Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Закупочная логистика есть процесс обеспечения предприятий материальными ресурсами, размещения ресурсов на складах предприятия, их хранения и выдачи в производство.
Осуществление снабжения (закупок) является одной из важнейших функций в каждой организации. Функции закупок или материально-технического снабжения являются традиционными для организаций. Новизна логистического подхода к этой сфере деятельности заключается в том, что интеграция ее со смежными видами деятельности (производством, сбытом, транспортировкой, складированием) позволяет добиться своевременной закупки качественной продукции с минимальными затратами времени и финансовых ресурсов, тем самым укрепляя систему сквозного управления материальными и информационными потоками. Закупочную деятельность можно рассматривать в двух аспектах: тактическом (оперативном) и стратегическом.
Осуществление закупок в тактическом (оперативном) плане − это ежедневные операции, традиционно связанные с закупками и направленные на избежание проблем, связанных с отсутствием необходимого предмета снабжения (материальных ресурсов − MP или готовой продукции − ГП). Отсутствие требуемого количества продукции, отвечающего стандартам качества, несвоевременная доставка товара могут причинить неудобства конечному потребителю продукции или услуги.
Стратегическая сторона закупок − это все процессы управления закупками и взаимоотношениями с поставщиками, связи и взаимодействия с другими отделами компании, потребностями и запросами конечных потребителей, планирования и разработки новых закупочных схем и методов и т.п. Потенциал стратегической сферы закупок очень велик. Его использование зависит как от знаний о таком потенциале со стороны руководства компании, так и от способности эффективно распределить корпоративные ресурсы. Обязанностью тех, кто уполномочен управлять функционалом снабжения в компании, является поиск стратегических возможностей закупок и привлечение к ним внимания высшего руководства.
Считают, что термин «снабжение» является более широким понятием, чем «закупка» или «управление закупками». Логистику снабжения (или логистику «на входе») необходимо рассматривать прежде всего в контексте достижения целей обеспечения компании предметами снабжения, которые традиционно делятся на MP, товары для перепродажи (ГП для торговых компаний), ресурсы жизнеобеспечения (РЖ) и услуги. Деятельность по организации и управлению снабжением направлена на то, чтобы компания получала необходимые по качеству и количеству сырье, материалы, товары и услуги в нужное время, в нужном месте, от надежного поставщика, своевременно отвечающего по своим обязательствам, с хорошим сервисом (как до осуществления сделки, так и после нее) и по выгодной цене.
Логистика закупок выполняет следующие функции: формирование стратегии приобретения материальных ресурсов и прогнозирование потребности в них; получение и оценка предложений от потенциальных поставщиков; выбор поставщиков; определение потребностей в материальных ресурсах и расчет количества заказываемых материалов и изделий; согласование цены заказываемых ресурсов и заключение договоров на поставку; контроль за сроками поставки материалов; входной контроль качества материальных ресурсов и их размещение на складе; доведение материальных ресурсов до производственных подразделений; поддержание на нормативном уровне запасов материальных ресурсов на складах.
Основной целью снабжения (закупок) является надежное и качественное обеспечение подразделений организации (предприятия) предметами снабжения и услугами, необходимыми для выполнения запланированной производственно-финансовой деятельности.
1. Определение общего объема входящего материального потока
1.1. Характеристика категорий «материальные потоки»
Материальные потоки генерируются деятельностью различных компаний и организаций, которые производят и потребляют определенный продукт или предоставляют или используют определенные услуги. Одновременно с этим, в управлении материальными потоками доминирующее положение занимают такие компании и организации, как: общественные транспортные компании, фирмы экспедиционного назначения, оптовые компании, что претворяют в жизнь ряд логистических процедур с товарами; компании, что не работают с товарами, однако предоставляют услуги по организации оборота опта, являющиеся посредническими и коммерческими; также, это компании, являющиеся производителями, так как их склады готовой продукции и сырья, принадлежащие им, приводят в исполнения ряд логистических операций различного назначения.
Именно силы этих компаний и организаций формируют материальные потоки, а процесс движения товаров осуществляется и контролируется напрямую. Материальный поток — это группа элементов запасов, которые связаны с временным интервалом и учитываются при использовании различных логистических процессов. Но материальный поток не на временной дистанции, а именно в определенный момент времени переходит в материальный запас.
Элементарный материальный поток образуется общностью ресурсов, имеющих одно наименование, а также, не исчезающих во временном интервале, начиная от конкретного источника производства и заканчивая потреблением. А скопление подобных потоков, в рамках формирования на одном и том же предприятии, являет собой общий (интегральный) материальный поток. Он, в свою очередь, содействует тому, что функционирование предприятия происходит на необходимом уровне.
Материальные потоки подразделяются на несколько важных типов: внешний - его течение происходит за пределами имеющейся конкретной логистической системы; внутренний - его течение происходит внутри имеющейся конкретной логистической системы; входящий - поступающий в имеющуюся конкретную логистическую систему из вне поток; выходящий - исключённый из имеющейся конкретной логистической системы поток.
Управление материальными потоками включает определение параметров траектории движения материалов, в том числе: наименование материальных ресурсов; количество материальных ресурсов; отправная точка (выбор поставщика); конечная точка (выбор потребителя); время (время выполнения).
