Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Проблема развития государства и гражданского общества до сих пор считается недостаточно разработанной в современной политической и правовой науках, хотя период ее изучения измеряется столетиями.
Действительно, государство играет важную роль в жизни любого современного общества. В частности, степень демократичности политической системы в первую очередь зависит от сущности государства1. Это, безусловно, один из важнейших институтов общества, хотя его значение на протяжении истории человечества не было одинаковым. На любом этапе развития человечества вопрос о том, каким должно быть государство, его функции, а также как и кем должна осуществляться государственная власть оставался в той или иной степени актуальным и насущным. Для нас и нашей страны решение этого вопроса тоже имеет огромное значение, так как мы до сих пор находимся на переходном этапе формированию подлинно демократического государства. Формирование подлинно демократического общества, демократического, прежде всего в смысле достижения высокого уровня гражданского самосознания и предпосылок свободного самоопределения личности, закономерно меняет его отношения с государством: общество стремится отделиться от государства, регламентировать его действия. Стремление общества юридически ограничить функции государства и его аппарата закрепляется правовым образом. Государство определяется как одна из подсистем общества. Выше государства – власть закона. Государство становится правовым.
Несомненно, обновление действующего законодательства в сравнении с советским периодом весьма позитивно сказалось на достижении поставленной цели и является значительным шагом к правовому государству. В современной юридической литературе даже отмечается, что: необходимо учесть, что Россия есть еще и демократическое правовое государство, которое в центр юридического регулирования общественных отношений ставит личность.
Однако анализ действующего законодательства, монографической и публицистической литературы показал, что вопрос о сущности и социальном назначении государства не решён ни в теории, ни, тем более, на практике. Правовое государство само по себе является идеалом, однако стремление к нему является важнейшей задачей любого существующего ныне государства, в том числе и России.
История государства неотделима истории общества. Оно вместе с обществом проходит длинный исторический путь от неразвитого к развитому, приобретает на этом пути новые черты и свойства. Для неразвитого государства характерно то, что в нем не развертывается, не получает должного развития весь комплекс институтов государства и оно сводится, в сущности, к политической власти, основанной главным образом на аппарате принуждения. Развитым государство становится постепенно, по мере достижения определенного уровня цивилизации и демократии. Оно «обеспечивает организованность в стране на основе экономических и духовных факторов и реализует главное, что дает людям цивилизация, – народовластие, экономическую свободу, свободу автономной личности». В таком государстве развиваются все его институты и структуры, раскрывается их социальный потенциал. Причем государство изменяется и совершенствуется не само по себе. Его преобразуют, приспосабливают к изменяющим условиям люди разных эпох и стран. Поэтому есть все основания рассматривать государство как одно из самых значительных достижений мировой истории и цивилизации.
Вышеперечисленные обстоятельства и обуславливают актуальность и причины выбора нами темы дипломной работы.
Степень изученности проблемы.
Данная проблема рассматривалась в трудах таких виднейших теоретиков права, как: Н.Н. Алексеев, М.И. Байтин, Л.С. Мамут, Л.А. Морозова, Ю.А. Тихомиров и других учёных.
Объект исследования – государство.
Предмет исследования – сущность и закономерности развития современного государства, нормы права Российской Федерации, монографическая и публицистическая литература, посвященная данной теме.
Целью работы является рассмотрение вопроса о сущности и социальном назначении государства с позиций теории государства и права.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– рассмотреть понятие и основные признаки государства.
– рассмотреть отличие государства от органов власти первобытного общества и от других политических организаций общества.
– рассмотреть классовый и общесоциальный подходы к сущности государства.
Методологическую основу работы составляет диалектико–материалистический метод познания. В ходе описания и изучения темы работы применялись также иные, общенаучные и частно–научные методы: анализа и синтеза, сравнительно–правовой, формально–логический, системный, классификации.
Структура исследования. Исследование состоит из введения, двух глав, объединяющих пять параграфов, заключения и списка использованной литературы.
1. Понятие и основные признаки государства
Государство – сложное явление и охватить одним понятием все его аспекты невозможно, поэтому достаточно полное представление о нем может дать только ряд определений. В этой связи в первую очередь следует различать понятие государства в широком и узком смысле слова.
В широком смысле государство – это всеобъемлющая, правовая, суверенная, территориальная, политическая организация гражданского общества, располагающая специальным аппаратом власти, который обеспечивает существование общества как единого целого, его внутреннюю и внешнюю безопасность.
