышел неплохо, но баранину для него, скорее всего, пропустили через мясорубку, а не порубили топориками. Хачапури, видимо, заставило себя слишком долго ждать: после этого смотришь на лепешку особенно критическим взглядом и решаешь, что сыра могло быть побольше.
-качество обслуживания
Автором отмечается очень длительный процесс обслуживания.
Быстро отобедать здесь пока не получится: гости при мне просили упаковать блюда с собой, потому что все временные лимиты иссякли. Возникает вопрос: зачем объявлять 50%–ную скидку на хачапури, если дождаться его реально только под занавес трапезы. Впрочем, хинкали появились и того позже, и то после нескольких напоминаний и обещаний "всего две минутки"
- Слагаемые атмосферы заведения (интерьер, музыкальное оформление, зонирование, уровень комфорта).
Автор описывает интерьер и публику заведения, что создает дополнительный эффект присутствия. Дизайнерам ресторана хочется аплодировать стоя. Создать при помощи столь минимального набора декораторских приемов восточную атмосферу раньше, пожалуй, ни у кого не получалось. Зачем развешивать по стенам пестрые ковры, если их можно просто нарисовать! Добавить к этому несколько десятков плетеных корзинок, разложить большие подушки с этническими узорами — и готово. Разве что повесить на окна маркизы здесь пока не догадались, в результате в погожий день гости ресторана не тянутся к свету, а прячутся от него подальше. Без старых и новых грузинских песен здесь тоже, конечно, не обошлось».
- Соотношение цены и качества.
Автором указана только цена заказанных блюд.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В работе, посвященной анализу развития ресторанной критики как специфической сферы деятельности, описаны исторические корни данного явления, которые уходят еще в XVIII век. Указываются причины выделения из общего вида критических публикаций такого направления, как сервисная критика, а уже из ее состава выделилась в самостоятельное направление и собственно ресторанная критика.
Сегодня ресторанная критика представлена в различных типах СМИ – массовых и специализированных, предназначенных для людей, занятых в этом виде деятельности. Профессиональные издания в своей информационной политике ориентируются на главную цель – способствовать успешному развитию бизнеса. Нас же интересовала ресторанная критика, предназначенная для массового потребления.
Для ее анализа необходимо было сформулировать критерии. Они могли быть выведены только на основании использования комплексного подхода, т.к. предметом анализа ресторанной критики является специализированный вид деятельности со своими особенностями и закономерностями. Именно компетентность анализа заставляет обратиться к области профессиональных знаний. Нами была изучена предметная, методологическая и функциональная сущность рецензирования, основные жанровые модели рецензирования.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. О средствах массовой информации : федеральный закон от 27.12.1991 № 2124-1 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс»
2. Бахтин, М. М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук / М. М. Бахтин. – СПб.: Азбука, 2000. - 332 с.
3. Белинский, В. Г. Статьи о классиках / В. Г. Белинский. – М. : Худ. лит-ра, 1970. – 608 с.
4. Берков, П. Н. История русской журналистики XVIII века / П. Н. Берков. – М. : Изд-во АН СССР, 1952. - 572 с.
5. Богомолов, Н. А. Вокруг «серебряного века»: Статьи и материалы
6. / Н. А. Богомолов. – М. : Новое литературное обозрение, 2010. – 185 с.
7. Говорухина, Ю. А. Русская литературная критика на рубеже XX-XXI / Ю. А. Говорухина, дис. …кандидата филологических наук. – ТГУ, 2010. 112 с.
8. Горохов, В. М. Публицистика: теория и практика / В. М. Горохов. – М. : Акад. изд-во МЭГУ, 1995. – 164 с.
9. Григорьева, Е. С. Культурология: практикум: учеб. пособие / Е.С. Григорьева. – Воронеж : ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный технический университет», 2013. – 120 с.
10. Гуревич, С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра / С. М. Гуревич. – М. : Аспект Пресс, 2004. – 288 с.
11. Деннис, Э. Беседы о масс-медиа / Э. Деннис, Д. Мэррил; пер. Е. Г. Соколова. – М. : Вагриус, 1998. – 384 с.
12. Егоров, Б. Ф. Аполлон Григорьев – литературный критик / Б. Ф. Егоров.– М. : Современник, 1986. – 349 с.
13. Жирков, Г. В. История цензуры в России Х1Х-ХХ вв / Г. В. Жирков. – М. : Аспект Пресс, 2001. – 368 с.
14. Интернет-СМИ: Теория и практика : учеб. пособие / под ред. М. М. Лукиной . – М. : Аспект Пресс, 2010. – 326 с.
15. История русской журналистики XVIII-XIX веков / под ред. А. В. Западова . – М. : Высшая Школа, 1973. – 518 с.
16. История русской журналистики XVIII-XIX веков / под ред. Л. П. Громовой . – СПб. : Изд-во С-Петерб. ун-та, 2005. - 600 с.
17. Карамзин, Н. М. Избр. соч. в 2 т. / Н. М. Карамзин. – М. : Худ. лит-ра, 1984. – Т.2. – 671 с.