1.2. Формирование производственных запасов
Реализация производственной программы включает в себя обязательное накопление. Эти запасы, являющиеся производственными, никаким образом не влияют на само содержание процесса производства, ведь запасы являют собой всё то, что достаточно для производства, что регулярно эксплуатируется в процессе производства, ничего более. Тем не менее, первостепенное значение самого существования этих запасов коренится именно в том, что нормальное функционирование компании должно быть обеспечено. Деятельность компании может быть изменена как положительно, так и отрицательно. К отрицательным моментам можно отнести трудности, связанные с транспортировкой необходимого для производственного процесса сырья. К тому же, не стоит забывать, что чрезмерное потребление определённого вида запасов в течение короткого времени приведёт к недостатку этих запасов, будь то запланировано или нет. Позитивное изменение может нести в себе не только плюсы, но и минусы. По сути, они также связаны с прибылью или даже убытками для компании.
Если рассматривать реальную практику компаний, то можно сразу выделить ряд тактик, использующихся для планирования материального обеспечения производства (рис. 1).
Если материал, необходимый для производственного процесса закупается только тогда, когда он требуется, то есть по факту, а инвентаризация не создаётся, то такой метод называется позаказным. Это удобно в том случае, когда производство единичное или мелкосерийное, требующее высококачественных материалов и громоздких деталей, которые проблематично хранить. Также, сюда относятся материалы, требующиеся для проведения различных ремонтных работ.
Рис. 1. Методы планирования материального обеспечения производства.
В позаказном методе материальная поддержка возможна как для одного, так и для некоторого количества товаров. Причём, в случае с несколькими товарами, обеспечение материалами удобнее проводить раз в какой-то промежуток времени (к примеру, раз в неделю), так как к этому моменту уже сформирован заказ, учитывающий все заявки, поступившие за конкретный промежуток времени.
Метод, в основу которого лёг детерминированный расчёт материальных потребностей, подразумевает материальное обеспечение на основе плановых задач. Здесь в обязательном порядке необходимо знать потребности, являющиеся первичными, причём, с учётом конкретного периода времени. Также, должна быть известна структура продуктов в форме спецификаций. Это всё даст возможность понять вторичный спрос и, как следствие, дополнительные потребности.
При такой тактике правильно определить размер заказа получится на основе чистой потребности, не забывая подкреплять к этому наличие материалов на складе и планируемого поступления.
Складской запас - подразумевает, что, согласно данным бухгалтерского учёта, есть определённый объём материалов, который доступен и должен быть задействован в промышленном использовании. Выяснение действительной потребности в каких-либо материалах возможно при разделении всего запаса: одна часть — это материалы, что должны быть задействованы в конкретной программе выпуска; другая часть - наличный запас материалов, доступных для получения.
Намеченный запас - недоступные для использования материалы, так как они намечены на продажу.
Цеховой запас - направленные со склада материалы для временного пребывания в цехе, требующие последующей переработки.
Оперативное пополнение иссекаемых запасов, поддержание их на уровне, достаточном для закрытия потребности до очередного получения материалов, является материальным обеспечением на основе осуществляемого потребления. Такой метод позволяет корректно определить время дополнительного заказа. Размер заказа в данном случае не имеет значения.
Оформление дополнительных заказов в соответствии с определёнными правилами и виды проверок определяют две тактики, подразумевающие материальное обеспечение на основе осуществляемого потребления. Другими словами - системы управления запасами. Первая - система, регулирующая запасы, имеющие установленные размеры заказа (обеспечение своевременных запасов). Вторая - система, регулирующая запасы, имеющие установленную периодичность (необходимая ритмичность).
2. Определение параметров партий поставок
2.1. Определение экономичного размера заказа
Экономичным размером заказа является величина партии материалов, которая позволит сократить до минимума ежегодную общую сумму расходов на выполнение заказа и хранение материалов. Методика определения экономичного размера заказа заключается в сравнении преимуществ и недостатков приобретения материалов большими и малыми партиями и в выборе размера заказа, соответствующего минимальной величине общих расходов на пополнение запасов. Соотношение размера заказа и расходов на поставку (выполнение заказов) и хранение материалов графически изображено на рис. 2.
Рис. 2. Соотношение размера заказа и расходов на поставку (выполнение заказов) и хранение материалов.
Пусть х – ч
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алесинская Т. В. Основы логистики. Таганрог: изд-во ТТИ ЮФУ, 2009. – 79 с.
2. Афанасенко И. Д., Борисова, В. В. Логистика снабжения. Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2010. – 336 с.
3. Гаджинский А. М. Логистика: Учебник, 5-е изд. − М.: Изд. торг. центр «Маркетинг», 2002. – 408 с.
4. Логистика: учеб. пособие / И. М. Баско, В. А. Бороденя, О. И. Карпеко и др.; под ред. Д-ра экон. наук, профессора И. И. Полещук. – Минск: БГЭУ, 2007. – 431 с.
5. Логистика: Учебник/ под ред. Б. А. Аникина: 3-е изд., перераб и доп. − М.: ИНФРА-М, 2004. – 368с.
6. Сергеев В. И. Логистика снабжения: учебник / В. И. Сергеев, И. П. Эльяшевич; под общей ред. доктора экон. наук В. И. Сергеева. – М.: Рид. Групп, 2011. – 416 с.
7. Сковронек, Чеслав, Сариуш-Вольский, Здислав. Логистика на предприятии: учеб-методич. Пособие: Пер. с польск. − М.: Финансы и статистика, 2004. – 400 с.
8. Чеботаев А. А. Логистика и маркетинг: маркетологистика учеб. пособие. − М.: Экономика, 2005. – 248 с.