Иными словами, государство – это форма организации общества, возникающая на определенном этапе его исторического развития. Слова "страна", " отечество", "общество", "государство" являются синонимами, если в них подразумевается понятие государства в широком смысле (социологическом).
В узком смысле государство – это механизм управления обществом в виде специального аппарата суверенной власти (публичной, политической), распространяющейся на всё население страны и её территорию, обладающей на этой территории монополией на издание нормативно–правовых актов, применение принуждения, налогообложения. Иначе говоря, государство– это механизм осуществления публично–политической власти в обществе, механизм управления обществом. Такая трактовка государства по существу отождествляется с понятием государственного аппарата, системы его органов, наделенных властными полномочиями. В то же время не следует забывать о существовании в развитом демократическом государстве системы органов местного самоуправления, деятельность которых не связана с выполнением функций органов государственной власти.
Основные признаки государства:
I. Публично–политическая (государственная) власть.
Государственная власть – это власть одновременно публичная и политическая.
Публичной она является потому, что официально управляет делами всего общества и выступает от имени всего общества в целом при решении вопросов, относящихся к её компетенции.
Политическая природа государственной власти определяется тем, что она в лице государственного аппарата отделена от общества, относительно обособлена от него Относительно самостоятельное существование, положение в обществе и та сила, которой данная власть обладает, позволяют ей действенно управлять социально неоднородным обществом, т. е. таким, где во многом отсутствуют единство, совпадение интересов у различных слоев, групп, общностей. Отношения между ними составляют сферу политики как таковой. Прямое предназначение государственной власти заключается, во–первых, в регулировании этих отношений, что и делает её как власть публичную властью политической; во–вторых, успех в борьбе не совпадающих во многом интересов различных социальных слоев, групп, общностей в социально неоднородном обществе всегда будет на стороне того, кто обладает государственной властью. Овладение этой властью позволяет одной какой–либо части общества (большей или меньшей, либо ее представителям) не только управлять делами всего общества, обеспечивать его безопасность, существование как единого целого, но и руководить им преимущественно в своих интересах. Последнее и придает публичной власти политический характер. Поэтому она и выступает всегда как власть публично–политическая.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеев С.С. Теория государства и права. Учебное пособие для вузов. М.: Юридическая литература, 2015
2. Дюги Л. Конституционное право. Общая теория государства / Л. Дюги. – М.: Типография т–ва И.Д. Сытина. 1908. – 957 с.
3. История политических и правовых учений: Учебник для вузов / Под общ. В. С. Нерсесянца. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2014. – 944 с.
4. Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права. – СПб., 2014
5. Ленин В.И. Полное Собрание Сочинений. – 5-е издание. – М.: Издательство политической литературы, 1967 – 1981 гг., Т. 39. – С. 73
6. Мамут Л. С. Политические и правовые теории немецкого Просвещения // История политических и правовых учений XVII–XVIII вв. / Отв. ред. В.С. Нерсесянц. - М., 1989
7. Маркс К., Энгельс Ф. Полное собрание сочинений. – М.: Издательство политической литературы, 1955 – 1981 гг. – Т. 4. – С. 447
8. Морозова Л.А. Основы государства и права // Основы государства и права. –2005. - №1. - С. 14–33
9. Общая теория государства и права: В 3–х т. Т. 1. Государство: Академ.курс / Марченко М.Н., Бабурин С.Н., Байтин М.И. и др., 4–е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 576 с.
10. Павлов С. Ю. Признаки государства: основные концепции в современной отечественной юридической науке / С. Ю. Павлов // Вестник Омской юридической академии. – 2018. – Том 15. - № 4. – С. 406 - 410
11. Радько Т. Н. Теория государства и права / Т.Н. Радько. – М.: Академический проект, 2014. – 720 c.
12. Теория права и государства: Курс лекций / Под ред. Н. А. Катаева, В. В. Лазарева. – Уфа, 2014
13. Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: Издательство БЕК, 1995. – 496 с
14. Хропанюк, В. Н. Теория государства и права / В.Н. Хропанюк. – М.: Интерстиль, 2017. – 384 c
15. Червонюк, В. И. Теория государства и права / В.И. Червонюк. – М.: ИНФРА–М, 2016. – 704 c.