18. Корконосенко, С. Г. Основы журналистики / С. Г. Корконосенко. – М. : Аспект Пресс, 2001. – 287 с.
19. Кузнецов, И. В. История отечественной журналистики (1917-2000) / И. В. Кузнецов. – М. : Флинта, 2002. – 640 с.
20. Кулешов, В. И. История русской критики XVIII-XIX веков / И. В. Кулешов. – М. : Просвещение, 1978. – 526 с.
a. Лазутина, Г. В., Распопова С. С. Жанры журналистского творчества / Г. В. Лазутина., С. С. Распопова. – М. : Аспект Пресс, 2011. – 150 с.
21. Лазутина, Г. В. Журналистский текст как знание оперативного назначения / Г. В. Лазутина // Вестник Московского университета. 2012. – Сер. 10, Журналистика. – Вып. 5. – С. 50-59.
22. Лазутина, Г. В. Термины – хранилище концепций / Г. В. Лазутина // Вестник Московского Университета. 2012. – Сер. 10, Журналистика. – Вып. 1. – С. 50-55.
23. Мельник, Г. С. Основы творческой деятельности / Г. С. Мельник, А. Н. Тепляшина. – СПб. : Питер, 2014. – 272 с.
24. Методы журналистского творчества / Под ред. В. М. Горохова . – М. : Изд- во МГУ, 1982. – 151 с.
25. Нерсесова, Т. Е. Аксиологическая основа медиаконтента как способ формирования субъективного восприятия культурных ценностей общества и их оценки / Т. Е. Нерсесова // Медиаскоп». – 2011. [Электронный ресурс]. – Режим доступа к журн.: www.mediascope.ru /node/835
26. Нерсесова Т.Е. Сервисное рецензирование как особая предметная область оценочной деятельности журналиста деятельности / Медиаскоп. – 2011. - № 3. – С.73
27. Нерсесова, Т. Е. Современная критическая мысль: основные тенденции / Т. Е. Нерсесова // Меди@льманах. – 2011. [Электронный ресурс]. - Режим доступа к журн.: www.mediaalmanah.ru/files /44/102.php
28. Нерсесова, Т. Е. Типы и жанры рецензирования в современных печатных СМИ / Т. Е. Нерсесова: дис. …кандидата филологических наук. – МГУ, 2012. – 199 с.
29. Основы творческой деятельности журналиста : учебник для студентов вузов по специальности «Журналистика» / под ред. С. Г. Корконосенко . – СПб. : Знание, СПбИВЭСЭП, 2000. – 272 с.
30. Прохоров, Е. П. Введение в теорию журналистики / Е. П. Прохоров. – М. : Аспект Пресс, 2009. - 349 с.
31. Ресторанная периодика как тип специализированных изданий День научного творчества студентов. Материалы конференции. – М. : Факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, 2005, - 15 с.
32. Свитич, Л. Г. Социология журналистики (Методология, методы, направления и результаты исследований) / Л. Г. Свитич. – М. : ВК, 2010. – 342 с.
33. Сергунина, Н. А. Литературная критика в рулинете как звено коммуникативной системы: автор-текст-аудитория / Н. А. Сергунина / автореф. дис. – Воронеж, 2006. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/189892.html.
34. Система средств массовой информации России / под ред. Я. Н. Засурского. — М. : Аспект Пресс, 2003. – 259 с.
35. Социология журналистики: учеб. пособие / под ред. С. Г. Корконосенко. – М. : Аспект Пресс, 2004. – 318 с.
36. Тепляшина А.Н. Профессиональная критика ресторанов в деловой прессе как фактор жанровой модификации рецензии // Вестник Том. гос. ун-та. – 2015 URL: http://journals.tsu.ru/philology/&journal_ page=archive&id=1245&article_id=21826 (дата обращения: 18.06.2019)
37. Тертычный, А. А. Аналитическая журналистика / А. А. Тертычный. – М. : Аспект Пресс, 2015. – 87 с.
38. Тертычный, А. А. Жанры периодической печати / А. А. Тертычный. – М. : Аспект Пресс, 2011. – 162 с.
39. Тимофеев, А. А. Интеллектуальная собственность журналиста периодической печати / А. А. Тимофеев. – М. : Аспект Пресс, 2013. – 21 с.
40. Типология современной печати / под. ред. М. В. Шкондина, Л. Л. Реснянской. – М. : Аспект Пресс, 2007. – 236 с.
41. Юшин, П. Ф. Русская советская литературная критика (1917-1934) / П. Ф. Юшин. – М. : Просвещение, 1981. – 447 с.
42. Якушин, Н. И. Русская литературная критика XVIII – начала XX века / Н. И. Якушин, Л. В. Овчинникова. – М. : ИД Камерон, 2005. – 42 с.
43. Науанова, Ю. Петербург на тарелке. Ресторан «Кококо» / Ю. Науанова [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://spb.restoran.ru/spb/ blogs/detailed/peterburg_na_tarelke__restoran_kokoko_na_voznesenskom/
44. Шилова, А. Пасха в московских ресторанах / А. Шилова [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.vedomosti.ru/lifestyle/articles/ 2016/04/27/639358-pasha-moskovskih-restoranah.